Опубликовано: 16 мая 2024 года



Концепция выставки
А действительно, а какой же он – Зощенко? Когда человек известен, то он часто попадает в положение приколотой бабочки на булавку под лупой. Публика своим зорким оком изучает все! С кем дружил, кого любил, где работал, что кому сказал...
- Это выставка-компас, позволяющая посетителю сориентироваться во внутреннем мире Зощенко.
-
Это выставка-диспут, где экспонаты представляют разные грани восприятия писателя как человека со сложной судьбой. Его рассказы о себе, вспоминания современников о нем, отношение публики к нему...
-
Это выставка-дилемма, где Михаил Михайлович в жизни воспринимался современниками как угрюмый и печальный человек, что ярко контрастирует с представлением о нем как о весельчаке, возникающем при чтении написанных им сатирических рассказов.
- Это выставка в первую очередь не о писателе. Она – о человеке, оставшимся в коллективной памяти страны.

Государственный литературный музей «ХХ век» совместно с Креативным бюро «ПЕРГАМЕНТ» при организации экспозиции отошли от хронологического перечисления биографических фактов и пытаются погрузить посетителя во внутренний мир Зощенко. Раскрыть тему помогают представленные на выставке арт-объекты, интерактивные инсталляции и аудиовизуальные исследования, созданные по его рассказам, подлинные рукописи писателя из фондов музея-квартиры писателя.

Зощенко предстанет перед зрителями как писатель, сатирик, патриот, герой войны. Посетители выставки «откроют» для себя Михаила не только как тонкого наблюдателя, мастера малой литературной формы, но и как остроумного философа.
Авторы экспозиции надеются, что проект станет своеобразным мостом между классической литературой XX века и современным миром ХХI века.

Увидеть человека
В конце 1920-х годов «Красная газета» провела среди читателей опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?». Ответ был - Михаил Зощенко. В то время писатель был невероятно популярен. О нем слагали легенды и анекдоты, появилось множество самозванцев, поклонницы осаждали классика, а на его имя приходили многочисленные письма!
На выставке вы увидите интерактивную инсталляцию «Письма к писателю». Поклонники просили Зощенко выслать фотографию, «протолкнуть» рассказ, научить писательскому ремеслу, и, конечно, признавались в любви и просили о личной встрече. В 1929 году Михаил Михайлович объединил самые необычные и забавные обращения в книгу. Теперь посетители могут взять в руки конверты и узнать, что хотели от писателя в первой половине XX века! Бесчисленные послания на полу рассказывают о том, каким видели сатирика читатели.

Напротив инсталляции размещен стенд, воплощающий собой голос самого Зощенко. Он предлагает посетителю пять автобиографий, из которых можно узнать основные вехи его жизни:
Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом – этак. По-видимому, один из документов – «липа». <...> C годами тоже путаница. В одном документе указано – 1895, в другом – 1896. Определенно, «липа».


На колышущихся подвесных стендах можно прочитать вспоминания его современников, в том числе и Чуковского и Левитина, людей, занимавших в писательском сообществе совершенно разные иерархические ступени. Михаил Левитин считается литературным «крестником» Зощенко, который поддержал начинающего писателя. В то время, когда недавно демобилизовавшийся из армии Михаил Михайлович был никому неведомым сотрудником угрозыска, только-только делавшим свои первые шаги в литературе, Чуковский являлся одним из самых влиятельных и знаменитых критиков.
Знакомя зрителя с Зощенко, авторы выставки предлагают ему усомнится буквально во всем, даже в том, писатель ли он, включив в экспозицию признание самого автора.
А так ли это, можно поразмышлять тут же на выставке, погружаясь в мир его героев.
Мир произведений Зощенко
Книги Зощенко при его жизни выходили огромными тиражами - до двух миллионов экземпляров в год - и становились событием литературной жизни, «его читали в пивных, в трамваях, рассказывали на верхних полках жестких вагонов». За произведениями охотились, очереди выстраивались с ночи, книги обсуждали, о них спорили. В свете этого кажется немного смешным факт, который он упоминает в своих воспоминаниях о Санкт-Петербургской гимназии: «Учился весьма плохо. И особенно по русскому, на экзамене получил единицу по русскому сочинению».
Об истинно всенародной любви свидетельствует и то, что в собрании Литературного музея «XX век» хранится сборник рассказов сатирика, в буквальном смысле, зачитанный до дыр. Это редкое прижизненное издание 1927 года также представлено на выставке «Такой Зощенко!?»
В своей прозе Зощенко пытался проникнуть в быт и сознание маленького человека. Среди героев классика: рабочие, крестьяне, служащие, интеллигенты, нэпманы и «бывшие».
Гостей в мир писателя погружают миниатюрные сцены с куклами, созданные художницами Татьяной Елатомцевой и Натальей Ильцен. Несмотря на размеры работ, только часть каждой кукольной миниатюры четко видна зрителю, другая же отражается в мутном зеркале, как в омуте памяти, в котором вспоминания теряются и дробятся на фрагменты. Здесь есть отсылы к рассказам «Аристократка», «В трамвае», «Нервные люди» и другие. Каждая кукольная сцена сопровождается аннотацией и куар-кодом, который приглашает посетителя угадать рассказ по цитате.
Почти в каждой советской квартире на стене висело радио, которое практически никогда не умолкало. За завтраком слушали «Пионерскую зорьку» и новости, в обед - передачу «В рабочий полдень». Радио было непременным атрибутом коммунальной жизни, источником новостей и поводом для споров.
Так в составе выставки появилась мультимедийная инсталляция из нескольких старых радиоприемников «Ретро радио», которая является не только своеобразной бытовой иллюстрацией, но и выполнять функцию «живой» аудиобиблиотеки рассказов мастера. Достаточно настроить аудиоволну и в онлайн-режиме прослушать знакомые и незнакомые тексты в исполнении современных популярных артистов. Сергей Мигицко, Андрей Носков, Татьяна Морозова из Comedy Woman, правнучка писателя Вера Зощенко, театральный режиссер Давид Бурман познакомят нас со своей интерпретацией литературного наследия писателя-сатирика.
Между прочим, единственная запись Михаила Зощенко, читающего свой рассказ «Расписка», была сделана в 1933 году, а опубликована только в 1969 году обнаружившим ее звукоархивистом Львом Шиловым в звуковом альманахе «Кругозор».


Экспонаты выставки демонстрируют разные образы писателя. Так какой же он – Михаил Зощенко? Каждый может ответить на этот вопрос самостоятельно, но мы думаем, что создателям экспозиции удалось показать различные грани мира писателя.
Выставка будет открыта до 30 сентября 2024 года.
Время работы экспозиции: 10.00 до 22.00.
Адрес: ул. Садовая, д. 17 (2-ой этаж).
Для справки: на многие мероприятия фестиваля «Такой Зощенко?!» вход будет свободный. Подробности можно узнать на сайте фестиваля www.takoyzoshenko.ru. До конца июня – на разных городских площадках состоятся литературные и стендап-вечера, паблик-токи, лекции, посвященные писателю. Все они также будут транслироваться эксклюзивно в VK Видео: в группе фестиваля https://vk.com/takoyzoshenko.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться