Опубликовано: 17 июня 2024 года
Среди мхатовцев, приезжающих на гастроли МХТ в БДТ, есть всеми любимые талантливые «московские петербуржцы», начинавшие свой творческий путь в городе на Неве. Рассказываем о наших знаменитых земляках, создателях и участниках двух постановок Московского художественного театра им. А.П. Чехова, которые будут показаны с 17 по 20 июня на Основной сцене Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. Традиционные Большие гастроли МХТ в Санкт-Петербурге начинаются сегодня и приурочены к 125-летнему юбилейному сезону прославленного театра.
Сегодня и завтра, 17 и 18 июня, публика увидит спектакль «Не покидай свою планету».
Сценическую фантазию на тему повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы» сочинили актер, режиссер, сценарист, продюсер Константин Хабенский и музыкант, дирижер, педагог Юрий Башмет, а поставил режиссер, продюсер, сценограф Виктор Крамер на музыку композитора и аранжировщика Кузьмы Бодрова. Изначально постановка шла в течение шести лет на сцене московского «Современника» (театр выступил в 2016 году партнером в создании спектакля), а в 2022 году была перенесена на сцену МХТ. Необычное, одновременно броское и камерное, действие сопровождают живая музыка, серьезный видеоарт и затейливые кинетические объекты. Иными словами, происходит высокохудожественное взаимное проникновение классического музыкального и театрального искусства и большой литературы в искусство современное, и наоборот. Во время просмотра этой по-музыкальному вибрирующей, по-актерски мощной и по-режиссерски дерзкой постановки ощущаешь себя ребенком, который вот-вот лопнет от переполняющего его восторга, захлебнется от впечатлений, которые бередят душу, включают фантазию и воображение, распахивают весь необъятный и непростой мир — как в детстве.
Исполнитель всех ролей в спектакле, худрук и директор МХТ Константин Хабенский начинал свою творческую деятельность на рубеже 1990-х в петербургском театре «Суббота» (который в ту пору еще не был государственным и профессиональным, а существовал в статусе самодеятельного театра-студии). Поначалу был монтировщиком, а затем начал выходить на сцену в спектаклях. Например, он играл Хитреца в субботовском спектакле-хите «Чемодан чепухи». Да так лихо играл, что, по словам Марии Смирновой-Несвицкой (художника, оформившего большинство спектаклей «Субботы»), «спектакль шел при гомерическом хохоте зала и прекратил свое существование, когда Хабенский поступил в театральный институт, а никем другим режиссер Владимир Абрамов его заменять не хотел».
Учился Константин на Моховой в мастерской выдающегося театрального педагога Вениамина Фильштинского в ЛГИТМиКе (ныне РГИСИ). Еще студентом играл в театре «На Крюковом канале», затем (в конце 1990-х, на рубеже веков) — в театре «Фарсы» (организованном, к слову, году Виктором Крамером) и в Театре им. Ленсовета (до 2000-го года). На сцене МХТ дебютировал в 2002-м, в труппу был принят в 2003-м, а в 2021 году МХТ возглавил.
Виктор Крамер — петербургский режиссер с мировым именем и невероятно масштабным перформативным мышлением. В его послужном списке (который полностью занимает несколько страниц мелким шрифтом — как, впрочем, и список театральных и киноролей Константина Хабенского) — «Снежное шоу» Славы Полунина, спектакли-хиты в лучших театрах Петербурга и Москвы, оперные постановки в мировых музыкальных столицах и две сотни крупных зрелищных проектов (в их числе — юбилейные мероприятия в честь 300-летия Санкт-Петербурга). Помимо спектакля «Не покидай свою планету», где Крамер выступил не только как режиссер, но и как сценограф и художник по костюмам, он выпустил в МХТ еще две постановки: «Авлабар, или Новая Ханума» (тоже впечатляющее музыкальное действо) и «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» (с участием Константина и в соавторстве с ним). «Не покидай свою планету» идет с переаншлагами (когда в зале висят на люстрах и яблоку негде упасть) и в МХТ, и на любой площадке во время гастролей. Кажется, дай Хабенскому, Крамеру и Башмету не театр, а стадион — будет переаншлаг и на стадионе.
19 и 20 июня МХТ покажет в БДТ премьеру «9 ряд. 10, 11 место» в постановке Дениса Азарова. Спектакль юбилейный в том смысле, что поставлен к круглой дате по специально написанной к 125-летию МХТ пьесе Юлии Поспеловой. И являет собой театрализованную историю Московского художественного театра и пары зрителей, которые из года в год ходят в МХТ на «Три сестры» и встречаются в зале, покупая билеты на места, означенные в названии спектакля. Это мелодрама, в которой сюжет строится вокруг зрителей, а действующими лицами становятся артисты, служители и основатели Московского художественного театра.
Спектакль «9 ряд. 10, 11 место». Фото: Александр Торгушников.
Создатели позиционируют свою работу как «содержательное хулиганство со смыслом» и как образный гимн любви — искреннему чувству двух людей, которое они пронесли через десятилетия, и признанию в Любви к Театру и к Жизни (все три слова — именно с заглавной буквы). По структуре же это спектакль-коллаж, составленный из актерских дуэтов, искрящейся энергии и мельчайшей нюансировки, из бытовых зрительских и закулисных случаев, из реальных исторических сюжетов и театральных баек, из россыпи ситуаций и зарисовок, которые могли произойти только в театре. И в театре вообще, и конкретно в МХТ, начиная с 1901 года и по сию пору.
Зрителей, сидящих в девятом ряду партера, играют Станислав Любшин, недавно отметивший 90-летний юбилей, и ленинградка Наталья Тенякова. Ученица Бориса Зона, однокурсница Льва Додина и Виктора Костецкого, она начинала в Театре им. Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом»), затем вместе с мужем Сергеем Юрским была в числе ведущих артистов товстоноговской труппы в БДТ (тогда носившем имя Горького). В конце 1970-х Тенякова с Юрским переехали в Москву, где служили в Театре им. Моссовета. В 1988 году по приглашению Олега Ефремова Тенякова перешла в МХТ.
Немировича-Данченко в премьере воплощает Михаил Пореченков. Они с Хабенским — однокурсники и давние партнеры по сцене (вернее, по сценам). Путь в профессии у Михаила тот же, что и у Константина: курс Фильштинского в ЛГИТМиКе, работа в театре «На Крюковом канале» и в Театре им. Ленсовета, дебют в МХТ в 2002 году и поступление в труппу МХТ в 2003-м.
Роль Станиславского досталась Павлу Чинареву, уроженцу Сестрорецка. Выпускник курса Льва Додина в СПбГАТИ (ныне РГИСИ) работал в петербургских театрах «Приют комедианта» и Post (в том числе в совместной постановке с Театром.doc). В МХТ поначалу был стажером, а с 2022 года состоит в труппе, а еще играет в Театре наций (где, как и в «Приюте комедианта», постоянной труппы нет — только контрактная).
А Константин Хабенский в этом юбилейном спектакле появляется в образе... монтировщика. И здесь, безусловно, присутствует то самое хулиганство плюс завидная самоирония: помимо транслирования мысли, что, дескать, на театре все профессии нужны, все профессии важны (а без монтировщика, как известно, и вовсе никакой спектакль не состоится), идет отсыл к самому началу карьеры будущего народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ и художественного руководителя МХТ имени Чехова в петербургском (тогда еще ленинградском) театре «Суббота».
Фотографии предоставлены МХТ им. А.П. Чехова.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться