«Маскарад» в Александринском театре: от первого до последнего спектакля
«Маскарад» в Александринском театре: от первого до последнего спектакля
Искусство

«Маскарад» в Александринском театре: от первого до последнего спектакля

Правообладатель: Александринский театр, alexandrinsky.ru.

Опубликовано: 15 октября 2024 года

В 2024 году мы отмечаем сразу два значимых юбилея: 15 октября — 210 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, а в феврале уже отметили 150 лет со дня рождения режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. К слову, в 2025-м – еще одна дата - 95 лет со дня смерти художника Александра Яковлевича Головина.

На рубеже эпох Мейерхольд совместно с Головиным создал знаменитый спектакль по пьесе Лермонтова «Маскарад». В честь этого события портал «Культура Петербурга» решил поделиться историей этой постановки на сцене Александринского театра.

Ближайший спектакль режиссера Валерия Фокина, основанный одновременно и на драме Михаила Лермонтова «Маскарад», и постановке Всеволода Мейерхольда, можно будет увидеть 27 ноября. 


Сюжет пьесы «Маскарад» вкратце


В основе сюжета – социальная трагедия, рассказывающая о жизни и страстях петербургского высшего света. Главный герой драмы — дворянин Евгений Арбенин, имеющий определенный авторитет в обществе. Слабость персонажа — зависимость от азартных игр. Находясь в зрелом возрасте, он принимает решение - жениться на юной Нине. 

Молодая жена с удовольствием проводит время на балах, но однажды возвращается позже положенного времени. Арбенин устраивает ей сцену, раздраженный тем, что нарушил слово и играет в карты ради князя Звездича. На маскараде в доме Энгельгардта, куда друзья поехали после игорного дома, Звездич получил браслет от незнакомки, который Евгений принимает за Нинин. Супруга утверждает, что потеряла украшение, но в процессе поисков выясняется, что она задержалась на публичном маскараде у Энгельгардта. Арбенин обвиняет ее в неверности.
Юрьев в роли Арбенина в спектакле 1917 года. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Позднее Мадам Арбенина заезжает к приятельнице баронессе Штраль, где пересекается с князем Звездичем, который решил, что Нина – таинственная незнакомка. Хотя на самом деле браслет ему подарила баронесса Штраль.

Евгений травит жену ядом, не поверив ее клятвам о невиновности. После того как Неизвестный, тайный недоброжелатель и мститель, сообщает Арбенину правду, герой теряет рассудок. После смерти жены мужчина понимает, что совершил роковую ошибку, и винит в жестокости Бога.

Искусствовед и филолог Сергей Николаевич Дурылин считал, что название пьесы связано не только с балом, на котором произошла трагедия. «Маскарад» — это образ всего блестящего аристократического Петербурга, где за внешней благопристойностью и благовоспитанностью скрываются порок и преступление.

Краткая история создания пьесы


Пьеса «Маскарад» была написана Михаилом Лермонтовым в 1835 году. Изначально она состояла из трех актов, но не была допущена цензурой из-за, как было сказано автору, «слишком резких страстей». Осторожная цензура усмотрела в произведении классика «неприличные нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардта», которые часто посещал Николай I, а также вся императорская семья.

В ходе борьбы между цензурой и поэтом появилось пять редакций пьесы, из которых сохранились лишь четыре. В первом варианте драмы Арбенин не становился сумасшедшим. По требованию цензуры, Лермонтов добавил для него наказание. В одной из редакций, измена Нины была настоящей, но месть Арбенина состояла в том, что он просто уезжал. Во второй редакции, которая считается канонической, Лермонтов добавил четвертый акт, где появилась фигура Неизвестного, в образе которого судьба наказывает главного героя. Этот вариант драмы и дошел до наших дней. 

Существует мнение, что в основу произведения лег трагический случай, действительно, произошедший некогда в Петербурге. Возможно, именно поэтому цензура была так строга. Между прочим, начальник III Отделения граф Бенкендорф требовал, чтобы Михаил написал другой конец и завершил бы пьесу примирением между «господином и госпожою Арбениными». 

«Маскарад» — единственная из пяти пьес Лермонтова, которую он мечтал увидеть на театральной сцене. Для этого он трижды переписывал текст. Однако цензоры все равно сочли драму недопустимой — «ввиду непристойных нападок» на светское общество и «дерзостей противу дам высшей знати».
Петр Кончаловский. Портрет М. Ю. Лермонтова. 1941-1943гг. Фото: Фонд Петра Кончаловского, pkonchalovsky.com.

При жизни Лермонтова эта пьеса не только не ставилась на сцене, но и не публиковалась. Впервые ее напечатали с многочисленными купюрами в 1842 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова», то есть через год после смерти поэта. И только спустя два десятилетия был снят запрет на его постановку. В полном объеме, без цензурной правки, пьеса появилась только в 1873 году в собрании сочинений классика под редакцией Петра Александровича Ефремова. 

«Канонической» версией драмы, которую ставят в театрах и изучают в школе, считается четырехактная редакция. Она была создана после того, как более ранний вариант «Маскарада» не прошел цензуру. В этой редакции ключевым персонажем является Неизвестный — он открывает Арбенину правду о невиновности Нины и олицетворяет правосудие, которое главный герой не выдерживает и сходит с ума. А пятиактная редакция обычно не ставится в театре, поскольку считается результатом цензурного давления.

Советский ученый-литературовед, ученый Борис Михайлович Эйхенбаум писал, что «настоящей „канонической“ авторской редакции, не искаженной никакими посторонними требованиями или пожеланиями, у нас, оказывается, нет». 
Театральный режиссёр Леонид Викторович Варпаховский проводит сравнительный анализ пяти редакций пьесы «Маскарад» Лермонтова. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.

Судьба пьесы «Маскарад» в Александринском театре



Пьеса «Маскарад» впервые увидела свет только в 1842 году, уже после гибели поэта. Однако на театральной сцене работа появилась лишь спустя 16 лет, в 1852 году, в бенефис актрисы Марии Ивановны Валберховой в Александринском театре. Артистка долго добивалась разрешения от Третьего отделения поставить произведение. Ей даже пришлось дать «подписку», в которой брала на себя полную ответственность за представление «Маскарада» в свой бенефис... «перед наследниками г. Лермонтова». Ни журналы «Отечественные записки», ни «Библиотека для чтения», ни «Сын отечества», ни некрасовский «Современник», ни газета «С.-Петербургские ведомости» на первое появление драмы на сцене не откликнулись.
Мария Валберхова. Источник: Советская энциклопедия, 1961.
Несмотря на то, что в 1852-м в театре были показаны лишь некоторые сцены из «Маскарада», в 1862-м цензура сняла запрет на полную постановку пьесы в связи с решением, «поскольку в 1852 году в театре уже были представлены наиболее важные фрагменты произведения Лермонтова, нет необходимости держать всю пьесу под запретом».

13 (25) января 1864 года на сцене Александринского театра, в бенефис актрисы Юлии Николаевны Линской, состоялась премьера первого полностью поставленного спектакля «Маскарад».

После этого постановка была повторена один раз в январе, три раза в феврале. Затем пьеса надолго исчезла с знаменитой сцене.
Юлия Линская. Источник: журнал «Всемирная иллюстрация», 1871. — Т. 5. — № 125.
Лишь в 1889 году работа была возобновлена, но только на один спектакль, в бенефис Николая Фёдоровича Сазонова, и, вероятно, в связи с 75-летней годовщиной рождения Михаила. И то постановка была показана не целиком, а частично — всего три сцены. Газета «С.-Петербургские ведомости» отозвалась на бенефис краткой заметкой: «Лермонтова в этом году преследует несчастье; летом поставили скверный памятник в Пятигорске, теперь воздвигли столь же печальный памятник на подмостках Александринской сцены исполнением его «Маскарада».
Николай Сазонов. Источник: театральная библиотека, sptl.spb.ru
По словам ученых-литературоведов Виктора Мануйлова и Вадима Эразмовича Вацуро, «настоящая сценическая жизнь «Маскарада» началась только в 1917 году, когда эту драму в оформлении Головина поставил в Александринском театре Мейерхольд». Спектакль также называли «последним царской России» и «панихидой по уходящей Российской империи».

Последний раз эта работа реформатора отечественного театра Мейерхольда в видоизмененном виде была сыграна 6 июля 1941 года.

В коллекции Александринского театра сохранилось несколько подлинных костюмов и бутафория той поры. 
Макет к спектаклю «Маскарад», 1917 год, 1-я редакция. Александринский театр. Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, ar.culture.ru.

В 2014 году, в год 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова, на той же прославленной сцене с огромным успехом состоялась премьера спектакля «Маскарад. Воспоминания Будущего». Режиссер-постановщик — Валерий Фокин.

Фото: alexandrinsky.ru.


Пьеса «Маскарад» 1917 года: от замысла до наследия


Сотрудничество режиссера Всеволода Мейерхольда и художника Александра Головина по праву считается одним из самых значимых явлений в истории театра начала XX века. На петербургских императорских подмостках они вместе работали над такими знаменитыми постановками, как «Орфей и Эвридика», «Гроза» и «Дон Жуан». Художник и режиссер были не просто коллегами по театральному цеху, они стали настоящими единомышленниками и друзьями.

Слева портрет Мейерхольда. Он был написан самим Головиным в 1917 году, в период активной подготовки к премьере спектакля «Маскарад». Фото: Музей театрального и музыкального искусства, theatremuseum.ru. Справа - портрет Головина. Автор: Лев Бакст. Фото: Русский музей, rusmuseumvrm.ru.

25 февраля 1917 года, в дни Февральской революции, в Александринском театре состоялась премьера легендарного спектакля «Маскарад» в постановке Всеволода Эмильевича. Добираясь в театр в этот день, Мейерхольд и Головин перебегали Невский проспект под выстрелами. Тогда на улицах Петрограда появились первые баррикады.  

Подготовка к спектаклю продолжалась более шести лет. В качестве исходного текста для постановки режиссер избрал четырехактную, то есть «каноническую» редакцию, в которой важную роль играет Неизвестный. При этом разделил ее на три акта.

Композитор Александр Константинович Глазунов создал великолепное музыкальное сопровождение к пьесе Лермонтова «Маскарад». В него вошли более 70 коротких фрагментов и законченных по форме эпизодов, которые органично вплетаются в действие. Особенно ярко музыка звучит в сценах маскарада (вторая картина), пышного столичного бала (восьмая картина) и в финальной сцене панихиды по умершей Нине (десятая картина). В этих эпизодах мелодия передает ужас и отчаяние Арбенина, когда он осознает свою роковую ошибку.

Специально для этого спектакля, по просьбе режиссера, Головин разработал сложную систему занавесов. С ее помощью он хотел опробовать новый способ разделения действия на эпизоды. Иногда занавес опускали прямо во время диалога, как бы разделяя его. Режиссер выводил персонажей на сцену и опускал за ними кулисы. Спектакль «Маскарад» стал его последней совместной работой с режиссером. Художник постоянно присутствовал на репетициях, консультировал артистов при освоении ими костюмов, гримов. Мейерхольд живо интересовался процессом изготовления всех деталей оформления – от декораций до бутафории.

Сцена из спектакля «Маскарад» режиссера Мейерхольд в 1926 году. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.

Спектакль оставался на сцене Александринского театра почти четверть XX века и был сыгран в последний раз 6 июля 1941 года. «Маскарад» играли с неизменными аншлагами около 500 раз.

Всеволод Мейерхольд (режиссер): «Лермонтов задумал написать злую критику на современные нравы. И то, что должно было быть главным в пьесе, делается фоном. С грибоедовским театром не справляется классик. Перевес берет шекспировский театр. С ним Михаил Юрьевич справляется блестяще, и драма ревности на первом плане. Роль Арбенина всегда поручалась так называемому «герою-резонеру». Я пробую нарушить традицию. 

Даю герою-любовнику. Печоринство в Арбенине. Задача для актеров — следя за красивою формою, не забыть о том, что страсти должны под этой лощеною формой бушевать. Демонические черты Арбенина. Обреченный богом, герой брошен в вихрь маскарада, чтобы сеть маскарадных интриг и случайностей опутала его, как муху паук. Но когда нет маски, и когда она на лице у действующих лиц «Маскарада» — не понять. Так слиты грани: маскарада, страшной жизни, света. Черные силы берут Евгения. Они сами превратили его в убийцу и сами же, подняв глаза к небу, лицемерно твердят: «Казнит злодея провиденье». На лице Неизвестного, видевшего сцену отравления и утешающего себя в том, что «здесь ждала ее печаль, а в небесах спасенье», маска провокатора».


Художник Александр Яковлевич Головин создал около 4000 эскизов. Ни один предмет декораций не был взят из имеющегося реквизита, даже игральные карты, бумажники и фарфоровые безделушки в комнате баронессы были изготовлены в бутафорских мастерских по рисункам Головина.

Александр Головин (художник спектакля): «Работа над постановкой «Маскарада» продолжалась несколько лет, причем за все это время не прерывалась. Для создания особого маскарадного стиля спектакля я собирал документы в Париже, Дрездене, Лондоне, Лейпциге и других городах Европы. Большое количество собранного материала было использовано не целиком, а как канва для узоров.

Генеральная репетиция состоялась в конце февраля 1917 г., когда на улицах раздавались выстрелы. Эти события едва не сорвали репетицию, т.к. молодые артисты труппы неожиданно были затребованы по телефону в казармы. С большим трудом удалось отстоять их. Но в самый день спектакля было довольно тихо, и он прошел с большим успехом».


«Маскарад» стал самым дорогим спектаклем в истории Александринского театра. Его бюджет составил 300 тысяч золотом, что в пересчете на современные деньги в 2022 году эквивалентно почти 400 миллионам рублей.

Виктор Шкловский (писатель): «Шел «Маскарад» с Юрьевым в роли Арбенина. Думали отменить спектакль. Но министр двора Фредерикс, от которого зависели императорские театры, приказал: «Играть!»

Шел 25-летний юбилей Юрьева; отмена спектакля произвела бы нежелательное впечатление в городе: еще подумают, будто в городе на самом деле что-то происходит. Эйзенштейн шел с Таврической улицы на Невский смотреть спектакль».


«Маскарад» 1917 года стал заключительной постановкой императорской сцены и часто называется последним спектаклем Российской империи.

Иванов-Разумник (литературовед): «Я шел на «Маскарад» с далекой петербургской окраины. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стеклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днем по этой же улице двигались массы народа, требуя «хлеба» — и только ли хлеба? Еще вечером раздавались одиночные выстрелы. На улицах пусто. Царь-голод не вмешался еще в маскарад. 

И вот — ярко освещенная зала, костюмы и наряды, довольные и самодовольные лица, прекрасные декорации… В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч»… 


Многое сохранилось, благодаря распоряжению художественного руководителя Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (ныне Александринский) Леонида Сергеевича Вивьена «Спектакль снять — декорации хранить вечно». Некоторые подлинники можно увидеть в музее русской драмы в самом театре, а также на выездных выставках. Например, Александринский театр сейчас предоставил для экспонирования два подлинных костюма 1917 года из спектакля Мейерхольда «Маскарад» — маскарадный наряд Маркитантки и гусарский мундир князя Звездича в Доме-музее М.Н. Ермоловой (филиале ГЦТМ им. А. А. Бахрушина) в Москве

А сейчас мы познакомим вас с эскизами Головина и костюмами Александринского театра, которые дошли до наших дней. Некоторые из них позднее были реконструированы специально для спектакля Валерия Фокина. 

Декорации



Главный занавес



Александр Головин «Маскарад», Главный занавес, 1917 г. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Основной антрактный занавес в спектакле. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Основной антрактный занавес в наше время. Фото: В.В. Постнов / Александринский театр, alexandrinsky.ru.


Игорный зал


Александр Головин «Маскарад», Игорный зал, 1917 г. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Декорации 1-й картины «Игорный дом» / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Занавес сцены «Игорный зал» дошел до наших дней. Фото: Е.Ю. Кравцова / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Элементы игорного зала, задействованные в спектаклях с 1917 по 1938 годы. Сохранились до наших дней. Слева: створка от ширмы в объективе Е.Ю.Кравцовой. Справа: стул в объективе А.Б.Линецкого. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.

Маскарадный зал


Александр Головин. «Маскарад», Маскарадный зал, 1917 г. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Декорации 2-й картины «Маскарад». Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, goskatalog.ru.
Декорации 2-й картины «Маскарад». Фото: Фото Е.Ю. Кравцова / Александринский театр, alexandrinsky.ru.


Кабинет Арбенина


Александр Головин. Эскиз декорации. Кабинет Арбенина. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Декорации 5-й картины «Кабинет Арбенина». Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Декорации 5-й картины «Кабинет Арбенина». Фото: Е.Ю.Кравцова / Александринский театр, alexandrinsky.ru.

Спальня Нины


Александр Головин. Эскиз декорации. Спальня Нины. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Декорация 9-й картины «Спальня Нины». Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Сохранившиеся декорации спальни Нины. Фото: Фото Е.Ю.Кравцова / Александринский театр, alexandrinsky.ru.


Костюмы персонажей




   Евгений Александрович Арбенин


Александр Головин. Эскиз мужского костюма Арбенина. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru. Сохранившийся архалук, то есть кавказский кафтан. В объективе В.А. Красикова / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз мужского костюма Арбенина. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Актер Юрий Михайлович Юрьев в роли главного персонажа Евгения Александровича Арбенина. Спектакль «Маскарад», 1917. Фото справа: Александринский театр, alexandrinsky.ru. Фото слева: музей театрального и музыкального искусства, goskatalog.ru.

    Настасья Павловна (Нина) Арбенина 


Александр Головин. Эскиз женского костюма Нина в роли Домино. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru. Сохранившийся костюм в объективе Е.Ю. Кравцовой, Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз женского костюма для Нины на балу (1917 г.). Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Бальный костюм Нины дошел до наших дней. Фото: В.А. Красиков / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Актриса Нина Григорьевна Коваленская в роли Нины. Спектакль «Маскарад», 1917. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.


Князь Звездич


Александр Головин. Эскиз мужского костюма князя Звездича. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru. Актер Евгений Павлович Студенцов в роли князя Звездича. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Сохранившийся доломан. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.


                 Неизвестный


Александр Головин. Эскиз костюма Неизвестного. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru. Кафтан от костюма Неизвестного (фото В.В. Постнова). Неизвестного в 1917 году. Обе фотографии: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Николай Сергеевич Барабанов в роли Неизвестного. Сюртук костюма Неизвестного. Фото: В.А. Красиков, Александринский театр, alexandrinsky.ru. Александр Головин. Эскиз костюма Неизвестного. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Актер Николай Сергеевич Барабанов в роли Неизвестного в 1917 году. Фото слева: музей театрального и музыкального искусства. Справа сохранившийся костюм. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.


                 Служанка Нины


Александр Головин. Эскиз женского костюма служанки Нины. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru. Сохранившийся костюм. Фото: В.А. Красиков / Александринский театр, alexandrinsky.ru.


    Баронесса Штраль 



Артистка Елизавета Ивановна Тиме в роли баронессы Штраль. Сохранившийся костюм в объективе В.А. Красикова. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз женского костюма Баронессы Штраль в образе Домино на балу. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Костюм баронессы Штраль для бала в двух вариантах. Фото А.Н. Заинчковского и А.Б. Линецкого / Александринский театр, alexandrinsky.ru.


Тетка и племянница


Александр Головин. Эскизы костюмов тетки и племянницы. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.

Костюмы тетки (слева) и племянницы (справа) Фото: Фото А.Б. Линецкий / Александринский театр, alexandrinsky.ru.



                 Некоторые участники Маскарада


Александр Головин. Платье от маскарадного костюма Лолотты. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Сохранившийся до наших дней костюм Лолотты. Фото: А.Б. Линецкий / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз женского костюма для Симонетты (1917 г.). Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Сохранившийся до наших дней костюм Симонетты (1917 г.). Фото: А.Б. Линецкий / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз мужского костюма Тирселина. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Сохранившийся до наших дней костюм Тирселина. Фото: В.А. Красиков / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз женского костюма Маркитантки. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru. Сохранившийся до наших дней костюм Маркитантки. Фото: А.Б. Линецкий / Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз мужского костюма Мага. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
Головной убор от маскарадного костюма Мага в объективе Е.Ю. Кравцовой. Костюм Мага в объективе В.А. Красикова. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Александр Головин. Эскиз женского костюма Смеральдины. Фото: музей имени А. А. Бахрушина, bakhrushinmuseum.ru.
 Сохранившийся до наших дней костюм Смеральдины. Фото: А.Б. Линецкий / Александринский театр, alexandrinsky.ru.

Пьеса «Маскарад» 2014 года



В 2014 году Валерий Владимирович Фокин в качестве режиссера-постановщика поставил спектакль «Маскарад. Воспоминания Будущего», который и доныне идет на сцене Александринского театра. 

Главной целью спектакля было создать сценическую композицию, которая бы аккумулировала опыт легендарного спектакля, поставленного на императорской сцене более века назад Всеволодом Мейерхольдом.

Есть отличия от оригинальной версии 1917 года. Например, в этом спектакле совершенно исчезли баронесса Штраль, Казарин, а князь Звездич впервые появляется во втором действии. 


В постановке звучат романс Нины из драмы Лермонтова, фрагменты музыки Александра Константиновича Глазунова, написанные специально для спектакля Мейерхольда, а также «Вальс-фантазия» Михаила Ивановича Глинки. Историко-документальная реконструкция фрагментов сценического текста 1917 года была осуществлена при участии заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Александра Чепурова. Костюмы были воссозданы по эскизам Головина художником по воссозданию исторических костюмов Никой Велегжаниновой. Это приближенная реконструкция спектакля Мейерхольда, обновленная с технической помощью современных театральных декораций. 


А сейчас немножко показываем вам, что же было реконструировано.

Пётр Семак в роли Арбенина. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Пётр Семак в роли Арбенина, одетого в архалук. К нему подходит Олеся Соколова в роли Нины в костюме Домино. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Неизвестный в карнавальном венецианском костюме. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Олеся Соколова в роли Нины. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Виктор Шуралёв в роли князя Звездича. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Посередине актриса в роли Смеральдины. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Анастасия Гребенчук в роли служанки Нины. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.
Николай Мартон в роли Неизвестного. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.
Дмитрий Гирев в роли Неизвестного с 2024 года. Фото: Александринский театр, alexandrinsky.
Актрисы Галина Карелина (Дама), Алиса Шидловская (Племянница). Фото: Александринский театр, alexandrinsky.ru.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Новый год
История
03.12

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

Выставки
24.12

Алла Манилова: «Васнецов - уникальный художник, удивительный, абсолютно ни на кого не похожий»

Выставки
04.12

«Русскую академическую живопись конца XVIII – первой половины XIX века» продемонстрируют в Михайловском замке

Кино
12.01

Неизвестная сторона жизни Осипа Мандельштама

Ко дню рождения Осипа Мандельштама (14 (2) января 1891 года) мы подготовили рассказ об одной из малоизвестных сторон его жизни, а именно — увлечении кинематографом.

Многонациональный Петербург
Год культурного наследия народов России
22.06

Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга

Смотреть все