Ольга Романецкая считает, что во всем должна быть душа
Интервью

Ольга Романецкая считает, что во всем должна быть душа

Самое сложное в работе директора театра, считает Ольга Романецкая, не потерять связь с творческим процессом. Фото: Ирина Иванова.

Опубликовано: 23 мая 2023 года

Директор Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая рассказала порталу «Культура Петербурга» о том, чем можно пожертвовать ради успеха, что самое сложное в ее работе и что нужно предпринять, дабы вернуть себе душевное равновесие.

- Самое сложное в работе директора театра – не потерять связь с творческим процессом, - считает Ольга Николаевна. - Да, финансовая составляющая важна, но финансы - не самоцель. Если спектакль не пробуждает душу человека, его коммерческая эффективность бессмысленна.

Сложностей много. Трудно найти спонсоров, но, когда понимаешь, ради чего ты это делаешь, становится легче.

Тяжело – принимать решения. Особенно непопулярные, кадровые, делать выговоры, увольнять, но иначе нельзя двигаться вперед.

Непросто отделять деловое от личного. Я больше десяти лет работаю в Молодежном театре на Фонтанке и дружу со многими сотрудниками. Но все личные отношения оставляю перед входом, а в театре – работаю. Конечно, возникают обиды… Но если строить отношения иначе, сложно руководить.

На мой взгляд, идеальная работа директора строится так, чтобы ее не было видно, но при этом все функционировало.

Ольга Николаевна является директором Молодежного театра пять лет. Фото: Ирина Иванова.

- Очевидно, что деятельность директора непроста. Как Вы восстанавливаете внутреннее равновесие?

- Когда мне очень плохо, я иду в зрительный зал Молодежного театра на спектакль «Жаворонок», плачу в финале вместе со зрителями, получаю духовную поддержку - и живу дальше.

- Вы являетесь директором театра пять лет. А Семён Яковлевич возглавляет его 34 года. Легко ли сложился Ваш тандем?

- Он действительно сложился. Мы сразу договорились, что все проблемы решаем «на берегу». Если есть какое-то недопонимание - садимся за стол и обсуждаем. Это позволяет не доводить мелкие разногласия, которые неизбежны, до конфликтов.

- Если сравнить театр с оркестром, директор театра – дирижер?

- Я считаю, что в нашем случае, Семён Яковлевич – дирижер, «голова», а я – «плечо». Не «шея», которая направляет движение, а именно «плечо». Моя задача сделать так, чтобы ему было удобно работать.

И если Спивак скажет: «Хочу звезду с неба», я сначала попытаюсь доказать, что это невозможно, но если очень нужно, буду пробовать.

Романецкая считает, что директор должен быть надежным "плечом" для художественного руководителя театра. Фото: Ирина Иванова.

- За время работы директором сами Вы сильно изменились как личность?

- Когда я только стала директором, то не знала, как решать ряд вопросов. За эти пять лет я, конечно, получила большой объем знаний, в том числе, в критических условиях. Раньше уверенность в себе меня иногда подводила, а теперь я понимаю, что многое смогу.

- Что изменилось в Молодежном театре за время Вашего директорства?

- За эти годы театр немало ездил на гастроли, включая Большие гастроли, участвовал в фестивалях в других городах, стал активно инициировать новые проекты, просветительские и развлекательные. Например, у меня возникла идея организовать ежегодный праздник в честь Дня города у нас, в Измайловском саду. И мы отлично воплотили эту задумку!

При этом каждый год праздник был посвящен определенной теме. В первый раз мы создали в саду разные локации, посвященные достопримечательностям Северной столицы. Второй праздник был связан с проходившем в Петербурге чемпионатом мира по футболу. Гости могли поиграть в футбол, мы приглашали команду аниматоров, проводили лотерею, главный приз которой – абонемент на посещение театра... А заканчивалось мероприятие большим концертом артистов Молодежного. В общем, это был настоящий праздник!

В 2022 году мы совместно с Театральной библиотекой провели фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», посвященный 400-летию со дня рождения драматурга, в котором приняли участие около 30 учреждений культуры города. Во время фестиваля мы выпускали регулярный дайджест, главным героем которого был виртуальный Мольер. Придумали стикерпаки (набор изображений для выражения эмоций в мессенджерах – прим. ред.), посвященные писателю, разработали чат-бот в ВКонтакте, с которым можно было переписываться и узнавать программу фестиваля... Все это пользовалось большой популярностью среди молодежи.

В последние годы у нас в театре появились два конкурса, ориентированных на молодых поклонников театра. Один – «Театр в объективе» - предлагает начинающим театральным фотографам попробовать свои силы в фотосъемке спектаклей. Второй - «Верю! Молодые о Молодежном» - приглашает старшеклассников и студентов писать рецензии на спектакли театра, которые потом оценивает профессиональное жюри из Петербурга и Москвы, а работы лауреатов публикуются в петербургской и центральной прессе.

Молодежный театр реализует много креативных проектов, многие из которых придуманы Ольгой Романецкой. Фото: Ирина Иванова.

- Готовятся ли в Молодежке новые проекты?

- Обычно мы выпускаем две премьеры в год, но в этом году их будет больше. Мы восстановили и в марте показали легендарный спектакль «Касатка» по произведению А. Толстого, 19 мая состоялась премьера «Васса (Мать)» по пьесе классика отечественной литературы Максима Горького. В ноябре мы готовим к выпуску постановку по пьесе английского автора - Теренса Рэттигана «Глубокое синее море». Студенты курса Семёна Спивака под руководством Мастера репетируют спектакль по рассказам Чехова и спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова. Осенью театр поедет в Воронеж – спектакль «Оружие сердец» приглашен к участию в Международном Платоновском фестивале.

Кроме того, в конце августа - начале сентября наш театр планирует принять участие в крупном российском фестивале, посвященном Владимиру Шухову - русскому инженеру, являющемуся автором башни на Шаболовке, ГУМа, Киевского вокзала в Москве и многих других шедевров инженерного искусства.

Театр

- А какое отношение к этому специалисту имеет Молодежный театр на Фонтанке?

- В 1899 году при постройке театра архитектор Пётр Резвый использовал шуховские фермы – уникальные конструкции, созданные инженером для российского павильона на Всемирной торговой выставке в Париже. Эти фермы, охраняемые КГИОП, можно увидеть в зрительном зале нашего театра до сих пор, правда, изначально они являлись несущими конструкциями, а теперь выполняют декоративные функции.

Шухов родился 28 августа 1853 года, а значит, в этом году у него юбилей. Союз творческих работников Санкт-Петербурга предложил провести открытие фестиваля в Молодежном театре. Программа еще составляется, но ожидается много интересных участников - студенты технических вузов из Москвы, Белгорода и других городов России, которые представят свои работы на выставке в Измайловском саду.

За время работы в театре Ольга Николаевна была и билетером, и кассиром, и костюмером. Фото: Ирина Иванова.

- Сейчас модно снимать стримы (видео в интернете, которое пользователь транслирует в режиме реального времени – прим. ред.) и участвовать в других современных активностях. Есть ли такой опыт у Молодежки?

- За время пандемии мы многое попробовали в интернет-пространстве – показывали спектакли, в том числе в прямом эфире, устраивали онлайн-беседы со зрителями, вели видеоблог художественного руководителя…

Мы поняли, что пандемия рано или поздно закончится, а онлайн-общение останется. Так и получилось. Недавно внутри театра родился новый проект. Артисты решили брать друг у друга видеоинтервью, самостоятельно монтировать их и публиковать ВКонтакте. Получился очень интересный контент под названием «Книга встреч», который с удовольствием смотрят зрители.

Директор сама в интересом смотрит спектакли Молодежного театра. Фото: Ирина Иванова.

На съемки интервью с Региной Щукиной мы даже билеты продавали. Актеры придумывают креативные ходы: часто включают в фильм процесс подготовки интервьюируемого, иногда устраивают «угадайку», предлагая по фото назвать фильм или спектакль из его репертуара. И угадать подчас бывает непросто! Артисты с радостью включаются в эту игру.

- О чем Вы как директор театра мечтаете?

- Очень хочется организовать для Молодежного театра крупные, длительные гастроли. Ведь нам есть, что показать, чем гордиться. А для этого потребуется не один день…К сожалению, большие гастроли требуют и больших вложений.

Читайте также: Семен Спивак считает, что режиссер – это артист для артистов (spbcult.ru)

Молодежный театр на Фонтанке представит премьеру по Горькому (spbcult.ru)

«Касатка». Перезагрузка (spbcult.ru)


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Фестивали
Театр
02.10

Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед»

07.10

Фред и Марсель: «Основной акцент в этой пьесе был сделан на ее вневременность»

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
02.10

Антон Танонов: «Это самый романтичный фестиваль современной музыки»

26.09

Сейфемо Моцвири: «Рассказывать истории — это наша миссия»

Смотреть все