Обложка: 18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда
Праздники

18 января 2024 года

18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда

Газета "Ленинградская Правда"

Поздним вечером 18 января 1943 года в радиоэфире прозвучало сообщение от советского Информбюро: «На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших г. Ленинград… Прорвав долговременную укреплённую полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течение семи дней напряжённых боёв, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли: г. Шлиссельбург, крупные укреплённые пункты Марьино, Московская Дубровка, Липка, рабочие посёлки №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная. Таким образом, после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».

Газета "Ленинградская Правда" 

Ленинградцы ждали этого часа, знали, что он придёт. Атмосферу тех дней передал журналист и основатель корреспондентского пункта Всесоюзного радио в осаждённом городе Матвей Фролов. На портале Президентской библиотеки доступны его радиорепортажи, записанные в том числе в сороковую годовщину прорыва блокады Ленинграда, 18 января 1983 года, в ходе торжественных мероприятий в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр). Именно в этом театре в победном 1945 году городу вручили высшую государственную награду СССР – орден Ленина – «за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады».

Праздничный плакат  

Январь 1943 года. «Ночь была морозная – настоящая питерская январская ночь. Улицы пустынны, зенитки смотрят вверх. Город продолжал фронтовую вахту. В цехах шли митинги. Десятки людей шли ночью к нам в Дом Радио: дайте сказать хоть несколько слов. Звонок из Москвы: привет, друзья, москвичи обнимают вас. Ещё звонок по телефону, девочка: мой папа скоро вернется домой с войны? Скоро, Людочка, теперь уже скорее, чем прежде. С Лиговского проспекта из дома номер 202 пришла гражданка Журавлёва: не могу быть одна, а в квартире никого, вот к вам и пришла, поцелуйте от меня наших героев... Где они, наши герои, были в ту январскую ночь? Они шли вперед, расширяя прорыв. Ранее утро 19 января. На улицах вывешивают алые флаги, флаги победы. Один из них укреплён на развалинах дома, что разрушен фашистской бомбой. Ночь на 19 января 1943 года – историческая ночь позади. С добрым утром, земляки, говорили мы друг другу… А на Невских берегах, только что освобождённых от врага, уже начиналась жизнь – наша, советская. Николай Тихонов писал тогда, что на пристани освобождённого Шлиссельбурга уже снуют моряки, железнодорожники осматривают пути… На противоположном берегу, где раньше нельзя было показаться человеку, открыто дымят паровозы и двигаются поезда. Первый день после прорыва блокады. Победный день, которого мы ждали. Город Ленина получил прямую связь с Большой землей. Предстоит построить железную дорогу протяженностью 30 километров», – вспоминал в одной из радиопередач Матвей Фролов.

 Военная фотография

В 1941 году последний поезд пришёл в Ленинград 27 августа. Враг перерезал Октябрьскую железную дорогу, вышел на ближние подступы и на долгие 17 месяцев город полностью оказался блокирован. Единственной ниточкой, связывавшей Ленинград с Большой землей – по воде и по льду, – была ладожская Дорога жизни. После прорыва блокады 18 января 1943 года, как говорил Фролов, «появилось окошко», а значит можно было «по земле, по нашей советской земле организовать сообщение со всей страной».

Карта прорыва блокады 

Практически сразу же на отнятую у врага землю пришли строители, железнодорожники, тысячи жителей осаждённого города. В кратчайший срок – дорог каждый день – нужно было в прорубленном коридоре построить железнодорожную ветку длиной 33 км от станции Поляны до Шлиссельбурга. Местность в основном была болотистая, всё, что на тот момент там было, – лишь полуразрушенная узкоколейка, по которой когда-то доставляли торф. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, которые необходимо было обезвредить. Восемь километров пути находились в прифронтовой зоне, как говорится, «под носом» у противника, работать приходилось под артиллерийским и минометным огнём. Несмотря ни на что, люди трудились сутками напролёт, в пургу и мороз, среди льда и стылой воды, «впрягаясь» в сани из металлических листов, возили грунт и камни, рубили и перетаскивали огромные брёвна, и на засыпанное болото, которое было для строителей, как они говорили, «дороже рыхлого чернозема», ложились ниточки рельс будущей железной дороги. Огромные трудности стояли и перед теми, кто воздвигал железнодорожный мост через Неву. Чтобы проложить свайно-ледовую переправу длиной 1300 м, необходимо было забить более 2,5 тысячи свай при очень большой скорости течения и шестиметровой глубине Невы в этом месте.

Руководил всеми строительными работами, на которые было отведено меньше трёх недель, Иван Георгиевич Дубков, до войны – начальник Строительства № 5 Народного комиссариата путей сообщения (ныне «Метрострой»). Сейчас это кажется невероятным, но дорога была сдана уже 5 февраля, на несколько дней раньше намеченного срока. На портале Президентской библиотеки можно прослушать интервью Матвея Фролова с Вольдемаром Матвеевичем Виролайненом, возглавлявшим Волховстроевский железнодорожный узел. Именно под его руководством велись работы по подготовке к отправлению первого поезда в блокадный Ленинград. «Главный железнодорожник», как называли Виролайнена, рассказывает, что «когда прорвали блокаду, в депо организовали соревнование машинистов – кто будет иметь право вести первый поезд в Ленинград». Этого почетного права добивались все паровозные бригады, хотя и осознавали, этот рейс длиной 33 км может стать последним ддя них. В соревновании победила бригада молодого машиниста Ивана Пироженко.

