
Начало долгого пути
ПАО «КАМАЗ» (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д, ранее «КамАЗ») — это советская, а затем российская компания, основанная в 1976 году. Она производит дизельные грузовики и двигатели, а также автобусы, электробусы, водоробусы (под брендом «НЕФАЗ»), тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и различные комплектующие. Главный завод находится в Набережных Челнах.
История «КАМАЗа» началась в 1960-х годах, когда экономика СССР остро нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей. В то время стране требовались современные машины грузоподъемностью от 8 до 20 тонн с экономичными дизельными двигателями. Однако существовавшие заводы не могли удовлетворить эту потребность.
Первоначальный проект предполагал, что новый завод будет выпускать 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год.
Решение о создании завода было оформлено на самом высоком уровне — постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1969 года. После рассмотрения более чем семидесяти возможных мест для размещения предприятия выбор пал на Набережные Челны. Это место оказалось удобным благодаря своему расположению: рядом протекают реки Кама и Волга, есть железнодорожное сообщение и хорошая транспортная доступность. Это позволяло легко доставлять все необходимые материалы, оборудование и комплектующие для строительства и работы завода.
Символическим стартом стало 13 декабря 1969 года, когда экскаваторщик Михаил Носков взял первый ковш земли на месте будущего завода. Этот день считается официальной датой начала строительства КАМАЗа. А строила предприятие вся страна.
Изначально при проектировании и разработке первых моделей грузовиков участвовали специалисты московского завода ЗИЛ. Однако уже к 1970 году новый бренд получил собственное имя — «КАМАЗ». По одной из версий, название предложил сам председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Первый опытный образец с логотипом «КАМАЗ» был представлен широкой публике на ВДНХ в 1970 году.
Важной вехой стала 16 февраля 1976 года — именно тогда с конвейера сошел первый серийный автомобиль завода. Это событие не только знаменовало собой начало массового производства новой линейки отечественных тяжелых грузовиков, но и стало важным шагом в развитии всей советской автопромышленности.
«КАМАЗ» и культурная жизнь
В 1970-х на «КАМАЗе» считали: чем насыщеннее, интереснее сотрудники будут проводить свое свободное время, тем лучше станут работать. Если в 1971 году на предприятии было 67 коллективов художественной самодеятельности, то в 1980-м их количество выросло до 650. В них участвовали более 20 тысяч человек. Танцевальным ансамблем «Камазовские узоры» с 1976 по 1996 годы руководил профессиональный хореограф Ренат Шамсутдинов. В 1987 году он получил звание лауреата фестиваля советского циркового искусства «Союз искусства и труда».

За 1977 год и первом квартал 1978 года было дано свыше 700 концертов, проведено 20 конкурсов по различным жанрам. И это при том, что ДК «КАМАЗа» еще не был сдан в эксплуатацию.
В середине 1970-х Владимир Высоцкий гастролировал на предприятии вместе с Театром на Таганке. Выступления знаменитости длились около 10 дней, бард пел как в составе труппы театра, так и в рамках сольных концертов. Эти гастроли стали одним из самых запоминающихся культурных событий на заводе.

В 1970 годах перед строителями на сцене «КАМАЗа» выступал поэт, переводчик, автор песен Роберт Рождественский.

В 1971 году Юрий Визбор написал «Песню-репортаж о строителях КАМАЗа» («Ты пойми, что такое КАМАЗ»), которая стала неофициальным гимном завода. В 2012-м тогдашний мэр Челнов предложил сделать композицию гимном города, но поддержки у жителей идея не получила.
В 1980-е годы на «КАМАЗе» культурная жизнь кипела вовсю: работали певцы, поэты, танцевальные коллективы, театральные постановки, действовали библиотеки, кинолектории, проводились фестивали, концерты и встречи с известными артистами. В декабре 1980 года был открыт Дворец культуры «КАМАЗа», ставший местом для многочисленных творческих коллективов. С 2013 года проводится музыкальный фестиваль имени Александра Барыкина, известного музыканта, певца и композитора.

С 1989 по 1997 годы в городе функционировал Фонд культуры «КАМАЗа». Фонд способствовал открытию новых имен и поддержке молодых талантов. Целью проекта была (дословно, как написано в документе) «удовлетворение эстетических потребностей работников «КАМАЗа» и их семей». Организация финансировала более 60 культурных программ, в том числе, поддерживала драматический театр «Мастеровые» (основатель и художественный руководитель Юрий Михайлович Колесников), народный театр «Ника» (художественный руководитель Наталья Фёдоровна Пархоменко).
Поддержку фонда получал и профессиональный джаз-ансамбль «Модус» под руководством Александра Колигера. Согласно газете «Советская Татария», коллектив был основан в 1988 году. В период с 1994 по 1996 годы «Модус» на правах самостоятельного подразделения входил в структуру дирекции по социальному развитию КДК «Камаз».

С началом экономического подъема и стабилизации деятельности «КАМАЗа» в 2000-х годах началось возрождение театральной жизни. Появились новые постановки, фестивали и проекты, направленные на сохранение и развитие культурных традиций завода. Театр стал площадкой для выражения локальной идентичности, истории и трудовых подвигов камазовцев. Появились профессиональные режиссеры и постановщики, а также активное вовлечение молодежи. Например, в 2019 году к 50-летию с начала строительства Камского автогиганта прошла «Неделя театра», в рамках которой были показаны две постановки под общим названием «КАМАЗ – история сильных людей». Их подготовили работники предприятия, а режиссерами выступили Софья Федекина, Разиль Фахретдинов и Амина Гильмиярова. В спектаклях участвовали более 30 человек, постановки были посвящены трудовым подвигам и судьбам камазовцев.

В 2018 году в русском драматическом театре «Мастеровые» состоялась премьера спектакля «Дуры мы, дуры!», где появилась фирменная фраза «У меня глаз – КАМАЗ!». Эта реплика стала узнаваемым символом связи театра и автогиганта. В 2024 году ПАО «КАМАЗ» подарило театру «Мастеровые» новый грузовой автомобиль для перевозки декораций и оборудования, что подчеркивает не только символическую, но и реальную поддержку театрального искусства со стороны завода.
«КАМАЗ» в кино
«КАМАЗ» стал значимым героем советского и российского документального кино, олицетворяя не только технический прогресс, но и коллективный труд, энтузиазм и социальные изменения в стране. В ряде фильмов завода роль выходит далеко за рамки обычного объекта — он становится символом эпохи и масштабных преобразований.
«Товарищ КамАЗ» (1972).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, посвященный строительству Камского автомобильного завода. В центре повествования — заботы комсомольской организации по организации труда и быта молодежи, судьбах рабочих, условиях стройки и отношении руководства к строителям, которые внесли свой вклад в создание этого важного предприятия.
Режиссеры: Владимир Левин, Александр Аскольдов.

«Судьба моя — «КАМАЗ» (1974).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, рассказывающий о крупнейшей стройке девятой пятилетки — Камском автомобильном заводе. Герои — строители, инженеры, рабочие и партийные работники — рассказывают о крупнейшей стройке девятой пятилетки, о своих трудовых буднях и личных судьбах людей, поднявших с нуля Камский автогигант. «КАМАЗ» здесь — это не просто завод, а воплощение мечты о новой индустриальной мощи страны, коллективного подвига и веры в будущее.
Режиссеры: Владимир Левин, Александр Аскольдов.

«КАМАЗ-1974. Хроника строительства» (1975).
Посмотреть онлайн.
Документальная кинохроника, подробно освещающая этапы возведения автогиганта. Фильм рассказывает о ходе главной стройки страны и героизме ее труженников.
Режиссер: Лев Черенцов.

«КАМАЗ на конвейере» (1976).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, посвященный строительству и сдаче в эксплуатацию первой очереди Камского автомобильного завода, а также выпуску первых бортовых грузовиков «КАМАЗ-5320», сошедших с конвейера в феврале 1976 года. Предприятие представлено как итог огромных усилий тысяч людей, как символ технического и организационного прорыва. Через судьбы строителей и рабочих раскрывается, как завод стал центром притяжения для целых семей и династий, изменивших свою жизнь ради большого дела.
Режиссер: не установлено.

«Есть первый КАМАЗ» (1976).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм-хроника, посвященный выпуску первого автомобиля «КАМАЗ», а также строительству завода и города Набережные Челны.
Режиссер: не установлено. Снимала Казанская студия телевидения.

«Коней на переправе не меняют» (1980).
Посмотреть онлайн.
Строительство «КАМАЗа» стало отправной точкой для создания художественного фильма «Коней на переправе не меняют» («Мосфильм», 1981). Съемки проходили, в том числе, в Набережных Челнах, на заводе. Фильм рассказывает о строительстве крупного автомобильного предприятия, которое в заключительных кадрах картины идентифицируется как Камский автозавод. Директор, Леонид Борисов, считает важным строить завод вместе с сопутствующей инфраструктурой и жильем для работников. Однако представитель министерства, Владимир Родионов, настаивает на приоритетном строительстве конвейерных линий для быстрого начала производства автомобилей.
Режиссер: Гавриил Егиазаров.

«Водитель "КАМАЗа"» (1983).
Посмотреть онлайн.
Документальная кинохроника показывает работу водителей и эксплуатацию новых моделей «КАМАЗов» в условиях 1980-х годов. В фильме представлены отзывы самих шоферов и демонстрируется техническое совершенствование грузовиков.
Режиссер: не установлено.

«Шоферская баллада» (1987).
Посмотреть онлайн.
Документальный фильм, рассказывающий о жизни и работе водителей «КАМАЗов». В центре внимания — их повседневные трудности и будни. «Ну, покажи, где ты там в первый раз влюбился?» — над картой склонились опытные шоферы, много лет водившие машины по Чуйскому тракту. Вместе с авторами ленты и зрителями героям предстоит путешествие по тракту в поисках истины.
Режиссер: Валерий Соломин.

«Расставания» (1984).
Посмотреть онлайн.
Под Новый год шофер Роберт Голдаев с напарником Венькой перегоняют «КАМАЗ» на далекую стройку ГЭС… Фильм раскрывает судьбу шофера и его внутренние переживания: что-то неверно понимает он в жизни, боится каких-либо обязательств, видит в них лишь посягательство на свою свободу, предает любимого человека — и очень дорогой ценой платит за свои ошибки.
Режиссер: Гавриил Егиазаров.

«Белые вороны» (1988).
Посмотреть онлайн.
Двое советских солдат — Прохоров и Васильев — возвращаются из Афганистана и узнают, что невеста одного из них подверглась изнасилованию. Виновником оказывается шофер секретаря горкома, который пытается скрыть свои преступления, используя связи партийной верхушки. Фильм показывает коррупцию, беззаконие и моральный кризис в обществе конца 1980-х. В фильме «КАМАЗф» появляются как часть транспортного фона, отражая индустриальную и военную атмосферу эпохи. Конкретной сюжетной роли грузовики не играют, но служат символом советской техники и тяжелого труда, а также реалистичным элементом городской и производственной среды.
Режиссер: Владимир Любомудров

«Груз 300» (1989).
Посмотреть онлайн.
Термин вошел в обиход после войны в Афганистане. При перевозке раненого заполнялась форма документа № 300 (типовой бланк). В художественном фильме показаны армейские «КАМАЗы» как часть военной техники, используемой в Афганистане. Хотя главные герои — офицеры и солдаты, «КАМАЗы» выступают как символ тяжелой военной службы и реалий того времени.
Режиссер: Георгий Кузнецов.

«День любви» (1990).
Посмотреть онлайн.
В художественном фильме главные герои связаны с криминальным сюжетом вокруг продажи пятнадцати «КАМАЗов» подпольному миллионеру. Машины выступают как важный объект сделки и символ экономических и социальных процессов в стране. Один из первых фильмов отечественного кооперативного кино, то есть снималось на деньги не государства, а частных лиц и компаний.
Режиссер: Александр Полынников.

«Брат» (1997), финальная сцена зимой
Главный герой Данила Багров возвращается в Петербург после службы в армии и оказывается втянут в криминальные разборки. В финальной сцене молодой человек уезжает автостопом по зимнему шоссе. Этот момент символизирует начало новой жизни и его стремление найти свой путь.
На дороге появляется грузовик, напоминающий «КАМАЗ», который создает атмосферу суровой российской зимы. Он символизирует движение, переход и жизненные испытания, с которыми сталкивается герой. Однако конкретная марка автомобиля не акцентируется. Его присутствие скорее добавляет глубину и атмосферу, подчеркивая суровость и величие природы, а также внутренние переживания Данилы.
Режиссер: Алексей Балабанов.
«Дальнобойщики» (2000-е, сериал).
Посмотреть онлайн.
Водителю «КАМАЗ-54115» Фёдору Ивановичу Афанасьеву – пятидесятилетнему «водиле» с большим стажем дают в напарники Сашку Коровина – молодого парня, прекрасного механика, веселого гуляку и баламута. Паре предстоит доставить гуманитарный груз из Москвы в Ростов-на-Дону для раненых в Чечне бойцов. Этот грузовик стал символом эпохи и дальнобойной культуры, а его узнаваемый дизайн и национальная символика сделали его «железным героем» сериала.
Режиссер: Юрий Кузьменко.
Современный художественный сериал о легендарной гоночной команде «КАМАЗ-мастер», многократной победительницы ралли «Дакар». В центре сюжета — возвращение Степана в команду после 12 лет отсутствия и его борьба за место в коллективе. Фильм показывает спортивные соревнования и личную жизнь гонщиков. Продюсер сериала — Фёдор Бондарчук. Съемки проходили в Татарстане, Астрахани, Казахстане и Москве с поддержкой команды «КАМАЗ-мастер» и президента Татарстана Рустама Минниханова.

«КАМАЗ» в литературе
«КАМАЗ» в литературе представлен преимущественно в русскоязычных произведениях и корпоративной культуре завода. В данном разделе основное внимание сосредоточено на художественных изданиях.
***
В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Утро КамАЗа», в которой рассказывалось о начальном этапе строительства Камского автозавода (КАМАЗ). Книга документально описывает трудности и успехи первых лет возведения предприятия, отражая важность этого масштабного проекта для советской промышленности и экономики Это настоящий документ эпохи: архитектурные черты юного города, лица людей, строивших заводы «КАМАЗа» и возводивших Набережные Челны говорят красноречивее любых слов. Город и заводы строились с энтузиазмом, радостью и задором.

Книга «Путешествие в Советский Союз. Сказание о КамАЗе» увидела свет в 1979 году в серии «Свидетельства об СССР» от издательства «Прогресс». В произведении сплетаются журналистские заметки, исторические факты и личные впечатления, что делает работу интересной для историков и ценителей советской эпохи.
Книга состоит из двух частей:
- Алекс де Гума из Южной Африки «Путешествие в Советский Союз»;
- Андре Ремакль из Бельгии «Сказание о КамАЗе»

В честь своего 50-летнего юбилея в 2019 году «КАМАЗ» подготовил и издал три книги, которые отличаются друг от друга по своему содержанию, оформлению и структуре:
- «Путешествие по «КАМАЗу»: от стройки до машины»;
- «История "КАМАЗа" в документах и фотографиях»;
- «Дорогу осилит идущий».
Первая книга — «Путешествие по «КАМАЗу»: от стройки до машины» — представляет собой красочное и яркое издание, в котором детям от лица ветерана-первопроходца рассказывается об истории строительства автомобильного гиганта на Каме. Помимо текста на трех языках: русском, татарском и английском, — книга включает в себя приложения дополненной реальности. Для того, чтобы картинка «ожила», юные читатели скачивают штрих-код приложения и наводят камеру телефона на рисунок. В качестве иллюстраций использованы детские рисунки и сочинения, присланные школьниками из Набережных Челнов на конкурс, посвященный заводу.


Вторая книга — «История "КАМАЗа" в документах и фотографиях» — представляет собой летопись завода и одновременно с ним — города, который строился вместе с предприятием. В произведении собраны правительственные постановления, инициировавшие великую стройку в 1969 году, редкие фотографии, запечатлевшие ключевые моменты той эпохи, а также важные документы более позднего периода, включая хронику сегодняшнего дня. Издание состоит из трех частей, открывающихся приветствиями председателя Совета директоров ПАО «КАМАЗ» Сергея Чемезова и генерального директора компании Сергея Когогина.
История КАМАЗа в документах и фотографиях.pdf
Книга не для продажи и распространяется исключительно в виде подарочного сувенира. Причем очень тяжелого сувенира — том увеличенного формата весит более двух килограмм.

Третья книга — поэтический сборник под названием «Дорогу осилит идущий» — объединяет стихотворения, созданные за последние полвека различными авторами, как профессиональными поэтами, так и теми, для кого литературное творчество является хобби или выражением душевного порыва. В произведении представлена лишь десятая часть материала, собранного редколлегией, – всего было около 2000 стихотворений, созданных в разные годы. Многие работы написаны сотрудниками «КАМАЗа».
Дорогу осилит идущий.pdf

Книга «Я – КАМАЗ! Четыре принципа победы» посвящена истории успеха и 20-летию гоночной команды «КАМАЗ-мастер», которая стала легендой в мире ралли-рейдов. Это уникальное издание, богато иллюстрированное документальными фотографиями, рассказывает о становлении, развитии и достижениях команды, а также о ее главных героях — водителях и механиках, которые добились мировых побед на грузовиках «КАМАЗ». Автор произведения Людмила Прошак написала книгу от имени…грузовика, на котором члены экипажа преодолевают сложнейшие препятствия многодневного гоночного марафона.

«КАМАЗ» в ИЗО
«Набережные Челны стали Меккой писателей, художников, кинематографистов», – говорится в книге «Утро КАМАЗа». Работы художников отражали разные стороны жизни и труда на предприятии — от портретов работников до индустриальных пейзажей, подчеркивая значимость завода как символа советской индустриализации.***
Доцент Казанского педагогического института, кандидат педагогических наук Виктор Игнатьев постоянно ездил по стране. И куда бы ни привели его пути-дороги, он всюду не расставался с карандашом и блокнотом. Виктор неоднократно бывал в Набережных Челнах в период строительства «КАМАЗа» и собственными глазами наблюдал за тем, как поднимается город и строятся заводы. Как художник он запечатлел историческое событие во множестве рисунков и набросков, привозимые из командировок оттуда. Впоследствии работы легли в основу художественного альбома «КамАЗ начинается» (1972 г.), который в наше время назвали бы арт-буком.

Суровой романтикой вдохновлялись, в частности, лучшие ленинградские художники-графики Анатолий Гетманский и Юрий Тризна, создавшие целую серию сувенирных эстампов с видами города и стройки. Многие объекты узнаваемы и сегодня, а лозунг на татарском языке не оставляет сомнений по поводу аутентичности! Цветные линогравюры были выпущены отдельным изданием в Ленинграде в 1975 году – еще до схода с конвейера в Челнах первых грузовиков.


Картина «Первенец КамАЗа» (1975) принадлежит Эвелине Борисовне Бусовой (1942–2014). Это произведение посвящено Камскому автозаводу и его работнице, отражая образ первого поколения строителей и работников завода. В картине акцент сделан не только на производственном аспекте и коллективном труде, но и на индивидуальном, человеческом начале — на личной судьбе и внутреннем мире героя, символизирующего «первенца» завода. Название «Первенец КамАЗа» подчеркивает начало и становление предприятия, а также трудовой подвиг его первых сотрудников.

Ильдар Каюмович Ахмадеев — заслуженный деятель искусств Татарской АССР, известный как живописец и график, активно работал над описанием жизни предприятия в 1970-х годах, создавая художественные образы строителей и производственного процесса. Ильдар изображал рабочих в бытовых и трудовых сценах, показывая не только производственный процесс, но и человеческие отношения, дружбу, семейные моменты. Основные работы серии включают:
- «Скреперисты» (1973);
- «Наша бригада» (также известна как «На память о свадьбе», 1974);
- «Тавтиляу» (1976).




Виктор Иванович Куделькин создал значительную серию картин, посвященных строителям Камского автозавода («КАМАЗ»), в период 1972–1975 годов. В своих произведениях художник объединял индивидуальные черты героев с общей атмосферой производственного процесса, подчеркивая единство коллектива и значимость каждого человека.
Среди работ Виктора есть целая серия, посвященная работникам «КАМАЗа» — это картины «Марьям Василькова — водитель автопогрузчика», «Новый журнал. Каменщицы "КАМАЗа"», «Резчики металла завода "КАМАЗ"». Картина «Женщины КАМАЗа» создана в период активного строительства и становления Камского автозавода. Куделькин стремился показать важную роль женщин в трудовом коллективе предприятия, подчеркнуть их вклад в индустриализацию и социалистическое строительство. Картины художника можно увидеть в Музее изобразительных искусств Татарстана, а также в частных коллекциях.




Хаким Ахметович Якупов — «Челнинские красавицы» (1975).
Эта картина посвящена жителям города Набережные Челны, который вырос вокруг «КАМАЗа». Якупов изобразил женщин — символ трудолюбия и красоты челнинского края, подчеркивая связь между заводом и городом. Работа создавалась в период расцвета промышленного освоения региона и служила пропагандой социалистического образа жизни.

Владимир Николаевич Скобеев — «Формовщицы. Стержневой цех КАМАЗа» (1979).
Картина отражает один из ключевых производственных цехов завода, где изготавливаются металлические стержни для деталей грузовиков. Скобеев стремился показать техническую мощь и организованность производства, а также труд рабочих, благодаря которым КАМАЗ стал одним из крупнейших автозаводов СССР. Работа создавалась в период интенсивного развития предприятия и служила визуальным свидетельством индустриального прогресса.

Константин Мефодьевич Максимов создал серию работ под названием «Строители КамАЗа» в период 1971–1975 годов. Серия посвящена людям труда — строителям Камского автозавода («КАМАЗ»), отражая их будни, характеры и коллективный дух. Он объединял сюжетную картину с психологическим портретом, создавая целостный художественный образ, который вызывает у зрителя сложное эстетическое и эмоциональное сопереживание.

Ефим Александрович Симбирин создавал живописные портреты и жанровые сцены, подчеркивая индивидуальность и героизм рабочих, особенно женщин-строителей. Работы художника наполнены уважением к труду. Внимание к деталям и психологическая выразительность делают картины живыми и эмоциональными.

«КАМАЗ» в филателии
В октябре 1974 года Министерство связи СССР выпустило почтовую марку «КАМАЗ» в честь ударной комсомольской стройки Камского автозавода в Набережных Челнах. Центральный элемент произведения — изображение грузового автомобиля, который символизирует индустриальный прогресс и силу советского автопрома. Марка стала частью серии, посвященной 57-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Автором рисунков для этой марки стал художник Евгений Дмитриевич Анискин.

Серия марок 1974 года, посвященная «КАМАЗ» и Великой Октябрьской революции, имела большое значение для советской почты.
- Выпуск марки с изображением «КАМАЗа» подчеркивал значимость этого завода как одной из крупнейших ударных комсомольских строек СССР. Это делало марку не только почтовым знаком, но и символом эпохи и достижений страны.
- Кроме того, марка «КАМАЗ» была выпущена вместе с изображениями Орденов Трудовой Славы всех трех степеней на фоне индустриальной панорамы и Нурекской ГЭС в Таджикистане Эти объекты символизировали трудовые подвиги и индустриальное развитие. Все марки выполнены в многоцветной технике, с текстом на красной ленте: «Славим делами тебя, Октябрь!». Такая серия подчеркивала единство и масштаб социалистических достижений, что делало ее важной и интересной для советской филателии.

Память о «КАМАЗе»в музеях
Музей «КАМАЗа» был создан в 1981 году, когда интерес к автогиганту был велик. Располагаясь в ДК предприятия, музей занимал площадь более 300 кв. м. Часть экспозиции посвящалась выставке машиностроительной отрасли, где были представлены образцы новой техники и новинки производства. Посещаемость площадки достигала 40 тысяч человек в год, экскурсии шли одна за другой, поэтому музей получил звание «Народный».
Позже наступил период спада интереса. Музей несколько раз менял свое местоположение и обосновался на площадке Завода двигателей.

Переходящий приз журнала «Огонек», хрустальная ваза, стал уникальным экспонатом музея. С 1978 по 1988 год она вручалась бригадам-победителям за достижение высоких показателей качества и ритмичности в производстве. Во время одного из переездов ваза разбилась на тысячи осколков. Директор музея Надежда Николаевна Петрова собрала их и хранила 14 лет, поскольку ваза была символом соцсоревнования. Петрова была расстроена утратой, но нашла решение: заказала реставрацию в рекламной фирме Набережных Челнов. После двух неудачных попыток вазу удалось склеить. Теперь произведение занимает почетное место в музейной экспозиции.
С развитием промышленного туризма интерес к предприятиям и их музеям вновь возрос. На заводах «КАМАЗа» было основано несколько музеев:
- большой музей (свыше 300 кв. м.) на Литейном заводе;
- музей Завода двигателей, объединившийся с музеем технического колледжа;
- «Музей у станка», размещенный на Ремонтно-инструментальном заводе;
- музей Прессово-рамного завода;
- музей Челныводоканала.

Проект включает строительство здания рядом с генеральной дирекцией завода и займет участок площадью в 5093 квадратных метра. В постоянной экспозиции планируют показать легендарный первый «КАМАЗ», юбилейный миллионный автомобиль и модель нового поколения. Гости музея при желании смогут окунуться не только в технологии компании, но и в события, а также узнать о биографии тех людей, которые создавали предприятие.
Кроме экспозиции автомобилей, в здании будут располагаться хранилище фондов музея, различные интерактивные аттракционы: объекты под рабочими названиями «Мини-полигон», «Песочница», «Уголок профессий», «5D-аттракционы», «Интерактивная кабина».

Но подробнее узнать о «КАМАЗе» можно и сейчас. Попасть на него можно в рамках экскурсий или Дня открытых дверей. Посетители узнают об особенностях производства, корпоративной культуре, профессиях, о самой компании.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться