Что почитать в День российского офицера?
Репортажи и рецензии

Что почитать в День российского офицера?

Фото: vk.com/best_psalterium.

Опубликовано: 21 августа 2024 года

Многие знают, что 21 августа отмечается День офицера России. Инициатором появления нового праздника стала организация «Офицеры России» (объединившая офицеров-ветеранов и служащих различных структур и ведомств РФ).

Кадр из сериала «Государственная граница». Фото: скриншот экрана.

Интересное совпадение - в славянской мифологии 21 августа – день Стрибога, брата Перуна. Стрибог (древне-русское Стрибогъ) считается богом ветра, родившимся из дыхания Рода. Славяне считали, что, будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, а также любое другое природное явление, связанное с ветром. Вместе братья управляют громом и молнией.

Особенно интересно выглядит этот праздники, если вспомнить, что у славян символом души являлся ветер. 

Вот на этой ноте и рассмотрим три книги:

 Фото: bookvoed.ru.

«Книга Русского офицера»— Москва: Издательство «Просвещение-Союз», 2024. — 208 с. (История России).

В истории российской и советской армии было несколько книг с неофициальным статусом кодекса чести русского офицера. Главная из них — легендарная работа ротмистра Валентина Кульчицкого, собравшего «старые, но вечные истины, которые большинством забыты, а молодым неизвестны». Его «Советы молодому офицеру» впервые вышли в 1913 году и выдержали не менее шести изданий; позднее книга Кульчицкого была положена в основу положений кодекса поведения офицеров советской армии.

Другой книгой, вошедшей в новое издание, а ранее имевшей популярность наравне с «Советами», стал «Дуэльный кодекс» Василия Дурасова (выпущенный в 1908 году) и основанный на устоявшихся в Российской Империи представлениях об офицерской чести.

С той разницей, что кодекс определял правила дуэлей как для военных чинов, так и для штатских. Здесь учтены различные ситуации и даже даны рекомендации в непростых случаях. Рассказывается, что делать, если оскорбление нанесено дамой (считалось, что за нее на дуэль должны выйти представители семьи мужского рода, вплоть до двоюродных братьев). Не обойдены вниманием и редакторы различных печатных изданий (они тоже могли быть вызваны на дуэль в случае публикации нелицеприятных статей). И действуй этот кодекс сейчас, большая часть «желтых сенсаций» просто вышла бы из типографий.

Также в сборнике публикуются записки видного русского строевого офицера Галкина и казачьего офицера Яицкого о нормах и правилах поведения начальствующего состава в полковой и бытовой жизни.

Эта книга хороша как энциклопедия правил армии дореволюционного и советского типа и будет интересна руководителю практически любого ранга и направления (не обязательно, военного).

Произведение хорошо бы почитать большинству россиян. Прочитать и понять, что слова Яицкого: «Мы живем еще в то время, когда мысль о войне для обезопасения пределов отечества, еще не утратилась, когда для мира гуманная дипломатия под полою держит тайно острый меч….», сказанные в далеком 1882 году до сих пор не потеряли смысл.

Фото: bookvoed.ru.

Вениамин Троянов «Первая Схватка»— Москва: Издательство «Вече», 2024. — 304 с.

Второй книгой хочу представить переиздание залихватской шпионской повести колоритного писателя-анархиста Вениамина Ивановича Троянова. В 1922 г. по заказу Редакционно-Издательского отделения Центрального Комитета Всесоюзного Союза рабочих пищевой и вкусовой промышленности сочинил шпионскую повесть «Первая схватка: (Из записок пекаря Лисичкина)» о поисках белого агента в красноармейском штабе и приключениях красного разведчика в стане белых. В 2024 году произведение было переиздано впервые за СТО ДВА года! Мало того, что эта работа редкая сама по себе, она вдобавок является ПЕРВОЙ книгой в жанре «Красного Пинкертона».

Для лучшего понимания вышеупомянутого термина чуть копнем историю: особенность 1920-х годов заключалась в том, что пропасть между массовой и элитарной литературой начинает стремительно заполняться. Так, например, нарком просвещения Луначарский писал: «Мы, конечно, наиболее заинтересованы в воздействии на массы. Но ведь наше культурное здание многоэтажно. Нужна, очень нужна массовая книга, в том числе и беллетристическая».

В начале 1920-х создание нового приключенческого романа для советских детей, подростков и обучившихся грамоте - обсуждалось на самом высоком уровне. В 1922 году на V съезде комсомола главный партийный идеолог Николай Бухарин предложил создавать книги о «красных пинкертонах» («пинкертоновщина» — детективно-приключенческая литература, популярная в начале XX века и названная так по имени главного героя — сыщика Ната Пинкертона, прототипом которого стал настоящий американский сыщик Алан Пинкертон). А спустя год написал об этом статью в «Правде». Съезд же принял решение о подготовке в спешном порядке изданий, отражающих «весь романтическо-революционный путь»: подполье, гражданская война, ВЧК, подвиги и революционные приключения рабочих, бойцов Красной армии, а еще изобретения и научные экспедиции…

Все это можно найти в «Первой схватке».

 Фото: bookvoed.ru.

Борис Васильев «В списках не значился» СПб - Москва: Издательство «Речь», 2024. — 336 с.: с илл. (Образ речи).

Третье произведение, о котором я хочу рассказать, выходило много и часто, но версия с иллюстрациями Саввы Бродского выглядит просто потрясающе.

Многие знают, что роман писателя-фронтовика Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен героической обороне Брестской крепости, принявшей один из первых боев Великой Отечественной войны.

Неописуемый по своей ожесточенности, этот бой начался в 4 часа утра 22 июня 1941 года и шел без перерыва до следующей весны. Днем немцы шаг за шагом превращали крепость в развалины, а ночью развалины оживали вновь. Защитники боролись разрозненными подразделениями, небольшими группами и даже в одиночку — по приказам, которые отдавали сами себе.

В книге, прочитанной в школе и опубликованной в сборнике произведений без иллюстраций, мне больше всего запомнились слова одного из персонажей – Скрипача: «Так, может быть, люди делятся не на русских, евреев, поляков, германцев, а на тех, кому очень весело, просто весело и не очень весело, а?»

В канун 30-летия Великой Победы роман вышел с иллюстрациями Саввы Бродского — такими же пронзительными и мощными, как и сам текст. По словам писателя, «иллюстрации разорвали рамки романа, включив в него какие-то иные могучие силы».

Борис Васильев подчеркивал: Бродский являлся не просто иллюстратором, он стал полноправным соавтором книги, которому удалось в визуальном виде воплотить большинство персонажей, в том числе и образ последнего защитника так и не покорившейся крепости. Автор так описывал героя: «Он шел строго и прямо, ничего не видя… И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести…»

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

13.09

В Петербурге отпраздновали 300-летие перенесения мощей князя Александра Невского

Книги
12.09

Писатели сообщили неизвестные данные о жизни святого Александра Невского

Книги
Блокада Ленинграда
08.09

Какие подвиги совершали дети во время блокады?

Хороводы России
16.08

В России появился новый праздник – День хороводов

Выставки
30.07

На Великом чайном пути встретились искусство китайской каллиграфии и Русский музей

Смотреть все