Опубликовано: 25 марта 2025 года
Над спектаклем работала российско-турецкая команда. Режиссером стал Биркан Гёргюн. Сценографию создал Эфтер Тунч — главный художник Стамбульского государственного театра оперы и балета. Оригинальные костюмы, в которых использованы техники плетения и валяния из шерсти, придумала художник-модельер Елизавета Пискунова. Она — выпускница Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна и Лестерского университета имени Симона Де Монфора (De Montfort University) в Англии, создательница коллекции для музея Фаберже в Баден-Бадене.
Портал «Культура Петербурга» побеседовал с Елизаветой Пискуновой о ее работе над костюмами к спектаклю «Легенда о Гильгамеше» в мультикультурной команде.

– Чем Вы вдохновлялись при создании костюмов для спектакля «Легенда о Гильгамеше»? Были ли какие-то конкретные артефакты или элементы древнего искусства, которые повлияли на творческий процесс?
– Меня многое вдохновляло. Во-первых, сама эпоха и артефакты шумерской цивилизации: клинопись, печати, орнаменты... Еще одна отличительная черта того времени — длинные мужские юбки. Я внимательно изучала их, но не стремилась к буквальной реконструкции. Когда я только начала работать над проектом, мне захотелось создать визуальный мудборд для себя, и я начала собирать разные предметы: натуральные волосы, кости, зубы, шерсть со своей кошки, перья птиц, ткань из крапивы, льна, деревяшки, мох, кору, шишки, камушки... В этой компании даже оказался кусочек угля, который я нашла год назад около угольной шахты на Шпицбергене. Все эти артефакты поместила под стекло и начала фантазировать на тему. Во-вторых, я искала более абстрактные визуальные коды, которые помогут передать дух легенды. Так появились асимметрия и элементы деконструкции, отсылающие к современному переосмыслению древнего. И, конечно, я не могла обойти стороной кутюрные коллекции: меня вдохновляет подход Маржела, Гальяно, Маккуина и Мюглера — их работа с формой и фактурой всегда дает новые идеи.
– Почему для создания костюмов Вы выбрали такие трудоемкие технологии, как валяние из шерсти и плетение? Как они подчеркивают атмосферу пьесы и характеры персонажей?
– Эти техники — не просто декоративные приемы, а способы передать историю персонажей через материал. Валяние создает эффект грубого, глубокого, многослойного, плотного материала, что отлично работает для образов, связанных с природой, ритуалами и древними традициями. Плетение — это не просто текстура, а своего рода код, способ соединять элементы воедино также, как судьбы героев сплетаются в эпосе. Это как символ течения реки. Мне было важно, чтобы костюмы выглядели не только эффектно, но и ощущались живыми, наполненными смыслом и символами.
– Над спектаклем работала русско-турецкая команда. В связи с этим хотелось бы спросить, есть ли в Вашем дизайне костюмов какие-то особые детали российской и турецкой культуры, отражающие мультикультурный контекст спектакля?
– Этот проект стал диалогом культур, и это естественным образом отразилось в костюмах. Я использовала приемы, которые можно увидеть в традиционных ремеслах обеих стран: например, вышивки на тканях «золотой» нитью, характерные и для славянских, и для древних тюркских техник. Также в образах присутствуют отсылки к кочевым народам Евразии, ведь путь Гильгамеша — это путешествие по разным мирам, и хотелось передать ощущение того, что герой находит следы разных цивилизаций.
– Эфтер Тунч, главный художник Стамбульского государственного театра оперы и балета, создал потрясающую сценографию. Как художнику по костюмам, Вам приходилось учитывать это в своей работе? Как Вам работалось в мультикультурной команде, да еще и на расстоянии?
– Сценография — это всегда среда, в которой существуют костюмы, поэтому работали мы, конечно, вместе. На мой взгляд, две эти грани существуют самостоятельно и друг с другом не спорят, а наоборот, помогают. В процессе разработок мы созванивались онлайн и обсуждали ключевые визуальные образы, цветовые решения, материалы, чтобы костюмы органично вписались в сценическое оформление, но при этом сохраняли свою выразительность. Работа на расстоянии — это всегда сложность, но в то же время - интересный опыт. Я постоянно делилась референсами и эскизами, и это взаимодействие помогло создать более многослойный, насыщенный визуальный мир спектакля.
– Можете ли Вы рассказать подробнее о процессе создания костюмов? Сколько времени это заняло, и сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями во время работы?
– Процесс был сложным и захватывающим одновременно. Первым этапом стала разработка концепции: изучение источников, поиск форм, материалов и фактур. Затем эскизы, обсуждения, тестирование технологий. Точно не помню, но эскизы я нарисовала довольно стихийно, примерно за две недели, так как этот проект сложился в моей голове визуально довольно быстро. Изготовление костюмов в цехах мы начали с более простых образов: горожан, воинов, шаманов, постепенно переходя к более сложным костюмам богов. Полностью наряды были сшиты в цехах за два месяца.
Одной из сложностей стало изготовление одежды из нетипичных материалов, например, костюмов из волос, дерева, шерсти. Технически это - непростое решение, требующее проб и экспериментов. Например, костюм из деревянных бусин оказался очень сложным для работы на сцене, нам пришлось его модернизировать буквально в последние дни, так как репетиции в декорациях происходили уже перед самой премьерой. А костюм из волос очень долго плели постижеры театра, над одним нарядом работало порядка десяти человек. В итоге процесс получился живым, насыщенным и по-настоящему творческим.
Персонажи спектакля «Легенда о Гильгамеше»
Описание:
По сюжету, чтобы усмирить грозного и жестокого царя Гильгамеша, богиня Аруру создает из глины его соперника — могучего дикаря Энкиду. Узнав об этом, мать Гильгамеша отправляет на встречу с ним прекрасную Шамхат, которая помогает Энкиду стать человеком и приводит его в город. Встретив Гильгамеша, Энкиду предлагает ему померяться силами. После поединка они становятся друзьями и вместе побеждают чудовище Хумбабу. Это вызывает гнев богов, и Энкиду умирает.
Гильгамеш, потеряв друга, осознает, что человек смертен, и уходит на поиски секрета вечной жизни. От Утнапиштима он узнает о существовании травы бессмертия. Но ему не удается воспользоваться ею. Внезапно появившаяся змея, посланная богами, крадет растение, и Гильгамеш понимает, что не в силах изменить судьбу, уготованную ему свыше. В играх с людьми боги оказываются сильнее. Герой возвращается домой и решает править городом Уруком во благо своего народа. Жить и быть счастливым столько, сколько ему предначертано.
















Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться