18 марта (6 марта по ст.ст.) 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, композитора, дирижера, педагога.
Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.
Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки. Он является автором 15 опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборника «100 русских народных песен», около 80 романсов.
Среди опер: «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» (1902), «Золотой петушок» (1907). Многие оперы Римского-Корсакова были созданы на основе сказочных и былинных сюжетов, поэтому его порой называли «сказочным композитором». Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии.
Автор работ «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1913), книги «Летопись моей музыкальной жизни».
Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.
Сделаться же музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком.
«Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…»
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»
«…в любом правиле существуют исключения, более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений…»
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
«У композитора должен быть голос в семь октав».
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
«Живопись даёт образ и мысль, и по ней нужно создавать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ»
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.
Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки. Он является автором 15 опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборника «100 русских народных песен», около 80 романсов.
Среди опер: «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» (1902), «Золотой петушок» (1907). Многие оперы Римского-Корсакова были созданы на основе сказочных и былинных сюжетов, поэтому его порой называли «сказочным композитором». Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии.
Автор работ «Практический учебник гармонии» (1886) и «Основы оркестровки» (1913), книги «Летопись моей музыкальной жизни».
Композитор был женат на пианистке и композиторе Надежде Пургольд (1848-1919). Ею были сделаны фортепианные переложения (в две и четыре руки) многих крупных сочинений Римского-Корсакова, Даргомыжского и других композиторов.
Интересные цитаты
Сделаться же музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком.
***
«Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…»
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
***
«Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»
***
«…в любом правиле существуют исключения, более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений…»
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
***
«У композитора должен быть голос в семь октав».
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
***
«Живопись даёт образ и мысль, и по ней нужно создавать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ»
— Николай Андреевич Римский-Корсаков
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться