Опубликовано: 27 июня 2024 года
Созданием обновленных экспозиций занимаются профессиональные архитекторы и дизайнеры, поскольку для современных и традиционных музеев важно, чтобы экспозиции были выполнены на высоком художественном и качественном уровне, с использованием современных технологий и приемов. При этом новое должно вписаться в контекст традиции – для таких значимых культурных объектов, как пушкинские музеи, это особенно актуально.
Например, в музее «Дом станционного смотрителя» образ классической площадки, посвященной литературному герою, дополнен интерактивными макетами и мультимедийными элементами. Здесь удалось «перенести» литературу и историю в трехмерное пространство. При этом в комплексе исторических зданий почтовой станции XIX века сохранена историческая архитектура, экспозиция же грамотно в нее вписана. Контрасты белого и черного в интерактивных макетах, в графическом оформлении, лаконичная стилистика дизайна – художественное решение позволило отделить смысловую часть от интерьерной там, где это было необходимо.
Дом станционного смотрителя
1. Интерактивные макеты исторического раздела «Зал почты»
Для того, чтобы наиболее наглядно, даже тактильно пережить восприятие самой повести «Станционный смотритель», была создана инсталляция-стена, где текст дополнен как литературными, так и изобразительными, и даже объемными комментариями. Они размещены на выносках, подвижных валиках и в открывающихся дверцах конструкции.
2. Инсталляция «Читая повесть “Станционный смотритель”»
Исторический раздел экспозиции «Путешествие по Динабургскому тракту» рассказывает о пути, частью которого была станция Выра, где неоднократно останавливался классик. Здесь особенно концептуально выстроено пространство, а все средства – архитектура, графика, аудио- и видео-объекты, обрамляющие предметный ряд, подчеркивают основную тему – дороги.
3. Раздел «Путешествие по Динабургскому тракту», фрагмент
Приемы театральной сценографии использованы в разделе «Чистая половина для господ проезжающих. Комната Дуни» - в самом историческом доме смотрителя почтовой станции. Здесь воспроизводится аудио-световой спектакль на основе повести, участниками которого являются созданные для экспозиции макеты, реплики костюмов и элементы интерьера, дополняющие историческую мебель и экспонаты.
Царскосельский музей-лицей
4. Обеденный стол в доме смотрителя почтовой станции
В течение года шла работа над новым разделом экспозиции второго этажа Царскосельского музея-лицея – реконструированы интерьеры помещений, где проходила жизнь юного Пушкина и других лицеистов. Помимо представленных подлинных экспонатов мебели и убранства XIX века, на основе научных изысканий, проведенных сотрудниками музея, создавались реплики фаянсовых столовых приборов для буфета и столовой, различные виды сосудов для аптеки, были пошиты скатерти для столов, наборы постельного белья на кровати, халаты лицеистов для лазарета и шинели для передней.
5. Шинели лицеистов в передней
Часть мебели изготавливалась по чертежам, созданным на основе рисунков и гравюр XIX века. На основе миниатюрной копии (масштаб 1:30) в составе Нащокинского домика из коллекции Литературного музея воссоздан такой необычный в современном быту предмет, как пресс для скатерти. Эти и другие детали новой экспозиции позволили создать новый образ знаменитого учебного заведения, дополнив его теми подробностями из повседневной жизни лицеистов, которые ранее в музее раскрыты практически не были.
6. Зала конференции – место собраний учителей
Помимо материальной составляющей в интерьеры были очень деликатно вписаны современные мультимедийные объекты. Атмосферные звуки в комнатах обостряют ощущение путешествия во времени – звон посуды, звуки шагов, едва уловимых разговоров в зале конференции. В зеркале передней мелькают детские портреты известных лицеистов, а на ширмах в буфете и в аптеке, воссозданных по историческим образцам, появляются движущиеся силуэты – образы повара и лекаря за работой.
7. Буфет с ширмой – проекция мультимедийного персонажа в экспозиции
Постепенно процесс экспозиционного обновления захватывает и другие памятные места, связанные с именем поэта.
Автор: научный сотрудник ООО «КМВИ» Наталья Теряева
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться