Опубликовано: 18 июня 2025 года
«Коллекция русского авангарда в Русском музее — это крупнейшее в стране собрание авангарда, который получил мировое признание как великий эксперимент русского искусства. В силу своей колоссальной востребованности многие шедевры можно было чаще увидеть за рубежом, на западных площадках, чем дома. Пришло время вернуть эти произведения отечественному зрителю. В дни Петербургского международного экономического форума возвращение дает возможность гостям, ценителям со всего мира, которые съезжаются сейчас в Северную столицу, увидеть русский авангард в России, в Русском музее», — сказала на пресс-конференции генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Художественная революция начала XX века
Впервые за долгое время гости выставки «Наш авангард» смогут увидеть в едином пространстве коллекцию, отражающую художественную революцию XX века. Организаторы экспозиции демонстрируют новое видение этого яркого культурного феномена.
Российский авангард был не только художественным, но и социальным, культурным, технологическим экспериментом, который глубоко повлиял на искусство XX века. Это направление порвало с традициями и искало новые формы выражения, изменив представления о возможностях искусства и роли в обществе.

В конце XIX — начале XX века русская академическая и реалистическая живопись не удовлетворяла молодых художников, которые стремились к новому художественному языку. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества произошел раскол между «реалистами» и «модернистами»: Ларионовым, Гончаровой, Бурлюком и другими.
Появлению и развитию авангарда в России способствовали такие моменты:
- Три выставки «Золотого руна» (1908–1909) и показ работ французских мастеров, таких как Пикассо, Матисс и Делоне, помогли авангардным идеям проникнуть в Россию.
-
Предреволюционная атмосфера способствовала появлению авангарда как искусства революции. Художники видели в нем средство преобразования мира и сознания людей.
- Научные открытия, такие как теория относительности, радиоактивность и концепция четвертого измерения, вдохновляли художников на эксперименты с формой и цветом. Это стало основой авангардного искусства.
Художники стремились разрушить устоявшиеся нормы искусства, отвергая традиционные правила композиции и сюжетности. Их внимание сосредоточилось на выразительных свойствах цвета, абстрактных композициях и геометризации форм. Абстракционизм стал фундаментом авангарда, а супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм и лучизм — его основными течениями.
Примером может служить работа Казимира Малевича «Черный квадрат» (1915), где художник полностью отказался от предметности, создав абстракцию как новый язык. С тех пор картина не должна была точно копировать предмет.
Другим примером может служить Михаил Ларионов, который как основатель лучизма, пытался передать движение и энергию света. Картины художника изображали не сами предметы, а лучи, отраженные от них, — внутреннее оптическое восприятие, а не внешнюю форму. Согласно теории лучизма, в действительности человек воспринимает не сам предмет, а «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передавались цветными линиями, пересекающимися и создающими особое пространство, стирающее границы между натурой и картиной.
Авангардисты стремились объединить искусство с повседневной жизнью. Они считали, что творчество должно пронизывать все аспекты человеческого существования, а не ограничиваться рамками живописи или скульптуры. Художники применяли свои идеи в театре, моде, дизайне и сценографии.
Например, Марк Шагал создавал эскизы для театра и витражи, интегрируя свои идеи в архитектуру. Мастер написал девять панно для маленького зала Государственного еврейского камерного театра в Петрограде, семь из которых сохранились. Эти работы сочетали яркие цветовые полосы супрематизма с фигурными образами людей и животных, создавая насыщенное пространство сцены и зала.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова работали над театральными постановками, создавая декорации и костюмы для балетов и спектаклей, таких как «Свадебка» и «Жар-птица» Стравинского. Авангардное искусство выходило за рамки живописи и становилось частью сценического искусства.
В опере «Победа над Солнцем» Казимир Малевич проявил свою авангардность, радикально отказавшись от традиционных театральных декораций и костюмов. Вместо привычных изображений он использовал супрематические формы — квадраты, круги, треугольники, лишенные предметного значения. Эти элементы служили выражением нового художественного языка и философии, создавая новый визуальный опыт. Пространство и форма переставали имитировать реальность, становясь самостоятельными средствами выразительности. Костюмы Малевича, сделанные из картона, проволоки и папье-маше, ограничивали движения актеров, превращая их в подобие машин. Это подчеркивало футуристическую идею синтеза человека и техники, контрастируя с традиционными костюмами, ориентированными на естественность и историческую достоверность.
Факт о выставке. |
Общие виды выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Течения в авангарде
Выставка «Наш авангард» в корпусе Бенуа позволит посетителям совершить экскурс в мир новаторских художественных исканий первой половины XX века, погрузиться в атомсферу экспериментов с формой и цветом, а также познакомиться с главными авангардными течениями: суперматизмом, конструктивизмом, экспрессионизмом, футуризмом, кубизмом и сезаннизмом.
Что это за течения? Как отличить их работы друг от друга? Портал «Культура Петербурга» подготовил небольшую шпаргалку.

Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в конце XIX века.
Главные признаки: передача мимолетных впечатлений, изменчивость света и цвета, быстрые мазки, отказ от четких контуров и традиционной композиции.
В России импрессионизм приобрел национальные особенности: преобладание деревенских и природных пейзажей, психологизм в портретах, использование иной цветовой палитры для передачи особенностей русской природы, а также более выраженная сюжетность и социальная нагрузка. Русские импрессионисты часто включали себя в объекты изображения, проявляя сочувствие и эмоциональную вовлеченность.
***
Примитивизм — течение в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся сознательным упрощением форм и обращением к наивному, народному или детскому искусству.
Главные признаки: плоскостность, отсутствие перспективы, яркость цвета, наивная трактовка сюжетов.
В России примитивизм тесно связан с народным творчеством, лубком, иконописью, а также с мифологическими и утопическими представлениями, особенно в работах художников-самоучек и наивных мастеров, часто начинавших творить в зрелом возрасте. Их искусство отражало массовое сознание и мечты о новом обществе.
***
Сезаннизм — направление, возникшее под влиянием творчества Поля Сезанна.
Главные признаки: синтез цвета и формы, конструктивный подход, геометризация предметов, переход от импрессионизма к монументальным формам.
В России влияние Сезанна проявилось в творчестве авангардистов, особенно объединения «Бубновый валет». Здесь сезаннизм сочетался с другими направлениями, а в 1910–1920-х годах многие художники стремились буквально освоить приемы Сезанна, что привело к появлению «русских сезаннистов».
***
Кубизм — авангардное направление, возникшее во Франции в начале XX века.
Главные признаки: изображение с помощью геометрических форм, дробление объектов, нарушение перспективы, акцент на структуре.
В России кубизм трансформировался в кубофутуризм, где сочетались элементы кубизма и футуризма. Русские художники вдохновлялись национальными традициями, иконописью и фольклором, создавали уникальные синтезы, а также стремились передать движение и динамику с помощью геометрических средств. Центральной фигурой русского кубизма стал Казимир Малевич.
Футуризм — художественное течение, появившееся в Италии в начале XX века.
Главные признаки: культ будущего, динамика, движение, отказ от традиций, резкие линии, энергия современной жизни и техники.
В России футуризм приобрел черты бунтарства, анархичности, отрицания культурных традиций, поиска нового языка, экспериментов с формой и словом, а также особого интереса к индустриальной тематике и массовым настроениям. Русский футуризм был не только художественным, но и литературным явлением.
***
Абстракционизм — направление XX века, где вместо изображения реальных объектов используются формальные элементы: линия, цвет, конфигурация.
Главные признаки: беспредметность, отказ от узнаваемых форм, выражение эмоций через абстрактные композиции.
Россия считается родиной абстракционизма: здесь работали Кандинский, Малевич, Лисицкий, Родченко. Русский абстракционизм отличался философской глубиной, стремлением к свободе творчества и индивидуальности, а также богатой традицией инноваций и самодостаточности.
***
Конструктивизм — направление в искусстве и архитектуре, возникшее в России в 1910–1920-х годах. Основатель — Владимир Татлин, важную роль сыграли Александр Родченко, Алексей Ган, братья Веснины.
Главные признаки: строгость, геометризм, лаконичность форм, функциональность, индустриальные материалы, подчинение искусства задачам строительства нового общества.
В России конструктивизм стал выражением революционных изменений, стремления к созданию нового коллективистского общества, массового жилья и новых типов общественных зданий. Особое значение имела функциональность и социальная направленность архитектуры, а также внедрение новых технологий и материалов.
Интересные факты: |
Экспонаты выставки крупным планом. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Идея и оформление выставки
Выставка «Наш авангард» основана на собственном собрании музея. Только 26 экспонатов были предоставлены другими музеями России. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Центр «Зотов», Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Художественный музей имени Ф.А. Коваленко в Краснодаре, Нижегородской государственный художественный музей и другие.
Для рассказа о бурном десятилетии 1910-1920-х годов на выставке «Наш авангард» использованы новые архитектурные решения, плотная развеска и фокусные залы, рассказывающие о творчестве знаковых авторов. Сокуратором и автором экспозиции выступил московский архитектор Юрий Аввакумов.

Шедевры на экспозиции размещены с учетом течений живописи и мировоззренческих взглядов авторов. В ходе маршрута предлагается переходить от одного художественного течения к другому: от импрессионизма через примитивизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, абстракцию к конструктивизму. Эта структура напоминает музейную практику 1920-х годов. Одним из главных ориентиров стали традиции, заложенные современником авангардистов Николаем Пуниным, руководителем Отделения новейших течений Русского музея. Как и тогда, работы одного автора могут быть размещены в разных залах, в зависимости от задач, которые он решал в разные периоды творчества.
Рождение выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Магистральную линию выставки усиливают «фокусные» залы. В одном из них представлены портреты и автопортреты деятелей культуры — «героев» эпохи, которые создавали русский авангард. Другие пространства посвящены постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова. Это позволяет показать их наследие во всей полноте, подчеркнуть высокий статус художников и выделить уникальность музейной коллекции: нигде в мире нет таких значительных собраний их работ.
Живопись и отчасти скульптура задают тон выставке, а затем эта тенденция развивается в разделе станкового рисунка. Особое внимание уделено футуристической книге и авангардному фарфору.
Факты о выставке: |
Адрес: Корпус Бенуа, набережная канала Грибоедова, д. 2.
Для участников ПМЭФ экспозиция откроется 17 июня, а с 21 июня до 1 декабря будет доступна для всех желающих.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться