Опубликовано: 29 августа 2024 года
В Петербурге снимается клип на песню Стаса Пьехи «Дети Петра». Как и сама песня, видеоряд к ней будет автобиографичным. О петербургской жизни: детском доме, хоровом училище, родном отделении милиции и... Поле Маккартни артист откровенно рассказал порталу «Культура Петербурга».
Как родились «Дети Петра»
– Текст мой, я изначально хотел историю ностальгическую снять про мой город, но не как все поют – о поребриках, парадных и так далее... Не праздно, по-туристически, а глубоко, – но так, чтоб про меня было и чтоб всем понятно. Я начал сочинять текст и как-то он очень легко написался и получился трогательным. И, на мой взгляд, это коротко и философски о том, что дал мне Питер и о том, что я унесу в другую жизнь, что расскажу в других городах по всей стране. У меня соавтор по музыке – Виктор Дудко, – я ему текст выслал, он накидал мне какой-то «скелет», потом мы встретились, додумали мелодию, даже сестра моя Эрика немного участвовала в создании какого-то мелодического ряда. Была задача не удивить музыкой, а рассказать какую-то историю и сделать это максимально поэтично, но легко. Это такая хорошая поэзия, но понятная – без сложных оборотов речевых. Мне кажется, у нас получилось простое, ностальгичное, меланхоличное, осеннее произведение, именно таким я и вижу Питер.
Питер и Москва – один большой город!
– С 97-го года и до сих пор я живу в Москве. У меня глобально изменилась жизнь, когда я переехал. Тогда не было интернета и мобильных телефонов, и я потерял все контакты друзей, знакомых, всех, с кем я рос, кого знал. У меня тогда был тяжелый период: я бросил употреблять наркотики и начал с нуля – трезвую, одинокую (никого не знал), закрытую (первые два года был домашний арест) жизнь... Я очень скучал по Питеру – прямо жутко! Хотел сбежать несколько раз, вернуться. Но понимал, что мне нельзя, потому что в родном городе у меня были свои сложности... И потом, когда прошли годы, я впервые приехал в Питер – и почувствовал такую жуткую ностальгию! Я проехал по всему Питеру, во все окна заглянул... Обошел каждую парадную, улицу, район, где жил, учился или обитал... , приступ ностальгии был непередаваемый: все хотелось стереть, перемотать, вернуться и переписать сценарий своей жизни.
Но потом я как-то смирился с тем, что Москва и Петербург находятся рядом: лететь - час, ехать - четыре часа. И я для себя следующую конструкцию придумал: существует один большой город, просто у него два разных конца: есть - Москва, есть - Петербург. Я знаю, что есть какая-то вражда между Москвой и Петербургом, но я этого не понимаю. Мне кажется, люди похожи и там, и там, просто Москва живет быстрей, мыслит чуть прогрессивней. Питер – он в чем-то стагнирует, в чем-то является образчиком культуры, он консервативней, но в целом, за счет того, что мы объединены одним медиаполем, города плюс-минус похожи.
Мои «малые родины»
– Я родился на Маяковской, в Снигиревском роддоме, в центре города. Роддом в клип не вошел: в клипе то, что я помню, а я не помню, как я там рождался. Если б моя мама писала песню – там бы, наверное, и Снигиревка была. А я выбрал непосредственно те локации для съемок, где какие-то события в моей жизни происходили: где я получал знания, или получал, допустим, по голове. Или там какие-то чувства проживал, скажем, первую любовь.
Детский дом – одна из локаций, где снимался клип. Я там часто бывал, даже жил. Лет с восьми просто заезжал, лет в 10-11 мог там уже жить, у меня, в итоге, даже свой изолятор был маленький - с одной кроватью, где ночевал. Это продолжалось лет до 16 лет. Подшефный детский дом номер 53 был в ту пору образцово-показательным. И сейчас он даже не называется детдомом, как-то иначе, дом номер 4 на Ярославском проспекте... Я долгое время находился там добровольно, а директором Детского дома была «домоуправляющая» у Эдиты. Я мог жить там, а мог - дома. Но в квартире чаще всего не было никого: Эдита – на гастролях, мама переехала в Москву... В детдоме мне было лучше – много ребят, друзья, движуха, игры, первые чувства к девочкам. Помню: у меня была первая любовь, мне – 10, ей – 17. Любовь безответная, естественно. В клипе романтическая сцена тоже будет.
Хоровое училище имени Глинки
– Место, где мы сейчас находимся – мое первое учебное заведение, где я отучился семь лет. Хоровое училище имени Глинки, гордость нашей страны – единственное у нас учебное заведение, где мальчики 12 лет обучаются и выходят отсюда сразу специалистами, поступают в Консерваторию... Вот все основные наши дирижеры: и Мариинки, и Дальневосточного оркестра – это мои одноклассники. Великие люди в классической музыке, как я считаю.
Здесь вот Пол Маккартни был, в этом здании, давал мастер-классы там как раз, где мы сегодня снимали хор мальчиков, играл даже в пинг-понг с ребятами в рекреации этажом ниже. Это было уже после того как я ушел, и Пола, к сожалению – не застал. Но на самом деле, я бы тогда и не оценил, потому что в ту пору я слушал heavy metall, а The Beatles и Маккартни я чуть позже открыл для себя.
Клип построен на воспоминаниях, и сегодня здесь мы снимали хор мальчиков. Хор сам по себе – большой инструмент, некая машина из людей, поэтому – что наш хор, что хор, который мы снимали сегодня – для меня одинаковы, только спустя 30 лет. И это очень классно, потому что, когда сегодня снимали ребят, я прямо увидел то время, я в него попал – костюмы такие же, те же «бабочки» и дети, как мы.
...В этом училище у меня и первые взаимоотношения дружеские были, и обиды, и драки – много всего с этим заведением связано. И мое первое решение – бросить музыку и уйти в свободное плавание тоже здесь я принял, тогда решил, что музыка это не мое. Седьмой класс я здесь закончил и в восьмом ушел в общеобразовательную гимназию с гуманитарным уклоном.
«Там теплый свет ее окошка не гаснет в памяти моей...»
– Это слова о Петроградке... У меня была влюбленность в 8-9 классе и помню, что вечером, когда я шел от Петроградки до метро, смотрел в ее окно. На втором этаже она жила, на улице Ленина. Я шел мимо и думал: наверное, она спать уже ложится. И мысленно желал ей: «Спокойной ночи». Моя влюбленность длилась не долго, но она была. Петроградка вообще для меня очень ценна, я учился там в 56-ой гимназии – на нее пришелся мой подростковый возраст. Коммуналки, крыши, подвалы!.. Где я только не жил, где только не бывал... Отделение милиции родное!
– Там Вы тоже снимали клип?
– Нет. Скорее всего, оно настолько сильно изменилось, что нет смысла его показывать. Но, надеюсь, что мы на Петроградке что-то снимем обязательно.
Хотелось бы, чтобы каналы еще вошли в клип, я очень их люблю. Сейчас, когда приезжаю, хочется всегда на лодке по каналам пройти, посмотреть на Питер – с каналов он особенно красивый.
О бабушке Эдите
– О бабушке в этой песне нет ничего. Бабушка – это что-то, что до сих пор в жизни есть, никогда из нее не пропадало, но никогда и не было перманентным... Она, в основном, всегда была где-то на гастролях, или с мужем, в Москве.... У меня есть песня отдельная, посвященная Эдите. А эта песня, на которую сейчас клип снимаю – скорее, про мой Питер, про мои похождения.
Что мне дал Питер?
– Серьезный опыт! Во-первых, уличный: я же уличный – не домашний ребенок, вопреки мнению, которое, возможно, могло бы сложиться. Я, в основном, рос во дворах, в подвалах, на крышах и город дал мне какой-то опыт общения с этим миром в любых его проявлениях. Он научил себя отстаивать. Во-вторых, очень много мне дал детский дом. Там дети рано взрослели и вынуждены были жить по каким-то законам определенным: не предавать, не стучать друг на друга. Принципы, понятия – но не в смысле блатных, а в смысле человеческих понятий.
Ну и, конечно, был негативный опыт с употреблением, с зависимостью. И этот опыт через годы я конвертировал в то, что открыл наркологическую клинику с реабилитацией. Мы продолжаем этим заниматься, правда, пока только в Москве, – но хотелось бы и в Питере тоже когда-нибудь открыть такую клинику.
Когда выйдет клип
– В нашей реальности чем быстрей, тем лучше: песня вышла, надо догонять клипом. Сложилась такая традиция, что клипы в Петербурге мы уже не первый раз снимаем с режиссером Машей Скобелевой. А восемь лет назад мы с ней же создавали клип к моей песне «Аллегории» и тоже здесь. Так что и в этом история повторяется. Но завершается клип оптимистично, тем, что жизнь продолжается, все его герои теперь живут своей, новой жизнью. И я тоже.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться