Опубликовано: 02 апреля 2025 года
4 апреля отмечается Международный день настройщика фортепиано. Портал «Культура Петербурга» подготовил материал о самых известных настройщиках в мире, особенностях профессии и фильмах об уникальных мастерах.
Этот праздник посвящен тем профессионалам, кто обычно остается в тени, но чья работа имеет огромное значение для качества музыкального исполнения. Хотя эта дата не относится к числу шумных праздников, она уже стала неотъемлемой частью музыкального календаря.
В этот день во всем мире проходят разнообразные концерты фортепианной музыки, а некоторые настройщики проводят обучающие семинары, где делятся секретами своего сложного ремесла.
Фортепиано, рояль или пианино: в чем разница?
Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретенные позднее клавикорды.
Клавикорд, первый клавишно-струнный инструмент, появился в Западной Европе в XIV веке. Он представлял собой деревянную коробку прямоугольной формы, внутри которой располагалась клавиатура с металлическими струнами.
Спустя столетие, в XV веке, появился настольный клавесин, который позже приобрел треугольную форму, как у современного рояля, и встал на ножки. В отличие от клавикорда, клавесин уже был полноценным концертным инструментом. Он получил распространение во Франции, Германии, Фландрии и Великобритании. У инструмента были струны разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Сегодня клавесин можно услышать на концертах старинной музыки.
Клавесин — клавишно-щипковый инструмент, а фортепиано — клавишно-ударный. Основное различие между ними заключается в том, что в фортепиано при нажатии на клавишу по струне бьет молоточек, а в клавесине его струны не ударяются, а защипываются плектром, подобно медиатору в гитаре. Из-за этого звук клавесина получается более резким. Из-за этого клавесинист не может влиять на громкость звука или постепенно менять ее. Для этого необходимо переключиться на другую клавиатуру. У такого музыканта может быть три клавиатуры с разной силой звука.
Фортепиано было изобретено итальянцем Бартоломео Кристофори (1655-1731 г.г.). Он был недоволен тем, что музыканты не могли контролировать уровень громкости клавесина, и решил эту проблему, заменив щипковый механизм молоточковым. В результате, примерно в 1700 году, так появилось современное фортепиано.
Изначально инструмент получил название clavicembalo col piano e forte, что означает «клавесин с тихим и громким звуком». В европейских языках это название сократилось до современного piano, а в русском языке сохранилось более близкое к оригиналу название — «фортепиано».
Чем занимается настройщик фортепиано?
За настройку роялей и пианино отвечают специалисты, обладающие музыкальным слухом, то есть способностью различать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, поскольку эти профессионалы настраивают струны в соответствии с эталонным звуком.
Будущий настройщик должен иметь базовое музыкальное образование и опыт игры на инструменте. Дополнительные навыки можно получить в специальных школах настройщиков, на фабриках по производству инструментов или в реставрационных мастерских. Также специальные знания приобретаются в музыкальных учебных заведениях. Высшим уровнем подготовки считается академия имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков. Более 110 консерваторий, университетов, колледжей и музыкальных школ мира используют для образовательных и концертных целей исключительно рояли и пианино компании «Стэйнвей и Сыновья», которые стали с середины XX века стали фактическим стандартом в музыкальной индустрии. В российских музыкальных школах в обязанности настройщика, кроме настройки, входят ремонт и регулировка клавишно-молоточкового механизма.
На сегодняшний день настройка фортепиано заключается в следующем:
- настройка первой струны звука «ля» первой октавы по камертону 440 Гц;
- интонировка инструмента по всему диапазону, то есть это искусство выравнивания тембра и яркости звучания инструмента за счет обработки фильца молоточков.
- настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по всем музыкальным интервалам — октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам;
- выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш;
- осмотр состояния всех основных узлов рояля, проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях, то есть на маленьких стерженях, необходимых для натяжения и настройки струн;
- проверка струнной одежды, то есть набора струн различной длины и толщины, жестко натянутых на опорах: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания;
- настройка всех хоров струн в зоне темперации, то есть изменения интервалов музыкального строя;
- техническая работа по выявлению прочих дефектов инструмента и их устранение.
История настройщиков фортепиано в России вкратце
История настройщиков фортепиано в России берет свое начало с мастеров — производителей клавишных инструментов, которые приехали в страну в первой половине XVIII века. Они занимались их изготовлением, настройкой и починкой.
В российской печати появилось сообщение о приезде одного из первых клавишных мастеров уже в 1747 году. А в 1760-х годах в документах российского императорского театра уже упоминаются постоянные работы «мастера для налаживания клавиров» и даже была создана специальная должность для этого.
К концу XVIII века только в Санкт-Петербурге работало свыше 50 фортепианных мастеров, и ассортимент выпускаемых ими инструментов вполне соответствовал европейскому уровню развития музыкальной отрасли. Достоверно известно, что петербургские и московские мастера конца XVIII века, такие как Амер, Гинц, Деус, Фэйверие, Шульц и другие, не только изготавливали, но и длительное время настраивали свои инструменты, «безденежно» чинили их и заменяли вышедшие из строя.
С распространением фортепиано старые виды клавишных инструментов либо переделывались мастерами в фортепиано (модернизировались), либо утилизировались хозяевами. К началу XIX века количество фортепиано в частных домах настолько возросло, что мастера не успевали настраивать не только свои, «гарантийные», но и растущее число привозных инструментов. Работы по настройке и обслуживанию фортепиано у клиентов пришлось передавать подмастерьям и ученикам, а некоторые мастера даже специально обучали этой востребованной профессии.
Однако в начале XIX века профессия настройщика не воспринималась как отдельная специальность и не рассматривалась отдельно от фортепианного производства. Поэтому, например, получалось, что в Петербурге в первой четверти XIX века работало почти 30 фортепианных мастеров, но официально не числилось ни одного настройщика.
Стремительное развитие производства фортепиано в России того времени привело к разделению труда. Производители, которые традиционно сами сбывали свои изделия, постепенно передавали торговлю музыкальными инструментами в руки купцов. А настройщики, число которых увеличивалось, начали захватывать сферу обслуживания — настройку и ремонт фортепиано.
Бурное развитие этого процесса заставило мастеров-производителей петербургского фортепианного цеха в конце 1820-х годов просить министра внутренних дел о запрещении настройщикам чинить инструменты. Но правительство отказало в удовлетворении прошения, и монополия фортепианных мастеров на обслуживание, ремонт и настройку музыкальных инструментов пала. Отныне настройкой фортепиано занимались две профессионально неравные группы — цеховые фортепианные мастера и музыканты, занявшиеся настройкой.
Во второй половине XIX века в Российской империи начались государственные реформы, и фортепианное дело незамедлительно отреагировало на социально-экономические изменения. Рост фабричного производства привел к социальному расслоению. Фортепианные мастера разделилась на фабрикантов фортепиано, наемных работников и владельцев музыкальных магазинов с услугами ремонта, проката и настройки фортепиано.
С началом первой мировой войны и объявлением германских подданных вне закона фабриканты, фортепианные мастера и настройщики, не принявшие российское подданство, были интернированы, а их фабрики, магазины и мастерские куплены, закрыты или разрушены. Например, так закрылись фортепианные фабрики «Мюльбах» и «Братья Дидерихс» в Петербурге. Оставшиеся мощности вошли в состав крупного фортепианного завода «Красный Октябрь». Таким образом, классический тип настройщика-ремесленника — производителя клавишных инструментов — к началу XX века сменился другим типом настройщика, профессиональной школой которого стали производственные мастерские или фабрики, — настройщиком-производственником. В отличие от фортепианного мастера, эти настройщики сами не изготавливали инструмент, их вклад в производство состоял только в настройке и интонировке готового фортепиано.
Традиция оттачивания мастерства в настройке фортепиано на производстве сохранилась и в советское время. Например, в Ленинграде на фабрике «Красный Октябрь» ежемесячно производилось 600 пианино, и каждый инструмент перед продажей требовал настройки.
Женщины в этой профессии
Исторически сложилось так, что для женщин не было места в фортепианном производстве — ни в мастерской, ни на фабрике. Только вдовы фортепианных мастеров-ремесленников могли числиться номинальными хозяевами мастерской и продолжать производство при условии, что всеми работами руководит хорошо обученный, квалифицированный подмастерье, выступавший теперь в роли старшего мастера.
Но в новых экономических условиях, в небольшом семейном предприятии, женщины начали помогать своим отцам и мужьям, настраивая фортепиано. Наиболее характерна эта тенденция была для столиц, где в конце XIX — начале XX века настройщиками работали почти два десятка представительниц бывших ремесленных фортепианных династий. В Петербурге — это Вильгельмина Бартельс, Ольга Клейдер, Ульяна Костылева, Анна Рейнике, Юлия Ризле, Мария Сухоржевская, Мария-Луиза Фриш, Евдокия Шлезингер. Например, в 1910–1911 годах в Петербурге на Казанской улице, д. 18 рекламировалась «Женская школа изучения починки роялей и настройки их».

Во второй половине XX века в Санкт-Петербурге более 50 лет работала Галина Лоза — единственная женщина, занимавшаяся настройкой фортепиано. На третьем курсе музыкального училища один из преподавателей, заметив способности ученицы в настройке пианино, порекомендовал ей стать именно настройщицей. Сначала она устроилась на фабрику «Красный Октябрь» курьером-уборщицей. Позже, с большим трудом, ей удалось добиться, чтобы ее приняли на курсы настройщиков при фабрике. По их завершении она довольно долго трудилась в Ленинградской консерватории, кроме того, было много командировок по всей Ленобласти. И почти везде ее встречали с удивлением.
Незрячие настройщики фортепиано
Незрячие настройщики фортепиано представляют собой необычный пример того, как упорство и талант могут преодолеть физические ограничения. Эти удивительные люди не только овладели сложным искусством настройки инструментов, но и развили особую чувствительность к звуку и гармонии, позволяющую им адаптироваться к самым различным ритмам и мелодиям. В разделе мы кратко расскажем о двух ярких биографиях незрячих настройщиков, каждый из которых представляет собой вдохновляющий пример того, как преданность делу и настойчивость могут превратить вызовы в достижения.
***
Гавриил Фёдорович Серебренников родился в 1895 году в Архангельске. С самого детства он был слепым, но при этом обладал абсолютным слухом. С 1931 года и до начала войны Гавриил Фёдорович работал настройщиком на фабрике «Красный Октябрь», где производились пианино и фортепиано. В 1936 году за свои успехи в работе специалист был премирован пианино.Во время Блокады Серебренников был включен в список 12 незрячих слухачей и отправлен на фронт в составе 189 зенитно-артиллерийского полка защищать небо Ленинграда. Мастер работал на звукоулавливателе на окраине города на Неве, в том месте, где сейчас располагается станция «Девяткино». Дежурили по двое: зрячий боец и слепой. Первый медленно поворачивал специальные трубы звукоулавливателя в разные стороны, а второй должен был слушать и, главное, услышать вражеские самолеты. 30 июня 1942 года Гавриил Фёдорович был демобилизован по состоянию здоровья.
После войны Гавриил Фёдорович поступил на работу в музыкально-эстрадное объединение, где стал мастером настройщиком музыкальных инструментов. Специалист проработал в этой должности до 1960 года, пока его не уволили в связи с ликвидацией отдела настройщиков. К тому времени стаж работы Серебренникова настройщиком составил 30 лет.
Мастер активно выступал за сохранение для слепых старинной профессии настройщика клавишных инструментов.

Говоря о незрячих настройщиках, мы не можем не вспомнить про одного из первых первопроходцев — Клода Монталя, жившего в первой половине XIX века.
Он был французским мастером по настройке пианино и автором, который написал первый в своем роде всеобъемлющий труд по настройке и ремонту инструментов под названием «Искусство самостоятельной настройки фортепиано». Позже перед своей смертью Клод Монталь переиздал это произведение, добавив в него новую главу об обучении слепых людей профессии настройщика/техника фортепиано.
Впоследствии Клод стал крупным производителем пианино и запатентовал несколько изобретений. В молодом возрасте Монталь потерял зрение, но это не остановило его на пути к успеху. Специалист помог сделать карьеру фортепианного настройщика доступной для слепых людей.
В 1830 году мастер поступил в Национальный институт для слепой молодежи, где овладел профессией настройщика. Примечательно, что он учился отчасти самостоятельно, так как преподаватели поначалу скептически относились к идее Монталя стать тюнером, как называют настройщиков на Западе.
Однако упорство молодого человека было вознаграждено, и он стал превосходным мастером по настройке фортепиано. Вскоре Клода стали приглашать в качестве наставника для тех, кто хотел продолжить его дело. Монталь получил признание в качестве официального поставщика фортепиано для Института слепой молодежи Парижа в результате конкурса, в котором имена производителей были скрыты. Позднее этот специалист получил звание официального поставщика фортепиано для императора и императрицы Франции и императора Бразилии.
Успех Клода Монтала открыл путь другим незрячим настройщикам, а его методы обучения были переняты специальными учебными заведениями для слепых в Англии и других странах.

Настройщики пианино в фильмах
В мире кино редко встречаются фильмы, где главные герои — это настройщики фортепиано. Как правило, эти скромные, но талантливые личности остаются в тени, хотя именно такие мастера вносят важный вклад в создание мелодий, волнующих сердца зрителей. Тем не менее, некоторые кинематографические произведения все же выбирают нетривиальный путь, позволяя нам взглянуть на жизнь настройщиков.
***
«Жил-был настройщик…» — это советский цветной художественный фильм, снятый в 1979 году режиссером Владимиром Алениковым. Это был его дебют в качестве режиссера.
Скромный и невзрачный чудак-настройщик, мечтающий стать дирижером, ходит по квартирам разных людей, настраивая музыкальные инструменты. Путь мастера на работу всегда сопровождается приключениями — то к нему лезет с эспандером сосед, то обманывает эксцентричный фокусник. Среди клиентов героя тоже попадаются разные люди: это и глуховатый старичок, у которого западают все ноты, и маленькая девочка-шахматистка, родственники которой решают, кем ей быть в будущем. И вдруг однажды настройщик, ходя по адресам, встречает женщину своей мечты — возвышенную и недоступную…
«Настройщик» (l’Accordeur / The Piano Tuner) снят во Франции режиссером Оливье Тренэром в 2010 году. Коротокометражный фильм получил множество европейских наград.
Адриан — молодой талантливый пианист. Он тяжело переживает после провала на конкурсе Бернштейна и решает стать настройщиком фортепиано. Адриан притворяется слепым, чтобы наблюдать за своими клиентами. Эта тайна позволяет ему вновь почувствовать интерес к музыке. Адриан видит вещи, которые не должен видеть, и в один прекрасный день становится случайным свидетелем убийства…
«Пианомания» (Pianomania, или на немецком Die Suche nach dem perfekten Klang) — документальный фильм немецких режиссеров Роберта Цибиса и Лилиан Франк о работе одного из самых лучших настройщиков пианино Штефане Кнюпфере в 2009 году.
Главный герой фильма: Штефан Кнюпфер, настройщик пианино фирмы «Steinway & Sons», помогает своим знаменитым клиентам — лучшим пианистам мира — найти подходящий им по звучанию инструмент для выступлений и записей. В центре сюжета стоит продолжавшаяся год работа с пианистом Пьером-Лораном Эмаром, который готовится для записи «Искусства фуги» Иоганна Баха.

Фортепиано в живописи
Образы настройщиков фортепиано в классическом искусстве не так часто встречаются в классических полотнах, как другие музыкальные темы. Однако некоторые художники раскрывают в своих картинах важность заботы о музыкальных инструментах и зачастую недооценённую роль настройщиков в музыкальной культуре.


Настройщики фортепиано в литературе
Образы настройщиков фортепиано нечасто встречаются в художественной литературе, но они стали неотъемлемой частью литературного мира. В этом разделе мы перечислим несколько произведений, где главный герой — настройщик.
***
- Антон Чехов «Сапоги».
- Михаил Зощенко «Честное дело».
Семья берет напрокат рояль для обучения ребенка и на лето уезжает на дачу, а инструмент запирает в комнате. Настройщик роялей, присланный учреждением, приходит в городскую квартиру и, несмотря на то, что хозяева уехали, настаивает на настройке инструмента.
Кстати, этот сюжет вошел в спектакль «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко», который можно увидеть в репертуаре Балтийского дома-фестиваля.
- Тревор Уильям «Две жены настройщика пианино».
Но Виолетта умерла, и ее место заняла Белла. Казалось бы, живи и радуйся, но ревность к сопернице не давала покоя женщине. Она постоянно обращала внимание на вещи, которые принадлежали первой жене.
- Франц Мор «Моя жизнь с великими пианистами».
- Александр Маркович «Зарисовки из жизни настройщика фортепиано, или Как я не стал музыкантом».
Он родился в Таганроге, как и Чехов. В 1989 году с семьей эмигрировал в Нью-Йорк, США, где был принят на работу настройщиком фортепиано в фирму «Стейнвей и сыновья». В процессе профессиональной деятельности автор неоднократно сталкивался с вопросами относительно специфики работы настройщика музыкальных инструментов. В итоге Маркович написал автобиографический рассказ.
- Дэниел Мейсон «Настройщик».
Лондон, 1886 год. Однажды туманным днем настройщик фортепиано Эдгар Дрейк получает необычный заказ от Военного министерства: он должен оставить свою спокойную жизнь и отправиться в джунгли Бирмы, чтобы починить редкий рояль, принадлежащий загадочному армейскому хирургу. Так начинается необычное путешествие по Европе, Красному морю, Индии и далее в сопровождении очаровательной женщины.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться