Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда
Репортажи и рецензии

Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Опубликовано: 18 июня 2025 года

21 июня Русский музей открывает грандиозную экспозицию «Наш авангард», которая является официальной выставкой XXVIII Петербургского международного экономического форума. Более 400 шедевров займут 20 залов на втором этаже корпуса Бенуа. Беспрецедентная по масштабу экспозиция впервые покажет всех классиков авангарда: Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Наталью Гончарову, Марка Шагала, Михаила Ларионова, Ольгу Розанову, художников обществ «Бубновый валет» и «Союз Молодежи». Портал «Культура Петербурга» посетил выставку и делится своими впечатлениями. 

«Коллекция русского авангарда в Русском музее — это крупнейшее в стране собрание авангарда, который получил мировое признание как великий эксперимент русского искусства. В силу своей колоссальной востребованности многие шедевры можно было чаще увидеть за рубежом, на западных площадках, чем дома. Пришло время вернуть эти произведения отечественному зрителю. В дни Петербургского международного экономического форума возвращение дает возможность гостям, ценителям со всего мира, которые съезжаются сейчас в Северную столицу, увидеть русский авангард в России, в Русском музее», — сказала на пресс-конференции генеральный директор Русского музея Алла Манилова.



Художественная революция начала XX века


Впервые за долгое время гости выставки «Наш авангард» смогут увидеть в едином пространстве коллекцию, отражающую художественную революцию XX века. Организаторы экспозиции демонстрируют новое видение этого яркого культурного феномена.

Российский авангард был не только художественным, но и социальным, культурным, технологическим экспериментом, который глубоко повлиял на искусство XX века. Это направление порвало с традициями и искало новые формы выражения, изменив представления о возможностях искусства и роли в обществе.
Общий план выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
В конце XIX — начале XX века русская академическая и реалистическая живопись не удовлетворяла молодых художников, которые стремились к новому художественному языку. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества произошел раскол между «реалистами» и «модернистами»: Ларионовым, Гончаровой, Бурлюком и другими.

Появлению и развитию авангарда в России способствовали такие моменты: 

  • Три выставки «Золотого руна» (1908–1909) и показ работ французских мастеров, таких как Пикассо, Матисс и Делоне, помогли авангардным идеям проникнуть в Россию.

  • Предреволюционная атмосфера способствовала появлению авангарда как искусства революции. Художники видели в нем средство преобразования мира и сознания людей.

  • Научные открытия, такие как теория относительности, радиоактивность и концепция четвертого измерения, вдохновляли художников на эксперименты с формой и цветом. Это стало основой авангардного искусства.

Художники стремились разрушить устоявшиеся нормы искусства, отвергая традиционные правила композиции и сюжетности. Их внимание сосредоточилось на выразительных свойствах цвета, абстрактных композициях и геометризации форм. Абстракционизм стал фундаментом авангарда, а супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм и лучизм — его основными течениями.

Примером может служить работа Казимира Малевича «Черный квадрат» (1915), где художник полностью отказался от предметности, создав абстракцию как новый язык. С тех пор картина не должна была точно копировать предмет.

Другим примером может служить Михаил Ларионов, который как основатель лучизма, пытался передать движение и энергию света. Картины художника изображали не сами предметы, а лучи, отраженные от них, — внутреннее оптическое восприятие, а не внешнюю форму. Согласно теории лучизма, в действительности человек воспринимает не сам предмет, а «сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передавались цветными линиями, пересекающимися и создающими особое пространство, стирающее границы между натурой и картиной.

Авангардисты стремились объединить искусство с повседневной жизнью. Они считали, что творчество должно пронизывать все аспекты человеческого существования, а не ограничиваться рамками живописи или скульптуры. Художники применяли свои идеи в театре, моде, дизайне и сценографии.

Например, Марк Шагал создавал эскизы для театра и витражи, интегрируя свои идеи в архитектуру. Мастер написал девять панно для маленького зала Государственного еврейского камерного театра в Петрограде, семь из которых сохранились. Эти работы сочетали яркие цветовые полосы супрематизма с фигурными образами людей и животных, создавая насыщенное пространство сцены и зала.

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова работали над театральными постановками, создавая декорации и костюмы для балетов и спектаклей, таких как «Свадебка» и «Жар-птица» Стравинского. Авангардное искусство выходило за рамки живописи и становилось частью сценического искусства.

В опере «Победа над Солнцем» Казимир Малевич проявил свою авангардность, радикально отказавшись от традиционных театральных декораций и костюмов. Вместо привычных изображений он использовал супрематические формы — квадраты, круги, треугольники, лишенные предметного значения. Эти элементы служили выражением нового художественного языка и философии, создавая новый визуальный опыт. Пространство и форма переставали имитировать реальность, становясь самостоятельными средствами выразительности. Костюмы Малевича, сделанные из картона, проволоки и папье-маше, ограничивали движения актеров, превращая их в подобие машин. Это подчеркивало футуристическую идею синтеза человека и техники, контрастируя с традиционными костюмами, ориентированными на естественность и историческую достоверность.

 

Факт о выставке.
Видеопрезентация костюмов, разработанных Казимиром Малевичем для оперы «Победа над Солнцем», завершает экспозицию, демонстрируя уникальное сотрудничество между Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства и Московской государственной филармонией. Презентация гармонично сочетается с футуристической музыкой Михаила Матюшина и роялем-метафорой, занимающим центральное место в пространстве. 


 
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда1
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда2
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда3
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда4
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда5
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда6
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда7
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда8
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда9
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда10
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда11
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда12
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда13
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда14
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда15
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда16

Общие виды выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.




Течения в авангарде


Выставка «Наш авангард» в корпусе Бенуа позволит посетителям совершить экскурс в мир новаторских художественных исканий первой половины XX века, погрузиться в атомсферу экспериментов с формой и цветом, а также познакомиться с главными авангардными течениями: суперматизмом, конструктивизмом, экспрессионизмом, футуризмом, кубизмом и сезаннизмом.

Что это за течения? Как отличить их работы друг от друга? Портал «Культура Петербурга» подготовил небольшую шпаргалку.
Журналисты собрались рядом с портретом Анны Ахматовой кисти Натан Альтмана. Фото6 Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в конце XIX века.
Главные признаки: передача мимолетных впечатлений, изменчивость света и цвета, быстрые мазки, отказ от четких контуров и традиционной композиции.
В России импрессионизм приобрел национальные особенности: преобладание деревенских и природных пейзажей, психологизм в портретах, использование иной цветовой палитры для передачи особенностей русской природы, а также более выраженная сюжетность и социальная нагрузка. Русские импрессионисты часто включали себя в объекты изображения, проявляя сочувствие и эмоциональную вовлеченность.

***


Примитивизм — течение в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся сознательным упрощением форм и обращением к наивному, народному или детскому искусству.
Главные признаки: плоскостность, отсутствие перспективы, яркость цвета, наивная трактовка сюжетов.
В России примитивизм тесно связан с народным творчеством, лубком, иконописью, а также с мифологическими и утопическими представлениями, особенно в работах художников-самоучек и наивных мастеров, часто начинавших творить в зрелом возрасте. Их искусство отражало массовое сознание и мечты о новом обществе.

***


Сезаннизм — направление, возникшее под влиянием творчества Поля Сезанна.
Главные признаки: синтез цвета и формы, конструктивный подход, геометризация предметов, переход от импрессионизма к монументальным формам.
В России влияние Сезанна проявилось в творчестве авангардистов, особенно объединения «Бубновый валет». Здесь сезаннизм сочетался с другими направлениями, а в 1910–1920-х годах многие художники стремились буквально освоить приемы Сезанна, что привело к появлению «русских сезаннистов».

***


Кубизм — авангардное направление, возникшее во Франции в начале XX века.
Главные признаки: изображение с помощью геометрических форм, дробление объектов, нарушение перспективы, акцент на структуре.
В России кубизм трансформировался в кубофутуризм, где сочетались элементы кубизма и футуризма. Русские художники вдохновлялись национальными традициями, иконописью и фольклором, создавали уникальные синтезы, а также стремились передать движение и динамику с помощью геометрических средств. Центральной фигурой русского кубизма стал Казимир Малевич.


Футуризм — художественное течение, появившееся в Италии в начале XX века.
Главные признаки: культ будущего, динамика, движение, отказ от традиций, резкие линии, энергия современной жизни и техники.
В России футуризм приобрел черты бунтарства, анархичности, отрицания культурных традиций, поиска нового языка, экспериментов с формой и словом, а также особого интереса к индустриальной тематике и массовым настроениям. Русский футуризм был не только художественным, но и литературным явлением.

***


Абстракционизм — направление XX века, где вместо изображения реальных объектов используются формальные элементы: линия, цвет, конфигурация.
Главные признаки: беспредметность, отказ от узнаваемых форм, выражение эмоций через абстрактные композиции.
Россия считается родиной абстракционизма: здесь работали Кандинский, Малевич, Лисицкий, Родченко. Русский абстракционизм отличался философской глубиной, стремлением к свободе творчества и индивидуальности, а также богатой традицией инноваций и самодостаточности.

***


Конструктивизм — направление в искусстве и архитектуре, возникшее в России в 1910–1920-х годах. Основатель — Владимир Татлин, важную роль сыграли Александр Родченко, Алексей Ган, братья Веснины.
Главные признаки: строгость, геометризм, лаконичность форм, функциональность, индустриальные материалы, подчинение искусства задачам строительства нового общества.
В России конструктивизм стал выражением революционных изменений, стремления к созданию нового коллективистского общества, массового жилья и новых типов общественных зданий. Особое значение имела функциональность и социальная направленность архитектуры, а также внедрение новых технологий и материалов.

Интересные факты:

В феврале 1920 года в фонд Русского музея поступил комплекс из 35 картин, 58 рисунков и гравюр. Это событие стало отправной точкой для формирования собрания по авангарду. В основу коллекции легла переданная в Русский музей уже в 1926 году собрание Музея художественной культуры, созданной самими новаторами. Среди ключевых произведений: «Велосипедист» Натальи Гончаровой, «Черное пятно» Василия Кандинского, «Венера» Михаила Ларионова, «Матрос» Владимира Татлина, «Германская война» Павла Филонова, «Красный квадрат» Казимира Малевича и «Кузница» Ольги Розановой.


Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда1
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда2
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда3
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда4
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда5
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда6
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда7
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда8
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда9
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда10
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда11
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда12
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда13
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда14
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда15
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда16
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда17
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда18
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда19
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда20

Экспонаты выставки крупным планом. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.




Идея и оформление выставки


Выставка «Наш авангард» основана на собственном собрании музея. Только 26 экспонатов были предоставлены другими музеями России. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Центр «Зотов», Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Художественный музей имени Ф.А. Коваленко в Краснодаре, Нижегородской государственный художественный музей и другие.

Для рассказа о бурном десятилетии 1910-1920-х годов на выставке «Наш авангард» использованы новые архитектурные решения, плотная развеска и фокусные залы, рассказывающие о творчестве знаковых авторов. Сокуратором и автором экспозиции выступил московский архитектор Юрий Аввакумов.
Монтаж выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Шедевры на экспозиции размещены с учетом течений живописи и мировоззренческих взглядов авторов. В ходе маршрута предлагается переходить от одного художественного течения к другому: от импрессионизма через примитивизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, абстракцию к конструктивизму. Эта структура напоминает музейную практику 1920-х годов. Одним из главных ориентиров стали традиции, заложенные современником авангардистов Николаем Пуниным, руководителем Отделения новейших течений Русского музея. Как и тогда, работы одного автора могут быть размещены в разных залах, в зависимости от задач, которые он решал в разные периоды творчества.

Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда1
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда2
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда3
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда4
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда5
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда6
Русский музей покажет уникальную выставку отечественного авангарда7

Рождение выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Магистральную линию выставки усиливают «фокусные» залы. В одном из них представлены портреты и автопортреты деятелей культуры — «героев» эпохи, которые создавали русский авангард. Другие пространства посвящены постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова. Это позволяет показать их наследие во всей полноте, подчеркнуть высокий статус художников и выделить уникальность музейной коллекции: нигде в мире нет таких значительных собраний их работ.

Живопись и отчасти скульптура задают тон выставке, а затем эта тенденция развивается в разделе станкового рисунка. Особое внимание уделено футуристической книге и авангардному фарфору.


Факты о выставке:

В Русском музее находятся самые крупные в мире собрания произведений Казимира Малевича и Павла Филонова.

На экспозиции будет представлен известный проект Владимира Татлина — «Памятник III Интернационалу» (Башня Татлина) — символ конструктивизма и утопической мечты о новом обществе. Башня представляла собой сложную конструкцию из стали и стекла с вращающимися элементами, которые символизировали разные ветви власти и движение времени. Скульптура была революционным для своего времени, поскольку отличалась органическим синтезом архитектурных, скульптурных и живописных принципов.



Адрес: Корпус Бенуа, набережная канала Грибоедова, д. 2.
Для участников ПМЭФ экспозиция откроется 17 июня, а с 21 июня до 1 декабря будет доступна для всех желающих.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Выставки
16.05

«Жизнь замечательных собак»: в Мраморном дворце показали ретроспективу пушистых любимцев

Книги
31.05

1 июня - Международный день защиты детей

Книги
13.06

Если созвездиям дают новые имена, значит, это кому-то нужно!

Книги
Михаил Булгаков
14.05

Что случилось с героями романа «Мастер и Маргарита»?

День Победы
Книги
08.05

Книги, которые, по мнению «Культуры Петербурга», стоит почитать ко Дню Победы

Смотреть все