Опубликовано: 10 августа 2023 года
События 9 января 1905 года в Петербурге всколыхнули общество. Волнения произошли и в Петербургской консерватории: сходки учащихся, протесты, увольнения продолжались несколько месяцев. К концу года Консерватория получает желанную автономию (независимость от Императорского Русского Музыкального общества), и ее первым, самостоятельно избранным директором становится композитор, общественный деятель и преподаватель Александр Константинович Глазунов.
Ученик и коллега Глазунова Максимилиан Штейнберг вспоминал: «Вряд ли можно представить себе человека, который был бы более искренне и всесторонне предан консерватории, нежели Глазунов...» Но и после Александра подобного директора в консерватории больше не было! Этот уникальный человек был абсолютно предан своему делу, работал на благо учреждения так, чтобы всем было комфортно, и его любили, как ученики, профессора, так и вся общественность Петербурга!
Забота и благотворительность
Будучи директором более 20 лет, Александр Константинович все это время не получал свое жалованье: деньги отдавали малоимущим учащимся. Он финансировал содержание консерваторской столовой – оплачивал половину каждого обеда из собственных средств.
Глазунов знал всех студентов и их жизненные обстоятельства. Известно, что директор покупал пальто или другую одежду, если видел, что ученик плохо одет или даже давал деньги будущим музыкантам в долг. Преподаватель много помогал талантливым учащимся: добывал плату на их обучение и жизнь или вносил лично из своих средств. Не было случая, чтобы он отказался выслушать и помочь.
«Вы увидели в нас людей…»*
Директор отличался удивительной заботой о профессорах и о служебном персонале. К простым служащим (уборщикам, гардеробщикам) он относился к ним с исключительным уважением, здоровался со всеми за руку. Об исключительном уважении к Глазунову говорит традиция, появившаяся именно при его директорстве: фотографироваться всем выпуском с директором.
*Цитата из поздравительного адреса Глазунову от служителей Консерватории
Экзаменатор всех студентов
Авторитет Александра Константиновича в консерватории был огромным: его присутствие в классе, на экзамене или на концерте заставляло людей показывать себя наилучшим образом. Он бывал на всех экзаменах: вступительных, переходных, выпускных и обязательно давал письменные характеристики каждому экзаменующемуся. К 1910 году число учащихся в консерватории достигло 1500 человек, и директор слушал выступающих на экзаменах иногда по 5-10 часов в день.
Глазунов инициировал организацию в консерватории встреч и концертов с выдающимися музыкантами и мастерами искусств Европы. Сюда приезжали Бузони, Годовский, Гофман, Казальс, Далькроз и многие другие. Желая, чтобы учащиеся расширяли кругозор, он покупал на свои средства билеты в театры и на концерты для них.
Разглядел талант
Александр определил судьбу многих выдающихся музыкантов ХХ столетия. Гениальный 10-летний скрипач Яша Хейфец поступил в Петербургскую консерваторию в 1910 году без оплаты по распоряжению директора. Вскоре в консерваторию был принят также отец Яши, чтобы мальчик был под присмотром. Композитор Николай Мясковский получил стипендию имени Глазунова, которая позволила ему оплатить годовое обучение и не бросить консерваторию. Велика роль директора в становлении и в успехах молодых Прокофьева и Шостаковича.
Практика студентов
Глазунов всегда поддерживал начинания студентов, и именно с именем директора связывают организацию в начале 1928 года большого симфонического оркестра (80 человек), который назвали «Оркестр имени Глазунова» и основание Оперной студии – первого студенческого оперного театра в нашей стране (ныне – театр Петербургской консерватории). Оба коллектива существуют до сих пор.
В первые два десятилетия ХХ века Глазунов был одним из самых исполняемых композиторов в Петербурге – Петрограде. Его имя уважаемо, о нем пишут, его неоднократно чествуют. Однако, одновременно, отвергая радикальные явления в музыке, с 20-х годов ХХ века, композитор периодически получает насмешки и упреки в отсталости. В июне 1928 года Александр Константинович Глазунов выезжает в Вену как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта. В Россию он больше не вернулся, хотя мечтал об этом до конца жизни…
Ольга Гаврилина – кандидат искусствоведения, ведущий библиотекарь библиотеки «Старая Коломна» (МЦБС им. М.Ю. Лермонтова)
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться