С 9 по 28 апреля в Эрмитаже проходит инклюзивный фестиваль «Искусство в ощущениях. Античность 2.0». Это еще один этап масштабной программы по созданию в музее комфортной и доступной среды.
Фестиваль обращен, в первую очередь, к особым посетителям, но может быть интересен всем, кто мечтает прикоснуться к памятникам мировой культуры. Эрмитаж дарит своим посетителям эту возможность, размещая тактильные копии шедевров в свободном доступе на постоянной экспозиции. Это значит, что даже когда фестиваль завершится, то экспонаты остаются в залах и по прежнему будут радовать незрячих гостей.
Два года назад в залах Нового Эрмитажа уже появились первые макеты. В том числе, модели знаменитой камеи Гонзага и древнеримского бюста Афины, скульптуры «Ягненок на жертвеннике» и группы «Геракл, борющийся со львом». Осенью 2023 года еще три объемные модели были установлены на экспозиции «Под знаком орла» в Главном штабе.
Этой весной экспонаты, которые можно «увидеть руками», заняли места на экспозиции античного искусства, около двух древних сосудов. Вазопись играла огромную роль в жизни греков, ей был свойственен свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык. Греческие, а затем и римские вазы использовались для различных бытовых и культовых целей, что обусловило многообразие и продуманность форм.
Изображения на них являются важным источником информации по античной мифологии, культуре и повседневной жизни. Теперь этот пласт искусства становится доступным и незрячим людям.
Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа - это единственный музейный интерьер, сохранившийся без изменений с середины XIX века. По задумки Лео фон Кленца, помещение предназначалось для выставки греко-этрусских ваз, представленных в шкафах из карельской березы с инкрустацией из амаранта. Сейчас в нем находится около 500 древнегреческих античных сосудов и 79 скульптур.
И одна из них стала доступна незрячих посетителей. Украшением Двадцатиколонного зала (№ 130) по праву считается лекана второй четверти IV века до н. э. Эта керамическая шкатулка для хранения косметики, ювелирных украшений и туалетных принадлежностей находится в настенном шкафу за стеклом у окна.
Экспонат расписан одним из крупнейших апулийских вазописцев того времени, мастером Илиуперсиса, жившим во времена греко-персидских войн. На плоской крышке круглого керамического сосуда изображен бог виноградарства и виноделия Дионис со своей свитой. Сцена выполнена в краснофигурной технике росписи. Свое название технология получила благодаря характерному соотношению цветов: фон — черный, а фигуры — красные.
Теперь в двух шагах от леканы разместили ее тактильную копию, которую можно заметить сразу с правой стороны при входе в зал. О том, что ее можно коснуться, свидетельствует значок руки в зеленом круге. В отличие от оригинала, тактильные картины представляют собой рельефные изображения на поверхности, которые позволяют слабовидящему или незрячему человеку различить на картине фигуры, черты лица и одежду, детали пейзажей и архитектурных памятников.
Тактильные модели античных сосудов созданы с применением технологии цифрового моделирования, напечатаны на 3D-принтерах, обработаны и расписаны вручную. Произведения полностью повторяют форму и цветовые особенности оригиналов, но отличаются размерами. Макеты установлены на исторических каменных постаментах, что позволило органично вписать их в интерьеры и экспозицию искусства Античного мира.
Высота постаментов подобрана в соответствии с рекомендованными нормами, что позволит незрячим людям и тем, кто передвигается на коляске, с комфортом изучать тактильные макеты.
Рядом с моделями размещены или со временем размещаются этикетки и тактильные экспликации с рельефно-графическими рисунками, дополненные шрифтом Брайля.
Кроме того, гостям доступны планшеты с рельефами, воспроизводящими разнообразные формы древнегреческих ваз в зале 118. В третьей западине вдоль стены от входа в помещение находится витрина, в которой экспонируются аттические краснофигурные кувшины для воды с тремя ручками - гидрии и сосуды с низким горлышком и двумя горизонтальными ручками по бокам - стамносы. Гидрии были очень распространены во всем античном мире и представляли собой сосуды для переноски воды, поэтому нередко можно видеть на вазах изображения женщин, несущих емкость.
Второй макет воспроизводит фигурный лекиф, изготовленный в Аттике в IV веке до н. э. Археологи нашли его в 1858 году в Павловском кургане (около современного города Керчь в Крыму). Оригинал и тактильную копию можно увидеть в помещении 115 - в Зале культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья.
Лекиф представляет собой вытянутый кувшинчик с вертикальной ручкой, узким горлышком и широким воронкообразным венчиком. Подобные флаконы использовали для хранения ароматического масла. Венчик не только позволял удобно наполнять их, по нему неиспользованные остатки масла стекали обратно в сосуд. В данном случае тулово емкости сделано в виде полой фигуры танцующей амазонки и раскрашено восковыми красками в технике энкаустики, в которой обычные краски заменяет расплавленный цветной воск.
Большая часть событий инклюзивного фестиваля «Искусство в ощущениях. Античность 2.0» посвящена теме вазописи, расписной античной керамики. Участники проекта смогут познакомиться с излюбленными сюжетами вазописцев, узнать новое об античных богах и героях, греческих праздниках и пирах, о театре и спортивных состязаниях эллинов. В программе – лекции, экскурсии, арт-медиации, мастер- классы и игры для незрячих и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей и взрослых, людей с особенностями ментального развития и нарушениями опорно-двигательной системы.
Гости встречаются с незрячими художниками, посещают экскурсии на русском жестовом языке, которые проводит глухой гид. Здесь же проводятся занятия с театральными элементами для учащихся коррекционных школ и реабилитационных центров, интерактивная программа «Приглашение на пир».
Кроме того, в этом году на фестивале впервые представлен новый формат интерактивных программ. Мастер-классы, подготовленные при участии руководителя ремесленных мастерских «Верес» Виктора Федосеева, проведут ребята из центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Кингисеппский ресурсный центр по содействию семейному устройству».
Проект «Искусство в ощущениях. Античность. 2.0» осуществлен при содействии ПАО «Сбербанк», который ранее поддержал реализацию первого этапа акции. В подготовке приняли участие сотрудники отделов и служб Государственного Эрмитажа. В том числе, Отделов межмузейных коммуникаций, Научно-просветительного и Античного мира, Службы развития, Школьного центра, Молодежного центра и Сектора по работе с волонтерами.
Что это и для кого?
Фестиваль обращен, в первую очередь, к особым посетителям, но может быть интересен всем, кто мечтает прикоснуться к памятникам мировой культуры. Эрмитаж дарит своим посетителям эту возможность, размещая тактильные копии шедевров в свободном доступе на постоянной экспозиции. Это значит, что даже когда фестиваль завершится, то экспонаты остаются в залах и по прежнему будут радовать незрячих гостей.
Два года назад в залах Нового Эрмитажа уже появились первые макеты. В том числе, модели знаменитой камеи Гонзага и древнеримского бюста Афины, скульптуры «Ягненок на жертвеннике» и группы «Геракл, борющийся со львом». Осенью 2023 года еще три объемные модели были установлены на экспозиции «Под знаком орла» в Главном штабе.
Что нового?
Этой весной экспонаты, которые можно «увидеть руками», заняли места на экспозиции античного искусства, около двух древних сосудов. Вазопись играла огромную роль в жизни греков, ей был свойственен свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык. Греческие, а затем и римские вазы использовались для различных бытовых и культовых целей, что обусловило многообразие и продуманность форм.
Изображения на них являются важным источником информации по античной мифологии, культуре и повседневной жизни. Теперь этот пласт искусства становится доступным и незрячим людям.
Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа - это единственный музейный интерьер, сохранившийся без изменений с середины XIX века. По задумки Лео фон Кленца, помещение предназначалось для выставки греко-этрусских ваз, представленных в шкафах из карельской березы с инкрустацией из амаранта. Сейчас в нем находится около 500 древнегреческих античных сосудов и 79 скульптур.
И одна из них стала доступна незрячих посетителей. Украшением Двадцатиколонного зала (№ 130) по праву считается лекана второй четверти IV века до н. э. Эта керамическая шкатулка для хранения косметики, ювелирных украшений и туалетных принадлежностей находится в настенном шкафу за стеклом у окна.
Экспонат расписан одним из крупнейших апулийских вазописцев того времени, мастером Илиуперсиса, жившим во времена греко-персидских войн. На плоской крышке круглого керамического сосуда изображен бог виноградарства и виноделия Дионис со своей свитой. Сцена выполнена в краснофигурной технике росписи. Свое название технология получила благодаря характерному соотношению цветов: фон — черный, а фигуры — красные.
Теперь в двух шагах от леканы разместили ее тактильную копию, которую можно заметить сразу с правой стороны при входе в зал. О том, что ее можно коснуться, свидетельствует значок руки в зеленом круге. В отличие от оригинала, тактильные картины представляют собой рельефные изображения на поверхности, которые позволяют слабовидящему или незрячему человеку различить на картине фигуры, черты лица и одежду, детали пейзажей и архитектурных памятников.
Тактильные модели античных сосудов созданы с применением технологии цифрового моделирования, напечатаны на 3D-принтерах, обработаны и расписаны вручную. Произведения полностью повторяют форму и цветовые особенности оригиналов, но отличаются размерами. Макеты установлены на исторических каменных постаментах, что позволило органично вписать их в интерьеры и экспозицию искусства Античного мира.
Высота постаментов подобрана в соответствии с рекомендованными нормами, что позволит незрячим людям и тем, кто передвигается на коляске, с комфортом изучать тактильные макеты.
Рядом с моделями размещены или со временем размещаются этикетки и тактильные экспликации с рельефно-графическими рисунками, дополненные шрифтом Брайля.
Кроме того, гостям доступны планшеты с рельефами, воспроизводящими разнообразные формы древнегреческих ваз в зале 118. В третьей западине вдоль стены от входа в помещение находится витрина, в которой экспонируются аттические краснофигурные кувшины для воды с тремя ручками - гидрии и сосуды с низким горлышком и двумя горизонтальными ручками по бокам - стамносы. Гидрии были очень распространены во всем античном мире и представляли собой сосуды для переноски воды, поэтому нередко можно видеть на вазах изображения женщин, несущих емкость.
Второй макет воспроизводит фигурный лекиф, изготовленный в Аттике в IV веке до н. э. Археологи нашли его в 1858 году в Павловском кургане (около современного города Керчь в Крыму). Оригинал и тактильную копию можно увидеть в помещении 115 - в Зале культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья.
Лекиф представляет собой вытянутый кувшинчик с вертикальной ручкой, узким горлышком и широким воронкообразным венчиком. Подобные флаконы использовали для хранения ароматического масла. Венчик не только позволял удобно наполнять их, по нему неиспользованные остатки масла стекали обратно в сосуд. В данном случае тулово емкости сделано в виде полой фигуры танцующей амазонки и раскрашено восковыми красками в технике энкаустики, в которой обычные краски заменяет расплавленный цветной воск.
О чем фестиваль в этот раз?
Большая часть событий инклюзивного фестиваля «Искусство в ощущениях. Античность 2.0» посвящена теме вазописи, расписной античной керамики. Участники проекта смогут познакомиться с излюбленными сюжетами вазописцев, узнать новое об античных богах и героях, греческих праздниках и пирах, о театре и спортивных состязаниях эллинов. В программе – лекции, экскурсии, арт-медиации, мастер- классы и игры для незрячих и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей и взрослых, людей с особенностями ментального развития и нарушениями опорно-двигательной системы.Гости встречаются с незрячими художниками, посещают экскурсии на русском жестовом языке, которые проводит глухой гид. Здесь же проводятся занятия с театральными элементами для учащихся коррекционных школ и реабилитационных центров, интерактивная программа «Приглашение на пир».
Кроме того, в этом году на фестивале впервые представлен новый формат интерактивных программ. Мастер-классы, подготовленные при участии руководителя ремесленных мастерских «Верес» Виктора Федосеева, проведут ребята из центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Кингисеппский ресурсный центр по содействию семейному устройству».
Проект «Искусство в ощущениях. Античность. 2.0» осуществлен при содействии ПАО «Сбербанк», который ранее поддержал реализацию первого этапа акции. В подготовке приняли участие сотрудники отделов и служб Государственного Эрмитажа. В том числе, Отделов межмузейных коммуникаций, Научно-просветительного и Античного мира, Службы развития, Школьного центра, Молодежного центра и Сектора по работе с волонтерами.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться