Опубликовано: 11 сентября 2025 года
11 сентября в Русском музее открылась масштабная выставка Архипа Куинджи, одного из самых ярких и загадочных художников в истории русской пейзажной живописи. В основе экспозиции – собственное собрание Русского музея, которое является самой большой и репрезентативной коллекцией произведений Архипа Куинджи в мире.
138 произведений Русского музея, которые отражают все периоды жизни и творчества гениального художника, будут дополнены работами из других ведущих музеев страны. Всего в экспозиции представлено более 150 картин. Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» расположена в корпусе Бенуа Русского музея.
Впервые за два десятилетия в Петербурге гений Куинджи предстал перед зрителем в столь полном объеме, позволяющем проследить вехи его творческого пути – от первых работ до самых известных произведений из коллекции Русского музея, таких как «Лунная ночь на Днепре», «Ладожское озеро», «Радуга» и «Ночное». Специально для выставки ведущие музеи России предоставили свои картины Архипа Куинджи, которые ранее не демонстрировались в Русском музее.
«Архип Куинджи – главная загадка в истории русской пейзажной живописи, возможно, и не только пейзажной. И, на мой взгляд, эта загадка никем не разгадана до конца – ни наукой, ни искусствоведением, ни последователями Куинджи. Мастер абсолютно эксклюзивен.
Для Русского музея большое счастье, что мы обладаем самой крупной и самой репрезентативной коллекцией его наследия. Представьте, 450 произведений в наших фондах, из них 203 – это его гениальная живопись. Конечно, это феноменальная коллекция, которая позволяет сделать поистине именную выставку.
Мы уверены, что зритель уйдет с этой выставки восхищённый и эмоционально, и полученными здесь знаниями. У нас готовится большая просветительская программа. Мы продолжаем диалог с нашими посетителями, в котором и формируется мощный спрос на наше национальное искусство», –
рассказала о выставке генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Детство Куинджи было связано с татарским предместьем Мариуполя – Карасевкой, где жили также и греческие семьи. Селение находилось на возвышенности, вблизи долины побережий древней реки Калки и Азовского моря. Детские впечатления от этой живописной местности остались в памяти художника на всю жизнь: он любил изображать безграничные панорамные ландшафты – «Осенняя распутица» (1872), «Лунная ночь на море. Крым» (между 1876 и 1890), «Ай-Петри. Крым» (1890-е), «Облако над степью» (1890-е), «Море. Крым» (1898), «Закат над сосновым лесом» (1900-е) и «Казбек вечером» (1900-е). На выбор сюжетов первых станковых произведений Куинджи повлияло знакомство с Иваном Айвазовским в Феодосии и близкое общение с учеником прославленного мариниста Адольфом Фесслером.
Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» показывает разные грани самобытности таланта Куинджи. Каждый зал наглядно раскрывает одну из сторон его творчества. В первом экспозиционном зале под названием «Поэтика этюда» представлены этюды, которые поступили в собрание Русского музея из Общества художников имени Куинджи. Подход мастера к этюдам был необычен: они не являлись сугубо подсобным материалом для работы над большими картинами. Это были самоценные произведения. Ученик Куинджи Аркадий Рылов вспоминал слова учителя: «Картину следует писать «от себя», не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных в этюде».
Второй зал выставки – «Среди передвижников» – демонстрирует произведения, созданные во время поездок Куинджи на Валаам в 1870 и 1872 годах. Там художник создал свои знаковые произведения, среди которых представленный в экспозиции шедевр «Ладожское озеро» (1873). Композиции произведений этого периода построены на светотеневом контрасте ближнего и дальнего планов, что сближает их с академической трактовкой пейзажей. Однако уже в этих ранних работах художник совершает свои первые художественные открытия. На картине «Ладожское озеро» тонко запечатлен момент тишины перед грозой, нависшей над величественным озером, когда недвижная вода так прозрачна, что виден каждый камень на дне. Использованный Куинджи эффект прозрачной воды был оценен как новое слово в русском искусстве.
В следующем зале «От тьмы к свету» посетители познакомятся с тем, как Куинджи работал со светотенью. Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи. Центральное место в этом зале занимает полотно «Радуга» (1900–1905). Именно оно стала одной из первых картин художника, украсивших экспозицию Русского музея в 1914 году.
Впервые здесь экспонируется картина из Воронцовского дворца-музея в Алупке «Христос в Гефсиманском саду» (1901). Эта работа показывалась только в мастерской Куинджи на закрытых просмотрах, на которых присутствовали Илья Репин, Константин Маковский, Сергей Боткин, Дмитрий Менделеев. Раньше полотно не покидало Крым, поэтому у посетителей есть уникальная возможность увидеть один из шедевров мастера в Санкт-Петербурге.
Четвёртый зал «Поиски законченной формы» раскрывает, каким образом художник искал совершенный пейзажный мотив. Здесь представлены такие шедевры из коллекции Русского музея, как «Вечер на Украине» (частично переписана в 1901; 1878), «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1898–1908) и позднее полотно «Дубы» (1900–1905). Смысловым центром пятого зала «От цвета к тону» является картина «Ночное» (1905–1908) – последнее значимое крупноформатное произведение Архипа Куинджи. Картина в полной мере демонстрирует мастерство владения художником градациями цвета и тонкое ощущение оттенков. Иван Крамской писал: «У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и... никто не различал, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Финальный аккорд экспозиции – главный шедевр Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Работа, ставшая сенсацией в конце XIX века, представлена в затемненном пространстве. Экспозиционное решение этого зала повторяет новаторскую идею мастера: он открыл первую в России выставку одной картины, продемонстрировав «Лунную ночь на Днепре» публике. Сила эффекта была настолько велика, что недоверчивые зрители заглядывали за холст в поисках специальной подсветки, а некоторые даже обвиняли автора в колдовстве. Но секрет скрывался в художественных приёмах классика и виртуозном использовании техники живописи.
Шедевр оказался в коллекции Русского музея благодаря великому князю Константину Константиновичу Романову (поэту Серебряного века, известному под псевдонимом К.Р.). Увидев полотно 14 марта 1880 года, Константин в тот день оставил в своём дневнике запись: «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей волшебной картины, душа тоскует <…> Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение, я глубоко полюбил картину и мог бы многим для неё пожертвовать».
Пространственная концепция выставки имитирует особенности мастерской художника на Васильевском острове, где он создал большинство своих шедевров. Как и многие художники XIX века, Куинджи работал при естественном свете. Поэтому в экспозиции используется рассеянный свет и произведения автора демонстрируются именно при таком освещении. Единственное полотно, которое показано с использованием особых прожекторов – это «Лунная ночь на Днепре». В архитектурном оформлении входной группы выставки использовано изображение фасада дома на Биржевом переулке, 1/10, где находилась мастерская художника, а сейчас находится Музей-квартира А.И. Куинджи.
Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» – посвящение Русского музея мастеру, прошедшему тернистый творческий путь от художника-самоучки до художника-учителя. Современники называли пейзажиста «гением-изобретателем».
«Иллюзия света была его богом. И не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи – художник света», -
утверждал Илья Репин.
В рамках выставки создан интерактивный мультимедийный проект «Свет как эксперимент», посвящённый творчеству Архипа Куинджи и научным открытиям XIX века. Проект показывает, как художник работал со светом и цветом, сочетая художественные приемы с достижениями химии, физики и оптики. В залах используются современные цифровые технологии, включая методы нейросетевого моделирования. Через QR-коды посетители могут получить доступ к образовательному ресурсу с историей пигментов, оптическими экспериментами и примерами научных приборов того времени.
Кураторская группа Русского музея работала в сотрудничестве с московским архитектором, художником, куратором Юрием Аввакумовым.
Погрузиться в богатейшее наследие Архипа Куинджи можно до 30 марта.
Правообладатель фото: пресс-служба Русского музея.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться