«КАМАЗ» - это культурно и точка!
«КАМАЗ» - это культурно и точка!
Искусство

«КАМАЗ» - это культурно и точка!

Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
В 2026 году отмечается 50-летие со дня выпуска грузового автомобиля «КАМАЗ». К юбилею портал «Культура Петербурга» подготовил статью об истории предприятия и его вкладе в культурную жизнь страны.
Один из первых КАМАЗОВ. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».

Начало долгого пути


ПАО «КАМАЗ» (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д, ранее «КамАЗ») — это советская, а затем российская компания, основанная в 1976 году. Она производит дизельные грузовики и двигатели, а также автобусы, электробусы, водоробусы (под брендом «НЕФАЗ»), тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и различные комплектующие. Главный завод находится в Набережных Челнах.

История «КАМАЗа» началась в 1960-х годах, когда экономика СССР остро нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей. В то время стране требовались современные машины грузоподъемностью от 8 до 20 тонн с экономичными дизельными двигателями. Однако существовавшие заводы не могли удовлетворить эту потребность. 

Первоначальный проект предполагал, что новый завод будет выпускать 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год. 

Первый ковш. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Решение о создании завода было оформлено на самом высоком уровне — постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1969 года. После рассмотрения более чем семидесяти возможных мест для размещения предприятия выбор пал на Набережные Челны. Это место оказалось удобным благодаря своему расположению: рядом протекают реки Кама и Волга, есть железнодорожное сообщение и хорошая транспортная доступность. Это позволяло легко доставлять все необходимые материалы, оборудование и комплектующие для строительства и работы завода. 

Символическим стартом стало 13 декабря 1969 года, когда экскаваторщик Михаил Носков взял первый ковш земли на месте будущего завода. Этот день считается официальной датой начала строительства КАМАЗа. А строила предприятие вся страна.

1973 год. Правообладатель: Камиль Ситдиков / Историко-краеведческий музей г. Набережные Челны.

Изначально при проектировании и разработке первых моделей грузовиков участвовали специалисты московского завода ЗИЛ. Однако уже к 1970 году новый бренд получил собственное имя — «КАМАЗ». По одной из версий, название предложил сам председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Первый опытный образец с логотипом «КАМАЗ» был представлен широкой публике на ВДНХ в 1970 году.
Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Важной вехой стала 16 февраля 1976 года — именно тогда с конвейера сошел первый серийный автомобиль завода. Это событие не только знаменовало собой начало массового производства новой линейки отечественных тяжелых грузовиков, но и стало важным шагом в развитии всей советской автопромышленности.

Выпуск первого автомобиля КамАЗ. 1976 г. Правообладатель: Национальный музей Республики Татарстан.


«КАМАЗ» и культурная жизнь



В 1970-х на «КАМАЗе» считали: чем насыщеннее, интереснее сотрудники будут проводить свое свободное время, тем лучше станут работать. Если в 1971 году на предприятии было 67 коллективов художественной самодеятельности, то в 1980-м их количество выросло до 650. В них участвовали более 20 тысяч человек. Танцевальным ансамблем «Камазовские узоры» с 1976 по 1996 годы руководил профессиональный хореограф Ренат Шамсутдинов. В 1987 году он получил звание лауреата фестиваля советского циркового искусства «Союз искусства и труда».
Ансамбль танцев «Камазовские узоры». 1982 г. Правообладатель: Историко-краеведческий музей г. Набережные Челны.
За 1977 год и первом квартал 1978 года было дано свыше 700 концертов, проведено 20 конкурсов по различным жанрам. И это при том, что ДК «КАМАЗа» еще не был сдан в эксплуатацию.

В середине 1970-х Владимир Высоцкий гастролировал на предприятии вместе с Театром на Таганке. Выступления знаменитости длились около 10 дней, бард пел как в составе труппы театра, так и в рамках сольных концертов. Эти гастроли стали одним из самых запоминающихся культурных событий на заводе.
Выступление Владимира Высоцкого. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
В 1970 годах перед строителями на сцене «КАМАЗа» выступал поэт, переводчик, автор песен Роберт Рождественский.
Роберт Рождественский выступает на фоне корпуса будущего завода. Правообладатель: Историко-краеведческий музей г. Набережные Челны.
В 1971 году Юрий Визбор написал «Песню-репортаж о строителях КАМАЗа» («Ты пойми, что такое КАМАЗ»), которая стала неофициальным гимном завода. В 2012-м тогдашний мэр Челнов предложил сделать композицию гимном города, но поддержки у жителей идея не получила.

В 1980-е годы на «КАМАЗе» культурная жизнь кипела вовсю: работали певцы, поэты, танцевальные коллективы, театральные постановки, действовали библиотеки, кинолектории, проводились фестивали, концерты и встречи с известными артистами. В декабре 1980 года был открыт Дворец культуры «КАМАЗа», ставший местом для многочисленных творческих коллективов. С 2013 года проводится музыкальный фестиваль имени Александра Барыкина, известного музыканта, певца и композитора. 
Музыкальный фестиваль имени Александра Барыкина. Правообладатель: МАУК «Дворец культуры"КАМАЗ"».
С 1989 по 1997 годы в городе функционировал Фонд культуры «КАМАЗа». Фонд способствовал открытию новых имен и поддержке молодых талантов. Целью проекта была (дословно, как написано в документе) «удовлетворение эстетических потребностей работников «КАМАЗа» и их семей». Организация финансировала более 60 культурных программ, в том числе, поддерживала драматический театр «Мастеровые» (основатель и художественный руководитель Юрий Михайлович Колесников), народный театр «Ника» (художественный руководитель Наталья Фёдоровна Пархоменко).

Поддержку фонда получал и профессиональный джаз-ансамбль «Модус» под руководством Александра Колигера. Согласно газете «Советская Татария», коллектив был основан в 1988 году. В период с 1994 по 1996 годы «Модус» на правах самостоятельного подразделения входил в структуру дирекции по социальному развитию КДК «Камаз».
Александр Колигер. Фото: Николай Туганов. Справа: афиша I международного фестиваля джазовой музыки в 1992 г. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
С началом экономического подъема и стабилизации деятельности «КАМАЗа» в 2000-х годах началось возрождение театральной жизни. Появились новые постановки, фестивали и проекты, направленные на сохранение и развитие культурных традиций завода. Театр стал площадкой для выражения локальной идентичности, истории и трудовых подвигов камазовцев. Появились профессиональные режиссеры и постановщики, а также активное вовлечение молодежи. Например, в 2019 году к 50-летию с начала строительства Камского автогиганта прошла «Неделя театра», в рамках которой были показаны две постановки под общим названием «КАМАЗ – история сильных людей». Их подготовили работники предприятия, а режиссерами выступили Софья Федекина, Разиль Фахретдинов и Амина Гильмиярова. В спектаклях участвовали более 30 человек, постановки были посвящены трудовым подвигам и судьбам камазовцев.
Фото: Виталий Зудин. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
В 2018 году в русском драматическом театре «Мастеровые» состоялась премьера спектакля «Дуры мы, дуры!», где появилась фирменная фраза «У меня глаз – КАМАЗ!». Эта реплика стала узнаваемым символом связи театра и автогиганта. В 2024 году ПАО «КАМАЗ» подарило театру «Мастеровые» новый грузовой автомобиль для перевозки декораций и оборудования, что подчеркивает не только символическую, но и реальную поддержку театрального искусства со стороны завода.


«КАМАЗ» в кино


«КАМАЗ» стал значимым героем советского и российского документального кино, олицетворяя не только технический прогресс, но и коллективный труд, энтузиазм и социальные изменения в стране. В ряде фильмов завода роль выходит далеко за рамки обычного объекта — он становится символом эпохи и масштабных преобразований.

«Товарищ КамАЗ» (1972).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, посвященный строительству Камского автомобильного завода. В центре повествования — заботы комсомольской организации по организации труда и быта молодежи, судьбах рабочих, условиях стройки и отношении руководства к строителям, которые внесли свой вклад в создание этого важного предприятия. 

Режиссеры: Владимир Левин, Александр Аскольдов.
Скриншот фильма «Товарищ КамАЗ».
«Судьба моя — «КАМАЗ» (1974).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, рассказывающий о крупнейшей стройке девятой пятилетки — Камском автомобильном заводе. Герои — строители, инженеры, рабочие и партийные работники — рассказывают о крупнейшей стройке девятой пятилетки, о своих трудовых буднях и личных судьбах людей, поднявших с нуля Камский автогигант. «КАМАЗ» здесь — это не просто завод, а воплощение мечты о новой индустриальной мощи страны, коллективного подвига и веры в будущее.

Режиссеры: Владимир Левин, Александр Аскольдов. 
Скриншот фильма «Судьба моя — КамАЗ».
«КАМАЗ-1974. Хроника строительства» (1975).
Посмотреть онлайн.
Документальная кинохроника, подробно освещающая этапы возведения автогиганта. Фильм рассказывает о ходе главной стройки страны и героизме ее труженников.

Режиссер: Лев Черенцов.
Скриншот фильма «КАМАЗ-1974. Хроника строительства».

«КАМАЗ на конвейере» (1976).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, посвященный строительству и сдаче в эксплуатацию первой очереди Камского автомобильного завода, а также выпуску первых бортовых грузовиков «КАМАЗ-5320», сошедших с конвейера в феврале 1976 года. Предприятие представлено как итог огромных усилий тысяч людей, как символ технического и организационного прорыва. Через судьбы строителей и рабочих раскрывается, как завод стал центром притяжения для целых семей и династий, изменивших свою жизнь ради большого дела.

Режиссер: не установлено. 
Скриншот фильма «КАМАЗ на конвейере».
«Есть первый КАМАЗ» (1976).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм-хроника, посвященный выпуску первого автомобиля «КАМАЗ», а также строительству завода и города Набережные Челны.

Режиссер: не установлено. Снимала Казанская студия телевидения.
Скриншот фильма «Есть первый КАМАЗ».
«Коней на переправе не меняют» (1980).
Посмотреть онлайн.
Строительство «КАМАЗа» стало отправной точкой для создания художественного фильма «Коней на переправе не меняют» («Мосфильм», 1981). Съемки проходили, в том числе, в Набережных Челнах, на заводе. Фильм рассказывает о строительстве крупного автомобильного предприятия, которое в заключительных кадрах картины идентифицируется как Камский автозавод. Директор, Леонид Борисов, считает важным строить завод вместе с сопутствующей инфраструктурой и жильем для работников. Однако представитель министерства, Владимир Родионов, настаивает на приоритетном строительстве конвейерных линий для быстрого начала производства автомобилей.

Режиссер: Гавриил Егиазаров.
Скриншот фильма «Коней на переправе не меняют».
«Водитель "КАМАЗа"» (1983).
Посмотреть онлайн.
Документальная кинохроника показывает работу водителей и эксплуатацию новых моделей «КАМАЗов» в условиях 1980-х годов. В фильме представлены отзывы самих шоферов и демонстрируется техническое совершенствование грузовиков.

Режиссер: не установлено. 
Скриншот фильма «Водитель КАМАЗа».
«Шоферская баллада» (1987).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, рассказывающий о жизни и работе водителей «КАМАЗов». В центре внимания — их повседневные трудности и будни. «Ну, покажи, где ты там в первый раз влюбился?» — над картой склонились опытные шоферы, много лет водившие машины по Чуйскому тракту. Вместе с авторами ленты и зрителями героям предстоит путешествие по тракту в поисках истины.

Режиссер: Валерий Соломин.
Скриншот фильма «Шоферская баллада».
«Расставания» (1984).
Посмотреть онлайн.
Под Новый год шофер Роберт Голдаев с напарником Венькой перегоняют «КАМАЗ» на далекую стройку ГЭС… Фильм раскрывает судьбу шофера и его внутренние переживания: что-то неверно понимает он в жизни, боится каких-либо обязательств, видит в них лишь посягательство на свою свободу, предает любимого человека — и очень дорогой ценой платит за свои ошибки. 

Режиссер: Гавриил Егиазаров. 
Скриншот фильма «Расставания».
«Белые вороны» (1988).
Посмотреть онлайн.
Двое советских солдат — Прохоров и Васильев — возвращаются из Афганистана и узнают, что невеста одного из них подверглась изнасилованию. Виновником оказывается шофер секретаря горкома, который пытается скрыть свои преступления, используя связи партийной верхушки. Фильм показывает коррупцию, беззаконие и моральный кризис в обществе конца 1980-х. В фильме «КАМАЗф» появляются как часть транспортного фона, отражая индустриальную и военную атмосферу эпохи. Конкретной сюжетной роли грузовики не играют, но служат символом советской техники и тяжелого труда, а также реалистичным элементом городской и производственной среды.

Режиссер: Владимир Любомудров
Скриншот фильма «Белые вороны».
«Груз 300» (1989).
Посмотреть онлайн.
Термин вошел в обиход после войны в Афганистане. При перевозке раненого заполнялась форма документа № 300 (типовой бланк). В художественном фильме показаны армейские «КАМАЗы» как часть военной техники, используемой в Афганистане. Хотя главные герои — офицеры и солдаты, «КАМАЗы» выступают как символ тяжелой военной службы и реалий того времени. 

Режиссер: Георгий Кузнецов.
Скриншот фильма «Груз 300».
«День любви» (1990).
Посмотреть онлайн.
В художественном фильме главные герои связаны с криминальным сюжетом вокруг продажи пятнадцати «КАМАЗов» подпольному миллионеру. Машины выступают как важный объект сделки и символ экономических и социальных процессов в стране. Один из первых фильмов отечественного кооперативного кино, то есть снималось на деньги не государства, а частных лиц и компаний.

Режиссер: Александр Полынников.

Скриншот фильма «День любви».

«Брат» (1997), финальная сцена зимой

Главный герой Данила Багров возвращается в Петербург после службы в армии и оказывается втянут в криминальные разборки. В финальной сцене молодой человек уезжает автостопом по зимнему шоссе. Этот момент символизирует начало новой жизни и его стремление найти свой путь.

На дороге появляется грузовик, напоминающий «КАМАЗ», который создает атмосферу суровой российской зимы. Он символизирует движение, переход и жизненные испытания, с которыми сталкивается герой. Однако конкретная марка автомобиля не акцентируется. Его присутствие скорее добавляет глубину и атмосферу, подчеркивая суровость и величие природы, а также внутренние переживания Данилы.

Режиссер: Алексей Балабанов.
Скриншот фильма «Брат».

«Дальнобойщики» (2000-е, сериал).
Посмотреть онлайн.
Водителю «КАМАЗ-54115» Фёдору Ивановичу Афанасьеву – пятидесятилетнему «водиле» с большим стажем дают в напарники Сашку Коровина – молодого парня, прекрасного механика, веселого гуляку и баламута.  Паре предстоит доставить гуманитарный груз из Москвы в Ростов-на-Дону для раненых в Чечне бойцов. Этот грузовик стал символом эпохи и дальнобойной культуры, а его узнаваемый дизайн и национальная символика сделали его «железным героем» сериала.

Режиссер: Юрий Кузьменко.
Скриншот из фильма «Дальнобойщики».

«КАМАЗ-Мастер» (2021, сериал).
Современный художественный сериал о легендарной гоночной команде «КАМАЗ-мастер», многократной победительницы ралли «Дакар». В центре сюжета — возвращение Степана в команду после 12 лет отсутствия и его борьба за место в коллективе. Фильм показывает спортивные соревнования и личную жизнь гонщиков. Продюсер сериала — Фёдор Бондарчук. Съемки проходили в Татарстане, Астрахани, Казахстане и Москве с поддержкой команды «КАМАЗ-мастер» и президента Татарстана Рустама Минниханова.
Скриншот фильма «КАМАЗ-Мастер».

«КАМАЗ» в литературе



«КАМАЗ» в литературе представлен преимущественно в русскоязычных произведениях и корпоративной культуре завода. В данном разделе основное внимание сосредоточено на художественных изданиях. 

***


В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Утро КамАЗа», в которой рассказывалось о начальном этапе строительства Камского автозавода (КАМАЗ). Книга документально описывает трудности и успехи первых лет возведения предприятия, отражая важность этого масштабного проекта для советской промышленности и экономики Это настоящий документ эпохи: архитектурные черты юного города, лица людей, строивших заводы «КАМАЗа» и возводивших Набережные Челны говорят красноречивее любых слов. Город и заводы строились с энтузиазмом, радостью и задором. 
В отдела кадров приезжающие в Набережные Челны получают направления на работу, в общежитие, здесь становятся они строителями КамАЗа. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Книга «Путешествие в Советский Союз. Сказание о КамАЗе» увидела свет в 1979 году в серии «Свидетельства об СССР» от издательства «Прогресс». В произведении сплетаются журналистские заметки, исторические факты и личные впечатления, что делает работу интересной для историков и ценителей советской эпохи.

Книга состоит из двух частей:
  • Алекс де Гума из Южной Африки «Путешествие в Советский Союз»;
  • Андре Ремакль из Бельгии «Сказание о КамАЗе»
Андре Ремакль полтора месяца находился на Камском автомобильном комплексе. Он рассказывает о своих впечатлениях, о заводе и городе Набережные Челны; показывает трудовой героизм советских людей, строящих КамАЗ и город. В произведении подчеркивается интернациональный характер стройки, раскрываются глубинные процессы становления коллектива автогиганта, рождения в степи города с населением 250 тысяч человек, прообраза городов будущего.
Правообладатель: издательство «Прогресс».

В честь своего 50-летнего юбилея в 2019 году «КАМАЗ» подготовил и издал три книги, которые отличаются друг от друга по своему содержанию, оформлению и структуре: 
  • «Путешествие по «КАМАЗу»: от стройки до машины»;
  • «История "КАМАЗа" в документах и фотографиях»;
  • «Дорогу осилит идущий».

Первая книга — «Путешествие по «КАМАЗу»: от стройки до машины» — представляет собой красочное и яркое издание, в котором детям от лица ветерана-первопроходца рассказывается об истории строительства автомобильного гиганта на Каме. Помимо текста на трех языках: русском, татарском и английском, — книга включает в себя приложения дополненной реальности. Для того, чтобы картинка «ожила», юные читатели скачивают штрих-код приложения и наводят камеру телефона на рисунок. В качестве иллюстраций использованы детские рисунки и сочинения, присланные школьниками из Набережных Челнов на конкурс, посвященный заводу.
Страница из книги. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Страница из книги. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Вторая книга — «История "КАМАЗа" в документах и фотографиях» — представляет собой летопись завода и одновременно с ним — города, который строился вместе с предприятием. В произведении собраны правительственные постановления, инициировавшие великую стройку в 1969 году, редкие фотографии, запечатлевшие ключевые моменты той эпохи, а также важные документы более позднего периода, включая хронику сегодняшнего дня. Издание состоит из трех частей, открывающихся приветствиями председателя Совета директоров ПАО «КАМАЗ» Сергея Чемезова и генерального директора компании Сергея Когогина.
История КАМАЗа в документах и фотографиях.pdf

История КАМАЗа в документах и фотографиях.pdf



Книга не для продажи и распространяется исключительно в виде подарочного сувенира. Причем очень тяжелого сувенира — том увеличенного формата весит более двух килограмм.
Страница из книги. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Третья книга — поэтический сборник под названием «Дорогу осилит идущий» — объединяет стихотворения, созданные за последние полвека различными авторами, как профессиональными поэтами, так и теми, для кого литературное творчество является хобби или выражением душевного порыва.  В произведении представлена лишь десятая часть материала, собранного редколлегией, – всего было около 2000 стихотворений, созданных в разные годы. Многие работы написаны сотрудниками «КАМАЗа». 
Дорогу осилит идущий.pdf

Дорогу осилит идущий.pdf


 Страница из книги. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».

Книга «Я – КАМАЗ! Четыре принципа победы» посвящена истории успеха и 20-летию гоночной команды «КАМАЗ-мастер», которая стала легендой в мире ралли-рейдов. Это уникальное издание, богато иллюстрированное документальными фотографиями, рассказывает о становлении, развитии и достижениях команды, а также о ее главных героях — водителях и механиках, которые добились мировых побед на грузовиках «КАМАЗ». Автор произведения Людмила Прошак написала книгу от имени…грузовика, на котором члены экипажа преодолевают сложнейшие препятствия многодневного гоночного марафона.
Обложка книги «Я – КАМАЗ! Четыре принципа победы». Правообладатель: НП «КАМАЗ-Автоспорт».

«КАМАЗ» в ИЗО

«Набережные Челны стали Меккой писателей, художников, кинематографистов», – говорится в книге «Утро КАМАЗа». Работы художников отражали разные стороны жизни и труда на предприятии — от портретов работников до индустриальных пейзажей, подчеркивая значимость завода как символа советской индустриализации.

***


Доцент Казанского педагогического института, кандидат педагогических наук Виктор Игнатьев постоянно ездил по стране. И куда бы ни привели его пути-дороги, он всюду не расставался с карандашом и блокнотом. Виктор неоднократно бывал в Набережных Челнах в период строительства «КАМАЗа» и собственными глазами наблюдал за тем, как поднимается город и строятся заводы. Как художник он запечатлел историческое событие во множестве рисунков и набросков, привозимые из командировок оттуда. Впоследствии работы легли в основу художественного альбома «КамАЗ начинается» (1972 г.), который в наше время назвали бы арт-буком.

Правообладатель: Татарское книжное издательство.
Суровой романтикой вдохновлялись, в частности, лучшие ленинградские художники-графики Анатолий Гетманский и Юрий Тризна, создавшие целую серию сувенирных эстампов с видами города и стройки. Многие объекты узнаваемы и сегодня, а лозунг на татарском языке не оставляет сомнений по поводу аутентичности! Цветные линогравюры были выпущены отдельным изданием в Ленинграде в 1975 году – еще до схода с конвейера в Челнах первых грузовиков. 
Авторы работ: Анатолий Гетманский и Юрий Тризна. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Авторы работ: Анатолий Гетманский и Юрий Тризна. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Картина «Первенец КамАЗа» (1975) принадлежит Эвелине Борисовне Бусовой (1942–2014). Это произведение посвящено Камскому автозаводу и его работнице, отражая образ первого поколения строителей и работников завода. В картине акцент сделан не только на производственном аспекте и коллективном труде, но и на индивидуальном, человеческом начале — на личной судьбе и внутреннем мире героя, символизирующего «первенца» завода. Название «Первенец КамАЗа» подчеркивает начало и становление предприятия, а также трудовой подвиг его первых сотрудников. 
Эвелина Бусова «Первенец КамАЗа». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Ильдар Каюмович Ахмадеев — заслуженный деятель искусств Татарской АССР, известный как живописец и график, активно работал над описанием жизни предприятия в 1970-х годах, создавая художественные образы строителей и производственного процесса. Ильдар изображал рабочих в бытовых и трудовых сценах, показывая не только производственный процесс, но и человеческие отношения, дружбу, семейные моменты. Основные работы серии включают:
  • «Скреперисты» (1973);
  • «Наша бригада» (также известна как «На память о свадьбе», 1974);
  • «Тавтиляу» (1976).
Помимо живописи, Ахмадеев работал в технике графики — акварели и линогравюры.

Ильдар Ахмадеев «Первенец Камаза». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Ильдар Ахмадеев «Скреперисты». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Ильдар Ахмадеев «На память о свадьбе». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Ильдар Каюмович Ахмадеев «Поступь Батыра. КамАЗ год 1972». Правообладатель: Государственный исторический музей.

Виктор Иванович Куделькин
создал значительную серию картин, посвященных строителям Камского автозавода («КАМАЗ»), в период 1972–1975 годов. В своих произведениях художник объединял индивидуальные черты героев с общей атмосферой производственного процесса, подчеркивая единство коллектива и значимость каждого человека.

Среди работ Виктора есть целая серия, посвященная работникам «КАМАЗа» — это картины «Марьям Василькова — водитель автопогрузчика», «Новый журнал. Каменщицы "КАМАЗа"», «Резчики металла завода "КАМАЗ"». Картина «Женщины КАМАЗа» создана в период активного строительства и становления Камского автозавода. Куделькин стремился показать важную роль женщин в трудовом коллективе предприятия, подчеркнуть их вклад в индустриализацию и социалистическое строительство. Картины художника можно увидеть в Музее изобразительных искусств Татарстана, а также в частных коллекциях. 
Виктор Куделькин «Камазовцы». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).

Виктор Куделькин «Красавицы КАМАЗа». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).
Виктор Куделькин. «Марьям Василькова - водитель автопогрузчика». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).
Слева: «Новый журнал. Каменщицы "КАМАЗа"». Справа: «Резчики металла завода "КАМАЗ"». В частных коллекциях.
Хаким Ахметович Якупов — «Челнинские красавицы» (1975).
Эта картина посвящена жителям города Набережные Челны, который вырос вокруг «КАМАЗа». Якупов изобразил женщин — символ трудолюбия и красоты челнинского края, подчеркивая связь между заводом и городом. Работа создавалась в период расцвета промышленного освоения региона и служила пропагандой социалистического образа жизни.
Хаким Якупов «Челнинские красавицы». Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань).
Владимир Николаевич Скобеев — «Формовщицы. Стержневой цех КАМАЗа» (1979).
Картина отражает один из ключевых производственных цехов завода, где изготавливаются металлические стержни для деталей грузовиков. Скобеев стремился показать техническую мощь и организованность производства, а также труд рабочих, благодаря которым КАМАЗ стал одним из крупнейших автозаводов СССР. Работа создавалась в период интенсивного развития предприятия и служила визуальным свидетельством индустриального прогресса.
Владимир Скобеев — «Формовщицы. Стержневой цех КАМАЗа». Государственный музей изобразительных искусств РТ
Константин Мефодьевич Максимов создал серию работ под названием «Строители КамАЗа» в период 1971–1975 годов. Серия посвящена людям труда — строителям Камского автозавода («КАМАЗ»), отражая их будни, характеры и коллективный дух. Он объединял сюжетную картину с психологическим портретом, создавая целостный художественный образ, который вызывает у зрителя сложное эстетическое и эмоциональное сопереживание.
Слева: экскаваторщик КамАЗа Загит Сабиров. Справа: Виктор Маслюков. Серии «Строители КамАЗа». Правообладатель: Пермская государственная художественная галерея.
Ефим Александрович Симбирин создавал живописные портреты и жанровые сцены, подчеркивая индивидуальность и героизм рабочих, особенно женщин-строителей. Работы художника наполнены уважением к труду. Внимание к деталям и психологическая выразительность делают картины живыми и эмоциональными.
Ефим Симбирин. Портреты камазовцев Хаяны Аюповой и бригадира монтажников Коноваленко. Правообладатель: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

«КАМАЗ» в филателии



В октябре 1974 года Министерство связи СССР выпустило почтовую марку «КАМАЗ» в честь ударной комсомольской стройки Камского автозавода в Набережных Челнах. Центральный элемент произведения — изображение грузового автомобиля, который символизирует индустриальный прогресс и силу советского автопрома. Марка стала частью серии, посвященной 57-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 

Автором рисунков для этой марки стал художник Евгений Дмитриевич Анискин.
Правообладатель: АО «Гознак».
Серия марок 1974 года, посвященная «КАМАЗ» и Великой Октябрьской революции, имела большое значение для советской почты.

  • Выпуск марки с изображением «КАМАЗа» подчеркивал значимость этого завода как одной из крупнейших ударных комсомольских строек СССР. Это делало марку не только почтовым знаком, но и символом эпохи и достижений страны.

  • Кроме того, марка «КАМАЗ» была выпущена вместе с изображениями Орденов Трудовой Славы всех трех степеней на фоне индустриальной панорамы и Нурекской ГЭС в Таджикистане Эти объекты символизировали трудовые подвиги и индустриальное развитие. Все марки выполнены в многоцветной технике, с текстом на красной ленте: «Славим делами тебя, Октябрь!». Такая серия подчеркивала единство и масштаб социалистических достижений, что делало ее важной и интересной для советской филателии.
Соседи марки. Правообладатель: АО «Гознак».


Память о «КАМАЗе»в музеях



Музей «КАМАЗа» был создан в 1981 году, когда интерес к автогиганту был велик. Располагаясь в ДК предприятия, музей занимал площадь более 300 кв. м. Часть экспозиции посвящалась выставке машиностроительной отрасли, где были представлены образцы новой техники и новинки производства. Посещаемость площадки достигала 40 тысяч человек в год, экскурсии шли одна за другой, поэтому музей получил звание «Народный».

Позже наступил период спада интереса. Музей несколько раз менял свое местоположение и обосновался на площадке Завода двигателей.
Фигурки КАМАЗ в музее. Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».
Переходящий приз журнала «Огонек», хрустальная ваза, стал уникальным экспонатом музея. С 1978 по 1988 год она вручалась бригадам-победителям за достижение высоких показателей качества и ритмичности в производстве. Во время одного из переездов ваза разбилась на тысячи осколков. Директор музея Надежда Николаевна Петрова собрала их и хранила 14 лет, поскольку ваза была символом соцсоревнования. Петрова была расстроена утратой, но нашла решение: заказала реставрацию в рекламной фирме Набережных Челнов. После двух неудачных попыток вазу удалось склеить. Теперь произведение занимает почетное место в музейной экспозиции.

С развитием промышленного туризма интерес к предприятиям и их музеям вновь возрос. На заводах «КАМАЗа» было основано несколько музеев:
  • большой музей (свыше 300 кв. м.) на Литейном заводе;
  • музей Завода двигателей, объединившийся с музеем технического колледжа;
  • «Музей у станка», размещенный на Ремонтно-инструментальном заводе;
  • музей Прессово-рамного завода;
  • музей Челныводоканала.
В 2017 году Музей «КАМАЗа» в Набережных Челнах был закрыт на неопределенный срок. Открытие запланировано в новом формате, но точная дата пока не объявлена. Возможно, что это случится в декабре 2025 года.
План будущего музея. Правообладатель: «Вести КАМАЗа», ПАО «КАМАЗ».
Проект включает строительство здания рядом с генеральной дирекцией завода и займет участок площадью в 5093 квадратных метра. В постоянной экспозиции планируют показать легендарный первый «КАМАЗ», юбилейный миллионный автомобиль и модель нового поколения. Гости музея при желании смогут окунуться не только в технологии компании, но и в события, а также узнать о биографии тех людей, которые создавали предприятие.

Кроме экспозиции автомобилей, в здании будут располагаться хранилище фондов музея, различные интерактивные аттракционы: объекты под рабочими названиями «Мини-полигон», «Песочница», «Уголок профессий», «5D-аттракционы», «Интерактивная кабина».

Пространство вокруг будущего музея. Правообладатель: «Вести КАМАЗа», ПАО «КАМАЗ».
Но подробнее узнать о «КАМАЗе» можно и сейчас. Попасть на него можно в рамках экскурсий или Дня открытых дверей. Посетители узнают об особенностях производства, корпоративной культуре, профессиях, о самой компании.
День открытых дверей прошел на заводах «КАМАЗа». Правообладатель: ПАО «КАМАЗ».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Искусство
05.06

Тур по мастерским: Алина Буглеева

Современное искусство
14.04

Медиаискусство и история: как технологии помогают сохранять культурное наследие

Выставки
15.05

Алла Манилова: «Васнецов - уникальный художник, удивительный, абсолютно ни на кого не похожий»

Поэзия
26.05

Современные поэты признаются в любви Петербургу

Современное искусство
30.05

Тур по мастерским: Семён Мотолянец

Смотреть все