Эрмитаж открыл «Картинную галерею»
Обложка: Эдуард Гау (1807–1887). Зал картин фламандской школы в Новом Эрмитаже (1854).
Анонсы

Эрмитаж открыл «Картинную галерею»

В Галерее графики музея начала работу выставка «Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах». Посетители увидят около 100 графических произведений XVIII–XIX веков, некоторые из которых ранее не экспонировались.

Опубликовано: 08 октября 2025 года

Эдуард Гау (1807–1887). Зал картин фламандской школы в Новом Эрмитаже (1854).
Картинную галерею можно по праву назвать основой собрания Эрмитажа, прошедшего долгий путь становления – от частной коллекции российских монархов до одного из крупнейших музеев мира. Экспозиция охватывает первые 100 лет этого пути и предлагает взглянуть на них через призму искусства графики – гравюр, рисунков, акварелей и миниатюр. Её открывает раздел, посвящённый истории появления в Европе в XVII – XVIII веках гравированных галерей – изданий, иллюстрирующих шедевры крупнейших художественных коллекций, принадлежавших монархам, высшим сановникам и состоятельным любителям искусств.

Ричард Ирлом по рисунку Джорджа Фарингтона с живописного оригинала Питера Пауля Рубенса Пир у Симона Фарисея. Лист из издания «Галереи Уолпола». 1 августа 1777 (дата публикации).

На выставке представлены происходящие из этих изданий гравированные воспроизведения картин, приобретенных Екатериной II в составе крупных собраний Гоцковского, Брюля, Кроза, Кобенцля, Шуазеля, а также подносной экземпляр издания «Галереи Уолпола» из библиотеки Екатерины II (1788), недавно вернувшийся в собрание музея. Они отражают характер картинной галереи Эрмитажа во второй половине XVIII века.

 Титульный лист издания «Галереи Уолпола». Франческо Бартолоцци (1727–1815) по рисунку Джованни Баттисты Чиприани (1727–1785). Виньетка, Изображающая Минерву и девять муз.

В следующем разделе прослеживается история создания иллюстрированных каталогов шедевров живописи Эрмитажа в XVIII–XIX веках - начиная с изготовления гравированных репродукций и миниатюрных копий картин по заказу Екатерины II, и заканчивая литографированной галереей, листы которой цензурировались лично Николаем I. Данный раздел не только даёт представление о составе коллекции в разное время, но также показывает эволюцию эстетических предпочтений, которые проявлялись как в отборе картин, так и в выборе техники их воспроизведения.

Джакомо Кваренги (1744–1817). Проект отделки Картинной галереи. Начало 1800-х. 

Здесь будут показаны ранее не выставлявшиеся гравюры в технике меццо-тинто Дж. Уокера и миниатюры из коллекции Екатерины II; первый каталог Эрмитажной галереи (1805) и гравированные доски, с которых печатались его иллюстрации; литографированный каталог (1844–1852); а также отдельные листы из этих изданий, в том числе редкие пробные оттиски.

 Луиджи Премацци (1814–1891). Зал картин фламандской школы в Новом Эрмитаже (1860).

Непрерывный рост эрмитажных коллекций требовал постоянного увеличения занимаемых ими площадей и строительства новых зданий, что происходило одновременно с постепенным превращением императорского собрания в публичный музей. Этот процесс нашёл отражение в чертежах архитекторов, привлекавшихся к проектированию эрмитажных зданий, – Фельтена, Кваренги, фон Кленце, которые представлены в следующем разделе выставки. Хотя многие проекты остались нереализованными, они показывают, каким видели музей их заказчики и исполнители. Картины на чертежах изображены схематично и редко поддаются атрибуции, но сам принцип их компоновки на стенах и взаимосвязь живописных полотен с декоративным оформлением залов свидетельствуют о том, как менялась с течением времени концепция «идеальной галереи».

Константин Ухтомский (1818–1881). Заглавный лист увража «Музей Императорского Эрмитажа» (1861).

Финальным аккордом экспозиции являются исполненные Гау, Премацци и Ухтомским акварельные виды залов Нового Эрмитажа, которые демонстрируют подлинную развеску картин XIX века. Эти виды формируют образ идеального музея, залы которого наполнены ценнейшими произведениями искусства, со вкусом отобранными для показа и заботливо сохраняемыми для потомков. Фотографическая точность и высокая степень детализации акварелей неизменно вызывают восхищение зрителей и привлекают внимание специалистов.

Джеймс Уокер (1760 – 1823). Отдых на пути в Египет. По живописному оригиналу Бартоломе Мурильо (1617–1682).

Экспозиция наглядно демонстрирует уникальную роль искусства графики, которое, обладая самостоятельной художественной ценностью, составляет важнейший источник знаний об истории одного из величайших музеев мира: от первых робких попыток каталогизации шедевров до создания публичного художественного собрания мирового уровня. К выставке издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог.

8 октября - 1 февраля

Подробности

Правообладатель фото – Пресс-служба Эрмитажа

Обложка: Эдуард Гау (1807–1887). Зал картин фламандской школы в Новом Эрмитаже (1854).

Другие новости раздела

Балет
08.10

В Сеуле покажут первый российско-корейский балет с петербуржцами

Для детей
08.10

«Петербург-концерт» предлагает спеть всей семьей

Фестиваль
08.10

V Санкт-Петербургский международный фестиваль скрипки посвятят наследию Бетховена

Фестиваль
Театр
08.10

Форум-фестиваль «Область театра» проведут в Киришах

Животные
Благотворительность
08.10

Благотворительный фестиваль «Путь домой» впервые пройдет в ТРК «Лето»

Смотреть все