Петербургская консерватория отмечает 161-летие
История Петербурга

Петербургская консерватория отмечает 161-летие

Фестиваль «Международная неделя консерваторий» / Фото предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской консерватории.

Опубликовано: 20 сентября 2023 года

20 сентября 1862 года первое в России высшее учебное учреждение профессионального музыкального образования, объект культурного наследия федерального значения – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова – отмечает 161-летие. Но ее история началась раньше.

17 (29) октября 1861 года на основании Высочайшего устава Императорского Русского Музыкального общества на базе его музыкальных классов по инициативе Антона Рубинштейна было учреждено училище (консерватория), в котором преподавали теорию музыкального сочинения, сольное и хоровое пение, инструментовку, оркестровую игру, историю музыки, игру на фортепиано, органе и инструментах, входящих в оркестр. Официальное открытие состоялось 8 (20) сентября 1862 года. Первоначально музыкальное училище помещались во флигеле дома Демидовых на набережной Мойки, затем на Загородном проспекте, а позднее занимало часть здания Министерства внутренних дел улице Зодчего Росси (в то время – Театральной). 

Печатное извещение об открытии Консерватории / Фото: www.conservatory.ru

На Театральную площадь главный корпус консерватории переехал в конце XIX века. Здание было построено в 1891 – 1896 годах на месте Большого Каменного театра и частично включило в себя его фундамент и стены. Также была возведена пристройка, в которой разместился Большой зал (перестроен в 1910-м). Переделкой Каменного театра занимался архитектор Владимир Николя-младший (среди прочего, он работал в императорском имении в Ливадии). Фасады по улицам Декабристов и Торговой (ныне участок от ул. Союза Печатников до кан. Грибоедова) были главными, а сторона, обращенная к Театральной площади – боковой. Наконец-то консерватория получила свое собственное постоянное здание и театрально-концертный зал для выступления учащихся.

Интересно: во время торжественного открытия консерватории на Театральной площади звучала увертюра, специально написанная к этому дню Антоном Рубинштейном. Композицию исполнил хор из 400 человек в сопровождении оркестра. Сам музыкант не дожил до этого момента – он умер двумя годами ранее.

Санкт-Петербургская консерватория. Конец XIX века / Фото: www.conservatory.ru

В 1905 году «Кровавое воскресенье» всколыхнуло общество. Волнения произошли и в консерватории. Несколько месяцев продолжались сходки учащихся, протесты, увольнения. В конце 1905 года учреждение получило желанную независимость от Императорского Русского Музыкального общества, и его первым самостоятельно избранным директором стал композитор, общественный деятель и преподаватель Александр Константинович Глазунов (сегодня его имя носит Малый зал). Статус вуза консерватория получила в 1918 году.


Консерватория соединяла процесс обучения учащихся музыкальным специальностям и практику выступлений на сцене. В начале ХХ века в Большом зале шли открытые студенческие оперные спектакли в постановках знаменитых певцов и режиссеров, камерные концерты (до этого момента обучающиеся демонстрировали полученные навыки на сторонних площадках). Также на сцене консерватории выступали заграничные гастролирующие труппы, которые блистали в театральном зале чуть ли не чаще студентов. 

Стены учебного заведения связаны со многими известнейшими деятелями культуры. Лирический цикл Александра Блока «Кармен» (1914 г.) появился после того, как поэт услышал одноименную оперу в консерватории. Сборник был посвящен участнице постановки - одной из самых ярких и выдающихся оперных певиц Петербурга того времени Любови Андреевой-Дельмас. Также здесь в 1917-м станцевала свой последний в России спектакль легендарная балерина Матильда Кшесинская. В 1918-м Всеволод Мейерхольд в содружестве с Владимиром Маяковским поставили «Мистерию-буфф». А в 1919 году трагедией Шиллера «Дон Карлос» открылся Большой драматический театр.

С 1917-го Большой зал находился в ведении сторонней организации и вернулся к консерватории лишь в 1926-м. А в 1927 году сцена получила имя Антона Рубинштейна.

Дмитрий Шостакович на крыше Ленинградской консерватории. 1941 г. / Фото: www.conservatory.ru

В годы Великой Отечественной войны учебное заведение было эвакуировано в Ташкент. Но часть педагогов и студентов остались в блокадном городе. В 1944-м, в год 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова, консерватории было присвоено его имя. Николай Андреевич преподавал в учебном заведении 37 лет и внес неоспоримый вклад в развитие профессионального композиторского образования. Также он поддержал студенческие волнения в 1905 году, из-за чего на тот момент был уволен из консерватории (из солидарности вместе с ним ушла часть преподавателей), а его произведения были запрещены к исполнению в Петербурге.

Консерватория знаменита и многими преподавателями и выпускниками. Ее окончили Ирина Богачева, Исай Браудо, Валерий Гергиев, Михаил Гнесин, Евгений Мравинский, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Василий Соловьёв-Седой, Юрий Темирканов, Пётр Чайковский, Дмитрий Шостакович, Мария Юдина, Марис Янсонс.

Сергей Прокофьев — студент Санкт-Петербургской консерватории / Фото: vk.com/club177199908

В год 100-летия Ленинградской консерватории прошли масштабные праздничные мероприятия. Так, например, Театр им. Кирова (Мариинский) поздравил учебное заведение от лица Бориса Годунова, Лоэнгрина и Виолетты Валери, арии которых были исполнены со словами поздравлений. А заключительный отчетный концерт юбилейного года состоялся в Кремлевском Дворце съездов в Москве.

Первое в России высшее учебное учреждение профессионального музыкального образования работает и по сей день, выпуская одаренных музыкантов и композиторов. Консерватория проводит всероссийские и международные конкурсы и фестивали, мастер-классы выдающихся артистов России и зарубежья, является участником Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Фото: www.conservatory.ru

В 2024 году запланировано открытие обновленного здания на Театральной площади после многолетней реконструкции и реставрации. Фасаду уже вернули исторический светло-бежевый цвет 1896 года. Идут работы по созданию переменной акустики в Большом зале, также он поменяет форму и сменит убранство. Его облик будет приближен к первозданной стилистике интерьеров XIX – XX веков. Ведется работа по реставрации внутренних помещений, в том числе по восстановлению церкви. Отреставрировано и воссоздано около 2000 элементов декора. В двух крытых дворах появятся общественные пространства, которые превратятся в арт-площадки для проведения выставок, камерных концертов и других мероприятий.

Вариант архитектурно-художественного решения интерьеров Большого зала имени А.Г. Рубинштейна / ppk-ez.ru
До завершения работ спектакли театра консерватории проходят на разных сценах Петербурга, в том числе в Доме композиторов. Новый сезон откроется 22 сентября 2023 года. В Концертном зале консерватории по адресу ул. Глинки, д. 2 прозвучит программа «Музыка как зеркало эпохи», посвященная творчеству Сергея Слонимского.
 


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Блокада Ленинграда
21.01

Подвиг фотографов блокадного Ленинграда

Память о блокадном Ленинграде сохранилась в документах, мемуарах и фотографиях. История блокадной фотографии достаточно обширна, несмотря на имеющиеся...

Памятная дата
10.07

Соборы Петра и Павла

Соборы Петра и Павла в Петербурге и его пригородах.

21.07

Александровская колонна: как знак побед, как вестник славы

25 июля 1832 года в Петербург была привезена Александровская колонна. Установить ее повелел Николай I в память о брате, императоре Александре I. Автор проекта Огюст Монферран.

Блокада Ленинграда
27.01

Блокадный подвиг Театра музыкальной комедии

Во время Блокады в Ленинграде продолжали идти концерты и спектакли.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

Рассказываем историю знаменитой Александринки.

Смотреть все