Фото: Владимир Постнов.
Репортажи и рецензии

13 декабря 2023 года

Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова

Главную премьеру сезона в своем театре режиссер постановки Влад Фурман превратил в настоящий карнавал жизни, яркий театральный праздник с глубоким философским подтекстом. В ролях вечных героев мировой культуры рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы – звезды петербургской сцены н. а. РФ Сергей Курышев и Анвар Либабов.

Мир спектаклей Влада Фурмана пронизан театральностью. Маски, яркие костюмы, переодевания, актеры, театральная игра и шутки, свойственные театру, – все это публика находит в каждой премьере режиссера. Его театр не стесняется быть театром. Сегодня в Петербурге – это большая редкость и даже дерзость позволить себе не сбежать в то или иное «модное» направление, а остаться верным себе.

В этом спектакле режиссер продолжил свое путешествие по мировой классике: «Маленькие трагедии», «Медея», «Венецианский купец», «Гамлет», «Мертвые души» – Фурман последовательно на протяжении многих лет работает с великими текстами, но не так, как это теперь повсеместно принято, когда от классического произведения не остается рожек и ножек, а в русле товстоноговской традиции – интерпретируя, следуя за автором.

VV2_0825.JPG

Режиссер не пошел по пути известных инсценировок романа Сервантеса, выбрал оригинальную версию современного драматурга Олега Богаева, созданную специально для спектакля. Главные герои – Дон Кихот и Санчо Панса – в ней живут параллельно основному действию. Со сцены то и дело рассказывают нам об их приключениях, но самих персонажей мы видим всего в нескольких сценах философствующими за гримировальным актерским столиком или же вовсе сидящими в ложе зрительного зала. Даже если им суждено совершить подвиг на сцене, они совершат его одни, без лишних глаз.

 VV2_1109.JPGМир великого романа Сервантеса отражен на сцене в зеркале современного театрального карнавала. В спектакле смешались все театральные жанры и эпохи. Современный стенд-ап соседствует с мрачноватой пантомимой, в которой обступивших бедного книжника (Анвар Либабов) блох сменяет святая инквизиция, уничтожая вместе с книгами в своей пыточной машине и самого человека. Ритуал посвящения в рыцари оборачивается пародийной сценой в таверне, которая сменяется откровенным кабаре средневековых дам, фривольно демонстрирующих пояса верности. Мир этого спектакля – театр, а театр – мир, в котором Царица ночи поет свою оперную партию, тут же рожая толпу простых смертных. Бедняки жалуются на несчастную любовь, сходят с ума и бьются об стену. Каторжники соседствуют с напыщенным испанским грандом, чей монолог звучит как крик души современного чиновника (живейший отклик в зале), а рядом - космонавт и клоуны, будто заглянувшие из соседнего театра. С колосников, свершив свой последний танец в воздухе, срывается принцесса цирка… Чего здесь только нет! Бурной нафантазированной жизни «Дон Кихота» Влада Фурмана, прихотливо расцвеченной художником-постановщиком Галой Филатовой и художником по свету Евгением Ганзбургом (кажется, на эту постановку они потратили всю свою палитру красок), противопоставлены герои, существующие номинально внутри сюжета, но реально находящиеся вне этой театральной круговерти: Ведущий, Дульсинея и Дон Кихот с Санчо.

   

Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова1
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова2
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова3
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова4
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова5
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова6
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова7

Дирижирует происходящее на сцене Ведущий. Делает он это со специально отведенного места у стойки эстрадного микрофона, подчеркнуто вынесенного за пределы игровой зоны на край авансцены. Александр Васильев играет не формальное лицо от автора, призванное объяснить и связать для публики времена, стили и микросюжеты спектакля в единый клубок. Он – арлекин, черт из коробочки, трикстер, управляющий театральной игрой, ее создающий и комментирующий. Актеру удалось создать персонажа, который ловко балансирует между размеренной элегантностью конферансье и быстротой дзанни: и публике успевает подмигнуть в стендапе, и колесо действия на сцене крутануть в нужном ритме в игровых сценах. 

Но если есть театральный Черт, то должен быть и Ангел. Конечно, им стала нежная, все прощающая, любящая и, в конце концов, несчастная Дульсинея (Полина Севатьянихина). Она появляется в образе девушки из середины ХХ века, махом перенося действие из испанского Возрождения во времена европейского кино 1960-х. Тренч, платок, темные очки. Из дорожного чемодана она деловито достает саксофон, а заодно атрибуты католической святой – золотой нимб Девы Марии и картонное облачко, скидывает плащ и, оставшись лишь в облегающем трико телесного цвета, расшитом цветами, играет валяющемуся в отключке избитому Дон Кихоту прекрасную мелодию. Эта Дульсинея никакая ни Альдонса, она жалуется на то, что заключена в ухе рыцаря печального образа, и, может быть, хотела бы очутиться на свободе, но не знает, как ей сбежать, ведь она – небесная музыка и фантазия персонажа. В финале герой даст ей волю. Когда он прекратит борьбу и покинет сцену, прекрасная Дульсинея, не находя себе места от горя, наконец, усядется за его столик и, прижимая его чучело, будет в ужасе всматриваться сквозь раму пустого актерского зеркала в зрительный зал. Получив свободу, она потеряет смысл своего существования.

Как и положено в романтическом спектакле, главный герой находится сразу в нескольких реальностях, личность его дробится, превращаясь то в голову-чучело из сена, которую нещадно мутузят, то в истерзанное человеческое тело, как в первой сцене с Дульсинеей. Но все это ненастоящие двойники. Истинная сущность Дон Кихота Сергея Курышева обитает в актерской гримерке, за сценой жизни. Здесь он живой, страдающий, счастливый, злой, упрямый – настоящий. Здесь, за кулисами, где готовится выйти на подмостки, отдыхает в антракте или наблюдает за происходящим со стороны, где ведет споры с Санчо-Либабовым, едва ли не впервые в истории театральных «Дон Кихотов» оказавшимся вдвое худее героя.

Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова1
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова2
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова3
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова4
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова5
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова6
Новый «Дон Кихот» на сцене Театра имени Андрея Миронова7

Дуэт Курышева и Либабова – не классическая пара Дон Кихот – Санчо Панса, мудрый и/или безумный хозяин и хитрый и/или добрый слуга. Прежде всего они актеры – трагик и комик – две диаметрально противоположных философии, театральные инь и янь, конфликтующие стихии игры, вечные соперники, существующие на равных. «Выключи свой юмор, перестань кривляться», – как будто говорит все время один. «Сколько можно смотреть на эту додинскую драму», – будто передразнивает второй. И все это во взглядах, движениях, может быть, даже против воли самих артистов. Их герои, находясь в закулисье, смотрят на свою жизнь со стороны, подавая зрительному залу пример жизни, подчиненной божественному принципу романтической иронии, позволяющей увидеть мир и собственную жизнь сквозь зеркало сцены. Но если Санчо дано обрести себя, он возвращается к жене и вливается обратно в жизнь, то Дон Кихота ждет другая судьба.

В финале, прощаясь с нами, рыцарь печального образа чуть ли не впервые за спектакль окажется на сцене вместе со всеми героями. Сняв с себя доспехи, актер Сергей Курышев махнет залу рукой скорее от лица нашего современника, а не легендарного персонажа. Дон Кихот выходит из игры, а это действие для него равнозначно смерти. Драма торжествует.

Фото: Владимир Постнов.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Смотреть все