Первый поезд 

Виролайнен ещё в апреле 1942 года пообещал военкору Ленинградского фронта Павлу Лукницкому: что бы ни случилось, он будет на первом поезде, который поедет в блокадный Ленинград, и они обязательно встретятся «на том берегу Невы». Так и случилось: «На станции Междуречье я взял управление поездом в свои руки, попросил машиниста пересесть, сам переехал через Неву и доехал до станции Шлиссельбург. И здесь меня встретил Павел Лукницкий. Мы с ним обнялись, слезу проронили, очень трогательное это было дело…». На перегоне Междуречье – Липки гитлеровцы обстреляли поезд. Снаряды рвались по обеим сторонам трассы, но, к счастью, ни один не попал в состав и не повредил путь. Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей. Паровоз был украшен хвойными ветками и плакатами: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду!», «Смерть немецко-фашистским захватчикам!». Навстречу неслись восторженное «ура», играл военный оркестр. «Сегодня открывается постоянное и регулярное сообщение Ленинграда со страной», – прозвучал голос с трибуны. Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку.

В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок... Послушайте, друзья: настоящий поезд! Пройдёт немного времени и где-то на полустанке пассажир скажет кассиру торжественно и радостно: „В Ленинград!“. И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город – все сорок, – были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных. Он привез надежду на жизнь и веру в победу. «Это был такой праздник! – продолжает свой рассказ Вольдемар Виполайнен. – Сразу повысили норму хлеба, и самое главное, теперь не надо было перегружать грузы на Ладожском озере, при том что шло очень много вооружения, полным ходом шла подготовка к снятию блокады».

Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов 

«В тот же день отправился поезд из Ленинграда, – вспоминает в радиорепортаже Матвея Фролова машинист Георгий Осипович Федоров. – Сначала поезда шли лишь ночью, ведь дорога подвергалась непрерывным артобстрелам и бомбёжкам, но фронт и Ленинград требовали большего. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 1943 года на фронтовую дорогу вступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Гибли люди, вместо них вставали другие – магистраль действовала… Все, кто был на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением. Нашим девчатам-кочегарам приходилось перекидывать в топку по 140–150 кубометров дров. Тяжело было, а справлялись. И снарядов фашистских не боялись… Так мы работали в течение всего 1943 года, до полного снятия вражеской блокады». На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с уникальным документом – рукописными воспоминаниями о службе в 48-й паровозной колонне особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР кочегара паровоза ЭМ 732-32 Андрея Ивановича Проскурина.

 Рисунок Владимира Гальба

Первый поезд, отправившийся из блокадного города на Большую землю, был загружен отливками орудийных стволов. Эта схема сохранилась и дальше: в осаждённый город составы везли продовольствие, топливо, медикаменты, которые спасали жизни сотни тысяч людей, а обратно отправлялись груженые продукцией оборонных предприятий – так Ленинград вносил свой вклад в борьбе с врагом на фронтах Великой Отечественной войны и готовился к решительному бою за полное освобождение от фашистской блокады. Несмотря на то, что немецкие войска 1200 раз разрушали железнодорожное полотно, фронтовая магистраль бесперебойно действовала до полного разгрома фашистов под стенами Ленинграда в январе 1944 и восстановления освобожденных от немецких войск участков железных дорог. По ней прошло более 6 тысяч поездов, и каждый рейс был подвигом. В 1943 году те, кто под артобстрелами и бомбежками создавал и защищал железнодорожную линию, ведущую в Ленинград, кто водил по ней поезда, называли её «коридором смерти». Позже те, кто выжил благодаря этой магистрали и встретил день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, назовут ее Дорогой Победы…

Логотип праздника 

Полная картина событий почти 900 страшных дней осады города на Неве, прорыва вражеского кольца и полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады представлена в специальной цифровой коллекции Президентской библиотеки «Оборона и блокада Ленинграда». В неё включены официальные документы, фотографии, кинохроника, свидетельства участников боевых сражений, личные дневники и воспоминания блокадников и другие материалы.

Подробности 

Источник/Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

 

 

Обложка: 18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

8 марта
07.03

Как отмечали 8 марта в СССР

Православие
10.01

Купание в Крещенскую ночь — традиция или новое веяние?

Купаться или нет - ответ в этой статье. 

13.01

Где можно окунуться в иордань в Петербурге в Крещение?

Рассказываем, где встречать Крещенский сочельник, как правильно окунаться в прорубь, а также о том, как возник праздник Крещения и какое отражение он нашел в искусстве.

11.01

День волшебного слова

22.12

Как Пётр I изменил главный праздник в году

20 декабря 1699 года царь Петр I издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Рассказываем о том, как с приходом нового госудяря поменялись традиции новгодних праздников, а также всего летоисчисления.

Смотреть все