Художница Лариса Рожнова: «Я открываю мир через буддийскую живопись»
Все изображения предоставлены Ларисой Рожновой.
Авторы Санкт-Петербурга онлайн

Художница Лариса Рожнова: «Я открываю мир через буддийскую живопись»

Лариса Рожнова. Из личного архива художницы.

Опубликовано: 01 августа 2025 года

Лето 2025 года в Санкт-Петербурге — время особенное для буддистов и всех, кто ищет гармонию и просветление. В августе самый европейский буддийский храм России — петербургский Дацан — отмечает юбилей. А в конце июня в Петербурге с большим размахом прошел буддийский фестиваль благой удачи, где Лариса Рожнова провела мастер-класс по тханкописи.

Сегодня мы хотим познакомить вас с ее творчеством, чьи работы станут настоящим открытием для ценителей духовной культуры. В этой виртуальной выставке перед вами откроется мир тханкописи — традиционного искусства создания религиозных живописных полотен.

Мы подготовили объяснения к работам Ларисы Рожновой, которые позволят вам познакомиться с миром тибетской буддийской культуры, способным вдохновить и привести к внутренней гармонии.

Лариса Рожнова во время мастер-класса рядом со своей работой «Белая Тара». Из личного архива автора..jpg


– Объясните, пожалуйста, нашим читателям, что такое буддийская Тханка? Если бы вы могли объяснить значение танки кому-то, кто никогда не слышал об этом искусстве, то как бы вы представили танку современному городскому человеку?

– Тханка — это тибетское слово, обозначающее свиток. Это изображение буддийских просветленных образов на тонком холсте, часто включающее сцены из жизни Будды или Учителей, таких как Далай-лама. Также тханки представляют множество других фигур буддийского пантеона. Иногда Тханку сравнивают с иконой для лучшего понимания. Особенность тханки заключается в том, что она служит опорой для буддийской практики медитации, передавая информацию невербально через символы, атрибуты, жесты и цвета.

 Как сложилось так, что вы выбрали именно путь создания буддийских Тханок? Что вас привело к этому особому виду искусства? Если я не ошибаюсь, ваш интерес к этому возник в 70-е годы СССР, где доступ к духовным знаниям был ограничен.

– Да, верно. Я с детства интересовалась буддизмом. Еще в 1970-х годах, будучи школьницей, узнала, что его центр находится в Бурятии. Как только представилась возможность, отправилась туда. К тому времени я уже училась в художественном вузе. Первым моим учителем стал старейший монах Иволгинского дацана, Преподобный Дармадоди, один из лам, получивших образование еще до революции. Тогда же я впервые увидела бурятские тханки, которые поразили меня. Когда я столкнулась с тханкой, то другое искусство перестало меня интересовать.

 Вы закончили художественно-графический факультет ЛГПИ им. Герцена. Помогло ли вам полученное классическое образование в освоении танка или оказалось препятствием в освоении танка?

–  Конечно, скорее помогло. Такие вещи, как холст, краски, технологии мне были знакомы. Однако обучение именно искусству Тханка пришлось начинать заново, с самого начала, шаг за шагом. В Тханке свой метод рисования, который не связан со знаниями, полученными в результате предыдущего образования.

В начале 90-х я начала изучать тибетскую живопись Тханка в стиле Гадри с голландской художницей Марианной Ван дер Хост Лем в Петербурге. После знакомства с ней я твердо решила поехать учиться в Индию. Я знала, что тибетцы сохраняют традицию духовного искусства. 

В 1996 году мне удалось уехать в Индию, где я встретила Наванга Дорже. Он с шести лет обучался в монастыре Кунделинг в Лхасе, столице Тибета, получил полное ламское образование, и, в дополнение, стал художником, преподавал стиль Гадри. Я считаю его своим главным учителем по Тханка-живописи. Он работал в Государственной школе для народностей Западного Тибета и специализировался на традиционной монастырской живописи, которая используется для росписи стен, свитков и тханок в тибетских буддийских монастырях.

С 1996 по 2000 год я училась в Индии и Непале, включая стажировку на факультете искусства Тханка в Сарнатхском университете в городе Варанаси. Этот университет является крупнейшим тибетским учебным заведением, где одновременно обучаются представители всех основных тибетских духовных традиций. В Сарнатхе я изучала стиль Менри и цветовую палитру А первый тибетский стиль Менри, идущий с 15 века, передавал Гелонг Санге Еше, художник Его Святейшества Далай-Ламы, который с 1960-х годов восстанавливал эту традицию в изгнании. Его последователи вели факультет искусства Тханка в Сарнатхе, рядом с Варанаси. Этот университет является крупнейшим тибетским учебным заведением, где одновременно обучаются представители всех пяти духовных традиций Тибета. Я стажировалась на этом факультете, изучая стиль Менри и цветовую палитру, способы приготовления минеральных красок.

– Вы упомянули разные стили создания Тханки - Гадри, Менри. Есть ли какая-то разница в создании и подходе к Тханке в зависимости от страны? Вот вы сначала учились в Иволгинском дацане в Бурятии, потом в монастырях Индии.  

– В традиционной тибетской живописи Тханка выделяют три разных стиля. Первый стиль, Менри, появился в XV веке и назван в честь своего основателя Менла Дондруба. Он впервые начал применять элементы китайского пейзажа в качестве фона, а в цветовой палитре отдавал предпочтение синим и зеленым краскам. В то время как до этого в тибетской живописи преобладали красные тона. Далее в XVII веке возник стиль Гадри под влиянием китайского искусства. С XIX века развился Менсар, или Новый Менри, объединивший элементы двух предыдущих стилей. Пропорции Будда-форм одинаковы во всех стилях, но отличаются интенсивностью цвета, пейзажами и композицией.

Что делает тханку настоящей танкой? Как зритель может понять, что перед ним хорошая, качественная – если так можно сказать – буддийская танка. Например, в иконописи есть каноны, правила.

– Конечно, Тханка выполняется по канону. Считается, что совершенные пропорции Будды были переданы самим Буддой при его жизни. Также канонизирован цвет тел, их позы и положения рук (асаны и мудры, санскрит). Художник должен знать канон пропорций и глубокий смысл, который передает Тханка.

 Как вы выбираете изображаемых божеств или сюжеты для своих работ? Это внутренний импульс, поручение заказчика или руководство от учителя? Есть ли какие-то личные предпочтения?

– Иногда я хочу создать определенную Тханку, а также выполняю заказы. Тханка может быть выполнена для личной практики, или для исцеления больного, или для исполнения желания. Хорошая Тханка гармонизирует пространство дома.

 Современные художники часто нарушают каноны ради самовыражения. По вашему мнению, можно ли сохранить дух танка, изменяя ее форму? Возможен ли диалог между древними традициями и современным искусством?

– Диалог всегда возможен, он просто необходим. Принципы древнего искусства, не меркнущие со временем, могут только обогатить современное искусство.

 Что для вас важнее всего в жизни сейчас — сохранять традицию, развивать свое мастерство или помогать другим войти в этот путь?

– Я стараюсь сохранять традицию изготовления Тханки по технологии, выработанной веками, но не отметаю и современных материалов. Всем желающим предлагаю попробовать себя в изучении традиционного искусства Тханки, соприкоснуться с полем энергии Будды. Я веду занятия по воскресеньям, раз в две недели, в Санкт-Петербурге. Об этом можно подробнее узнать в моей группе «Искусство Тибетской Тханки».

Виртуальная выставка


Белая Тара

Белая Тара — это буддийская богиня милосердия, долголетия и исцеления, одна из самых почитаемых фигур в тибетском буддизме. Ее прототипом традиционно считается китайская принцесса Вэньчэнь в VII веке, которая вышла замуж за тибетского царя Сонгцэна Гампо. Вместе с принцессой в Тибет прибыла свита: ученые, монахи, которые привезли с собой тексты и буддийские священные объекты, что способствовало распространению буддизма в регионе.

Буддисты считают Тару просветленным существом, которое не привязано к одной внешней форме. Для помощи живым существам она принимает разные ипостаси: Белая Тара, Зеленая Тара, Красная Тара, желтая Тара, Голубая Тара. Каждая ее форма символизирует определенное качество и функцию.

Лариса Рожнова «Белая Тара» (2006). Из личного архива автора.

Зеленая Тара

Зеленая Тара в тибетском буддизме — это бодхисаттва в женском обличье, чье имя переводится как «спасительница» или «освободительница». Бодхисаттва — в буддизме существо, принявшее решимость достичь полного просветления не только ради собственного освобождения, но и чтобы помочь всем живым существам выйти из круга страданий сансары. Она считается матерью всех будд и просветленных существ, поскольку воплощает мудрость и сострадание, из которых рождаются будды, и помогает всем живым существам. Зелёная Тара символизирует активность и мгновенное исполнение просьб потому, что ее цвет олицетворяет связь с природой, рост, жизненную силу и быстрые действия, направленные на помощь страдающим. В тибетском буддизме она считается помощницей, которая мгновенно отзывается на мольбы и устраняет препятствия, страхи и болезни.

Лариса Рожнова «Зеленая Тара» (2002). Из личного архива автора. 
Лариса Рожнова «Зеленая Тара» (2005). Из личного архива автора.
Лариса Рожнова «Зеленая Тара» (2007). Из личного архива автора.
Лариса Рожнова «Зеленая Тара» (2009). Из личного архива автора.
Лариса Рожнова «Зеленая Тара». (2015). Из личного архива автора.

Мави Сенге

Мави Сенге — это значимое божество мудрости и красноречия в тибетской религии. Его имя буквально означает «Лев Речи» («Маве» — речь, «Сенге» — лев), что указывает на его силу и авторитет в вопросах знания. Оранжевый цвет его кожи символизирует яркий свет Солнца, который рассеивает тьму невежества, а также стимулирует интеллектуальное и творческое начало. В руках у него могут быть изображены меч и священное писание или меч и масляная лампа, что символизирует рассечение невежества и дарование ясности. Верующие часто обращаются к нему за помощью в учебе или перед дебатами, чтобы получить благословение на мудрость и убедительность. 
Лариса Рожнова «Мави Сенге – Будда мудрости» (2015). Из личного архива автора.
Лариса Рожнова «Мави Сенге» (2016). Из личного архива автора.

Ютокпа Йонтен Гонпо Младший

Ютокпа Йонтен Гонпо Младший (1126–1202) — известный тибетский врач, ученый и религиозный деятель XII века, которого часто называют главным основоположником тибетской медицины. Он считается автором знаменитого трактата «Четыре медицинских тантры», который является основополагающим текстом традиционной тибетской медицины и включен в основной учебный курс этой науки. В традиции тибетской медицины тханки с его образом используются для медитации, почитания и передачи знаний, подчеркивая единство медицины и буддизма, где здоровье тела и духа взаимосвязаны.
Лариса Рожнова «Ютокпа младший» (2013). Из личного архива автора.

Ваджрасаттва

Ваджрасаттва — это значимое божество в тибетском буддизме. Его имя переводится «Алмазная сущность» или «Существо, твердое как алмаз». В буддизме алмазная природа символизирует качества просветленного ума: нерушимость, чистоту, ясность и силу.

В тханках встречается изображение Ваджрасаттвы вместе с его супругой Шакти. Мужская фигура олицетворяет метод или сострадание, а женская фигура — мудрость или пустоту. Их тесные объятия символизируют слияние этих качеств, необходимых для просветления. Тханки с этим образом используют в медитациях и ритуалах для очищения ума и кармы, напоминая о важности внутреннего очищения.

Лариса Рожнова «Ваджрасаттва» (2005). Из личного архива автора.

Гуру Римпоче и его супруги 


Гуру Римпоче, также известный как Падмасамбхава, — великий учитель и основатель тантрического буддизма в Тибете VIII века, а также монастыря Самье.

Его часто называют «Драгоценный Наставник». Гуру Римпоче принёс в Тибет учение тантрического буддизма.  Его последователи используют не только традиционные учения и медитации, но и специальные техники с ритуалами для развития внутренней мудрости и гармонии через работу с телом и умом. В отличие от обычного буддизма, учение не отрицает желания, а учит использовать их для очищения ума и преображения сознания.

Культ Гуру Римпоче  также распространен по всему Гималайскому региону — в Непале, Бутане и Северной Индии.  Его образ в тханках символизирует мудрость, духовную силу и защиту.

Гуру Римпоче также изображается вместе с мифологическими силами — Нагараджа (царем нагов, символом защиты) и Гарудой (огненным орлом, символом трансформации). Согласно учению, считается, что он подчинил их и использовал как духовных защитников в своей практике.

У Гуру Римпоче было пять жен, среди которых главными были индийская принцесса Мандарава и тибетка Еше Цогьял. Они прославились как великие йогини и хранительницы его учений, сыграли ключевую роль в распространении и сохранении его духовного наследия. Их образы в тханках символизируют женское начало в духовной практике — сознание, мудрость и силу трансформации — и подчеркивают важность гармонии мужского и женского начал в тибетском буддизме.
Лариса Рожнова «Гуру Римпоче и его супруги Мандарава и Еше Цогьял, Нагараджа (король нагов) и Гаруда» (2024). Из личного архива автора.
Лариса Рожнова «Мандарава, супруга Гуру Римпоче» (2015). Из личного архива автора.

Джамма

В буддийской традиции Джамма почитается как великая любящая мать. Она воплощает женскую энергию бесконечной любви и сострадания, подобно матери, заботящейся о каждом существе как о своем ребенке. В этом смысле она воспринимается как духовная мать Будд и всех существ, дарующая безусловную, вселенскую любовь и защиту. Ее золотая кожа в тханках олицетворяет чистоту, божественный свет и внутреннюю силу, отражая её высшую просветленную природу и неугасимую духовную энергию.
Лариса Рожнова «Джамма, Любящая богиня» (2017). Из личного архива автора.
Лариса Рожнова «Джамма, Любящая богиня» (2018). Из личного архива автора. В технике Сер Танг ( золотой фон и красная линия).

Курукулла 


Курукулла — это буддийская богиня, которая символизирует мудрость, магию, любовь, чародейство и целительство. В тибетской традиции ее почитают как полугневное божество с силой привлекать и управлять страстями не для мирских целей, а для духовного очищения и помощи в практике.  Ее имя означает «источник мудрости». Красный цвет ее тела символизирует страсть, силу и очищающую трансформацию, похожую на огонь.

Курукулла часто изображается с натянутым луком и стрелами из цветов — атрибутами ее способности управлять желаниями и трансформировать страсть в духовный рост. На тханках она изображается обнаженной, украшенной черепами и костями. Это символизирует ее способность преодолевать эго и внутренние страхи. Этим она отличается от других богинь любви в буддизме.

Лариса Рожнова «Курукулла, Красная Тара» (2018). Из личного архива автора.


Все изображения предоставлены Ларисой Рожновой.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Виртуальная выставка
Авторы Санкт-Петербурга онлайн
27.03

На весенней выставке «Света, солнца ожидаем» представлены картины молодых художников

Авторы Санкт-Петербурга онлайн
25.03

Елизавета Пискунова: «Этот проект стал диалогом культур»

17.02

Елена Вершинина: «В постановке все должно быть понятно»

Выставки
13.12

Стас Лопаткин: «Выразить образ Шаляпина через женскую душу»

Авторы Санкт-Петербурга онлайн
Виртуальная выставка
08.04

Виртуальная выставка «От сотворения мира до Гагарина: космос глазами художников»

Смотреть все