Петр I, решив построить царскую резиденцию на берегу Финского залива, выбрал для этого Стрельну.
Отличительной чертой Стрельнинского Нижнего парка является широкая водная панорама и три больших канала, устремленных к морю – трезубец Нептуна, символ петровского замысла сделать Россию морской державой: «Если Версаль задуман и выполнен как обиталище короля земли, то Стрельна – дворец морского царя», - писал В. Я. Курбатов. Петр желал сделать здешние парки местом, где проводились бы разнообразные праздники. Еще до постройки дворца (а заложен он был в 1720 году), лодочные катанья, устраиваемые Петром для публики, «обыкновенно заканчивались в Стрельне, где были уже готовы закуска, вина, чай и проч.», при этом» у богатых вельмож была с собою и музыка».
В 1797 году Павел I подарил Стрельну своему второму сыну. Цесаревич Константин Павлович превратил Стрельну в подобие военного городка, где постоянно находились войсковые части и проводились масштабные учения с применением артиллерии. Еще при великом князе Константине Павловиче на площади перед дворцом «каждый день происходили парады с духовою музыкой, игравшею здесь также по вечерам после зори».
«Восхитительным загородным пребыванием» Стрельну сделали великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. Они устраивали в парке приемы и праздники – правда, поначалу только для избранных – августейших особ, друзей дома, культурной общественности. Впрочем, великий князь Константин Николаевич был человеком либеральных взглядов и по парку публика могла прогуливаться вполне свободно. В парке дважды в неделю играла музыка. Сложившейся традицией было привлечение для этого военных оркестров. В знаменательные для владельцев дни в парке также бывали концерты – к примеру, сообщалось, что 26 июня, в день рождения хозяйки «государыни великой княгини Александры Иосифовны, в Стрельнинском парке в 6 часов вечера будет играть музыка». Музыкальные вечера – балы, концерты, маскарады – часто проводились с участием известных музыкантов – А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева.
Кроме концертов, предназначенных для узкого круга гостей в Стрельнинском дворце проводились музыкальные вечера для широкой публики, о которых сообщалось в афишах.
«Великий князь Константин Николаевич, вставший во главе императорского Русского Музыкального Общества в 1869 году, с детства воспитывался в атмосфере любви к изящным искусствам, в первую очередь – к музыке. В 1830-40-х годах в семье его родителей – императора Николая I и императрицы Александры Федоровны - постоянно устраивались домашние концерты, в которых нередко принимали участие и дети: они играли на фортепиано или пели под аккомпанемент знаменитых в то время музыкантов – М. Ю. Виельгорского и А. Ф. Львова, который по просьбе императора сочинял музыку для домашнего оркестра. Сам государь играл в его составе на корнет-а-пистоне, императрица – на фортепиано».
По материалам сборника «Константиновский дворцово-парковый ансамбль: исследования и материалы». 2013 г.
https://www.konstantinpalace.ru
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться