Образ Суворова сквозь века
Образ Суворова сквозь века
Искусство

Образ Суворова сквозь века

Опубликовано: 24 ноября 2020 года

Самый частый эпитет к имени Александра Васильевича Суворова — великий. Великий русский полководец, великий военачальник, великий наставник. Он действительно был таким. Прекрасный стратег и превосходный тактик, генералиссимус Суворов известен не только как самый знаменитый полководец России, но и как мудрый военачальник, воспитавший для русской армии первоклассные кадры высших офицеров.


О музее


В Санкт-Петербурге на Кирочной улице находится Государственный мемориальный музей А. В. Суворова на бывшей территории Лейб-гвардии Преображенского полка. Как понятно уже из названия, музей посвящён памяти русского полководца Александра Васильевича Суворова. Его основали в 1900 году по указу Николая II, к столетней годовщине со дня смерти полководца, а открыли для широкой публики в 1904 году.

Любопытный момент. Достоверно неизвестно, где и в каком году точно родился Суворов. Хотя его юбилейный день рождения отмечается в 2020 году, сами сотрудники музея придерживаются мнения, что Суворов родился в 1729 году, поэтому музей начал справлять его юбилей уже в 2019 году, проводя конференции и выставки.

Путаница возникла из-за того, что существуют две даты рождения Суворова: 1729 год — по хронологии петербургской исторической школы и 1730-й — по хронологии московской исторической школы.

В 2019 году музей отметил 115 лет своего существования, поскольку был торжественно открыт для публики в 1904 году к 175-й годовщине со дня рождения Суворова.

Генералиссимус стал первым человеком в России, в честь которого был специально возведён мемориальный музей. Сегодня Государственный мемориальный музей А.В. Суворова по праву считается старейшим учреждением такого типа.

Витраж в Центральном зале музея, на котором в величественной позе в стиле парадных портретов XVIII века изображён Суворов.

В основу музейного собрания легли коллекции трёх дарителей:

  • Владимира Владимировича Молоствова — потомка Суворова и владельца села Кончанское, подарившего убранство суворовской Кончанской церкови и хранившиеся в ней награды полководца;
  • императора Николая II, передавшего музею в дар документы и переписку Суворова;
  • Василия Павловича Энгельгардта — русского астронома и общественного деятеля, а также поклонника суворовского таланта, собравшего реликвии, связанные со Швейцарским походом полководца.

За 115 лет в фонды поступило множество экспонатов, посвящённых Суворову и его эпохе. Это делает музей крупнейшим обладателем собрания портретов генералиссимуса России. Неудивительно, что временная экспозиция «Многоликий Суворов» организована именно музеем и проводится в выставочном зале на Кирочной, 51.

Лестница, ведущая в зал живописи и графики. Мраморный бюст работы Олега Комова, автора памятников Ярославу Мудрому (Ярославль), Константину Эдуардовичу Циолковскому (Рязань), Игорю Васильевичу Курчатову (Обнинск) и др. Скульптура с габаритами 100х70х60 см. весит 800 кг.

По словам сотрудников Суворовского музея, замысел экспозиции, посвящённой образу Суворова в изобразительном искусстве, зрел очень давно.

Перед посещением выставки стоит почитать книгу «Генералиссимус князь Суворов» Александра Фомича Петрушевского или «Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году».

 


Выставка «Многоликий Суворов»


С 8 октября до 20 декабря (планы могут корректироваться в зависимости от пандемии) в зале живописи и графики музея А. В. Суворова проходит выставка «Многоликий Суворов», где можно познакомиться с портретами великого русского полководца в графике, живописи и скульптуре конца XVIII — начала XXI вв.

Экспозиция расположилась недалеко от главного здания музея, в выставочном зале на Кирочной, 51 (особняк Якунчикова), в который можно попасть в сопровождении экскурсовода, по предварительной записи. Экскурсии проходят:

  • в будни в 15:00;
  • в субботу и воскресенье в 13:00 и 15:00.

Билеты можно приобрести в кассе или онлайн. Прижизненные портреты Суворова находятся в главном здании музея в рамках основной экспозиции.

«Многоликий Суворов» — самая крупная и полная портретная выставка на нынешний день, что вовсе неудивительно, учитывая богатство фондов. Как отметили сами сотрудники музея, подобную выставку проводили в советское время, но в гораздо меньшем масштабе, а нынешнюю если и повторят вновь, то совсем нескоро.

В фондах музея хранятся также изображения декоративно-прикладного искусства, а также образы полководца в скульптурном виде. Сотрудники музея считают, что эти экспонаты заслуживают отдельного внимания и особого подхода, поэтому было принято решение показать их в другой раз.

Выставка «Многоликий Суворов» уникальна своим масштабом и тем, что многие экспонаты показаны впервые. По словам сотрудников, здесь представлены преимущественно оригинальные работы, а также живописные копии, созданные в XIX веке.

Общий вид выставки в выставочном зале на Кирочной, 51.

Александр Васильевич Суворов не любил позировать. Сам полководец при жизни, в 1780-е годы, заказал только один свой портрет, ныне известный как «Астраханский». Суворову тогда было 50 лет. Получив портрет, он долгое время даже и не распаковывал полученную работу, чтобы её посмотреть. Возможно, поэтому все портреты показывают Суворова в то время, когда он уже прославился на военной стезе.

Александр Суворов в чине генерал-поручика. Первый его известный портрет. Неизвестный художник, 1780-е гг.   

В экспозиции есть один портрет, который показывает полководца в более молодом возрасте. Из-за этого — а, возможно, из-за художественного уровня автора — в лице на портрете опознать черты Суворова почти невозможно.

Портреты полководца заказывали учебные военные заведения, военачальники — в свои кабинеты, просто поклонники таланта Суворова.

Выставка «Многоликий Суворов» будет особенно интересна тем, кто интересуется историей и искусством. 



Портреты полководца



Ввиду нелюбви Суворова к позированию, прижизненных изображений великого полководца было создано немного, но всё же они есть. Их можно увидеть в главной экспозиции музея. Эти портреты легли в основу иконографических типов.

В контексте портретной выставки, иконографический тип — устойчивое воспроизведение последующими авторами именно тех черт лица и атрибутов персонажа, которые доносят до зрителя всё то, что лежит в основе почитания исторической личности.

Среди таких портретов:

  • рельефный портрет Андрея Карловича Леберехта на медали в честь побед Суворова в Русско-турецкой войне;
  • миниатюра Франца Бэшона, запечатлевшая Суворова в фельдмаршальском мундире, в Варшаве, 1795 год;
  • живописный портрет работы австрийского придворного художника Йозефа Крейцингера, созданный в Вене перед началом Итальянского похода 1799 года;
  • пастельный рисунок саксонского портретиста Иоганна-Готфрида Шмидта — последнее прижизненное изображение Суворова.

Во время посещения выставки стоит обратить особое внимание на посмертную маску и сравнить её с бюстом авторства Луи-Мари Гишара. Для создания изваяния скульптор использовал маску как образец. По мнению Дениса Давыдова, русского поэта и одного из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, этот портрет наиболее похож на Суворова.

Портрет Суворова. Скульптор Луи-Мари Гишар, 1804

Хотя последующие художники опирались в своём творчестве на прижизненные портреты, они не всегда были точны в воспроизведении исторических деталей. Например, на груди Суворова на более поздних изображениях в живописи и в гравюре иногда можно встретить награды, которые ему не вручались. Более детально о наградах полководца всегда можно расспросить экскурсоводов музея.

Пожалуй, самый непохожий на Суворова образ зритель найдёт в произведении Исаака Крукшенка, англо-шотландского мастера сатирико-политической карикатуры XIX века. 

Карикатура «Генерал Суворов, ведущий французскую Директорию в Россию». Исаак Крукшенк, 1799 г.

Экспонаты на выставке сопровождаются цитатами из автобиографии Александра Суворова. Читая их, можно задуматься над сходством и различием внутреннего и внешнего восприятия человека.

Посещение выставки можно завершить просмотром слайдов о том, как последователи метода Михаила Герасимова по восстановлению облика человека только по его черепу воссоздали портрет Суворова. Итог весьма похож на мраморный бюст работы Олега Комова, который принадлежит музею-усадьбе А.В. Суворова в селе Кончанском и временно украшает парадную лестницу в особняке Якунчикова.



Сейчас


На выставке можно найти портрет Александра Суворова, созданный в XXI веке. Сотрудники музея неожиданно получили его в дар от художника Дмитрия Новакова, когда подготовка экспозиции практически была завершена.

Тем, кто очень хотел, но не успел на выставку, а также тем, кто заинтересовался и хотел бы погрузиться в тему портретов генералиссимуса более глубоко, будет интересно издание «Жизнь Суворова в художественных изображениях к 200-летию со дня кончины великого русского полководца» (1999). Составители собрали обширный художественный материал, в который вошли портреты, картины, гравюры, рисунки, карикатуры, снимки статуй, медалей и других произведений живописцев, граверов, скульпторов и других художников.

Издание «Жизнь Суворова в художественных изображениях к 200-летию со дня кончины великого русского полководца» в зале выставки.

Традиция по созданию портретов А. В. Суворова поддерживается и самим музеем, который каждый год проводит Всероссийский суворовский конкурс рисунков. В нём принимают участие школьники, суворовцы и кадеты. Лучшие работы выставляются в одном из учреждений культуры Санкт-Петербурга, остаются на хранении в музее А. В. Суворова, публикуются в виде календарей. Последняя выставка рисунков-победителей конкурса состоялась в ТРК Гранд Каньон. Традиция продолжается.



Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи:

  • Марию Сергеевну Баданину — заведующую по работе с посетителями Государственного мемориального музея А. В. Суворова;
  • Анну Владимировну Константинову — пресс-секретаря музея Государственного мемориального музея А. В. Суворова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

19.09

О знаменитом скульпторе Михаиле Аникушине: по материалам Президентской библиотеки

19 сентября 2022 года исполняется 105 лет со дня рождения советского российского скульптора Михаила Аникушина (1917–1997), мастера, чье творчество внесло большой вклад в формирование современного облика нашего города.

27.02

Погрузиться в мир Калевалы через кинематограф

24.10

Пабло Пикассо: «Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю»

24.10

183 года со дня рождения Василия Верещагина

26 октября 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, русский живописец, литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Рассказываем о сериях его работ.

Искусство
07.10

Тур по мастерским: Максим Савва

Смотреть все