Опубликовано: 08 октября 2025 года
Картинную галерею можно по праву назвать основой собрания Эрмитажа, прошедшего долгий путь становления – от частной коллекции российских монархов до одного из крупнейших музеев мира. Экспозиция охватывает первые 100 лет этого пути и предлагает взглянуть на них через призму искусства графики – гравюр, рисунков, акварелей и миниатюр. Её открывает раздел, посвящённый истории появления в Европе в XVII – XVIII веках гравированных галерей – изданий, иллюстрирующих шедевры крупнейших художественных коллекций, принадлежавших монархам, высшим сановникам и состоятельным любителям искусств.
На выставке представлены происходящие из этих изданий гравированные воспроизведения картин, приобретенных Екатериной II в составе крупных собраний Гоцковского, Брюля, Кроза, Кобенцля, Шуазеля, а также подносной экземпляр издания «Галереи Уолпола» из библиотеки Екатерины II (1788), недавно вернувшийся в собрание музея. Они отражают характер картинной галереи Эрмитажа во второй половине XVIII века.
В следующем разделе прослеживается история создания иллюстрированных каталогов шедевров живописи Эрмитажа в XVIII–XIX веках - начиная с изготовления гравированных репродукций и миниатюрных копий картин по заказу Екатерины II, и заканчивая литографированной галереей, листы которой цензурировались лично Николаем I. Данный раздел не только даёт представление о составе коллекции в разное время, но также показывает эволюцию эстетических предпочтений, которые проявлялись как в отборе картин, так и в выборе техники их воспроизведения.
Здесь будут показаны ранее не выставлявшиеся гравюры в технике меццо-тинто Дж. Уокера и миниатюры из коллекции Екатерины II; первый каталог Эрмитажной галереи (1805) и гравированные доски, с которых печатались его иллюстрации; литографированный каталог (1844–1852); а также отдельные листы из этих изданий, в том числе редкие пробные оттиски.
Непрерывный рост эрмитажных коллекций требовал постоянного увеличения занимаемых ими площадей и строительства новых зданий, что происходило одновременно с постепенным превращением императорского собрания в публичный музей. Этот процесс нашёл отражение в чертежах архитекторов, привлекавшихся к проектированию эрмитажных зданий, – Фельтена, Кваренги, фон Кленце, которые представлены в следующем разделе выставки. Хотя многие проекты остались нереализованными, они показывают, каким видели музей их заказчики и исполнители. Картины на чертежах изображены схематично и редко поддаются атрибуции, но сам принцип их компоновки на стенах и взаимосвязь живописных полотен с декоративным оформлением залов свидетельствуют о том, как менялась с течением времени концепция «идеальной галереи».
Финальным аккордом экспозиции являются исполненные Гау, Премацци и Ухтомским акварельные виды залов Нового Эрмитажа, которые демонстрируют подлинную развеску картин XIX века. Эти виды формируют образ идеального музея, залы которого наполнены ценнейшими произведениями искусства, со вкусом отобранными для показа и заботливо сохраняемыми для потомков. Фотографическая точность и высокая степень детализации акварелей неизменно вызывают восхищение зрителей и привлекают внимание специалистов.
Экспозиция наглядно демонстрирует уникальную роль искусства графики, которое, обладая самостоятельной художественной ценностью, составляет важнейший источник знаний об истории одного из величайших музеев мира: от первых робких попыток каталогизации шедевров до создания публичного художественного собрания мирового уровня. К выставке издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог.
8 октября - 1 февраля
Правообладатель фото – Пресс-служба Эрмитажа
Обложка: Эдуард Гау (1807–1887). Зал картин фламандской школы в Новом Эрмитаже (1854).
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться