Как развивались в России театры для глухих
Фотографии предоставлены Жанной Приваловой.
Культурная инклюзия

Как развивались в России театры для глухих

Театр Михаила Тагер-Карьелли / domculturedeafspb.com.

Опубликовано: 25 марта 2024 года

Юбилей великого поэта Александра Сергеевича Пушкина у нас в России ко многому обязывает: не заметить, обойти молчанием невозможно. Ведь все мы с детства приобщены к творчеству классика. Для не только неслышащей аудитории, но и для всей публики Санкт-Петербургский театр глухих показывает спектакль «Роковая дама», созданный по мотивам «Пиковой дамы». 25 марта 2024 года в Межрегиональном Центре реабилитации с проблемами слуха в Павловске (колледж) проводят научно-практическую студенческую конференцию, посвященную гению.


Кстати, нужно отметить, что 125 лет тому назад в Санкт—Петербургском Императорском училище глухонемых (ул. Гороховая, д. 18) неслышащие воспитанники тоже отметили юбилей великого поэта. Учреждение пользовалось любыми поводами, дающими возможность что-либо сделать для общего развития учащихся, пробудить их интерес к книге, различным отраслям знаний. Не случайно выдающийся профессор, сурдопедагог Николай Михайлович Лаговский (1863-1933 г.г.) писал о проведении юбилея Александра Сергеевича в историческом очерке «С.-Петербургское училище глухонемых (1810-1910)». «…14 мая 1899 года в Санкт-Петербургском Императорском училище состоялось чествование Пушкина, в связи с предстоящим 100-летием со дня рождения, были показаны: …«живые картины (на особо устроенной сцене) из сказки «Золотая рыбка» и поэмы «Евгений Онегин».

Помимо этих спектаклей, раньше, в 1866 и 1867 гг. в училище глухонемых устраивали рождественские спектакли. Об одной из этих постановок есть заметка в «Санкт-Петербургских Ведомостях» от 26 января 1867 г. «В Санкт-Петербургском училище глухонемых на Рождестве, в видах соединения приятного с полезным, устроен был театр с постановкой балета «Мельники» в соединении с другим – «Маркобомба». Актерами были воспитанники. Молодые люди, не представляющие, по-видимому, особенно бойкого развития, после непродолжительного обучения и следующих за тем упражнений, самостоятельно, прекрасно воспроизвели роли. К сожалению, время не позволило сразу же приготовить для постановки на сцене всего того, что предполагалось: так, из басен Крылова была постановлена только одна «Демьянова уха»; танцы балета были непродолжительны и несложны, сколько от недостатка времени на приготовления, сколько и от размера сцены. Декорации в довольном большом числе и значительном размере исполнены в самом училище под руководством учителя рисования, известного иллюстратора Маркова. Всех представлений восемь. На них присутствовали не только воспитывающиеся обоих полов и различных возрастов (от 9 до 20 лет от роду), но и все служащие и их гости. Игра, разумеется, производилась мимически; и мимика и жесты глухонемых актеров были так вразумительны, что посторонним зрителям (слышащим-говорящим) не нужно было никаких объяснений, чтобы следить за всеми подробностями представления. Костюмы (свыше 20 различных пар) доставлены в училище из Большого театра с разрешения дирекции, выразившей при этом полную готовность быть полезной училищу».
Глухие воспитанники в костюмах героев произведений Пушкина у бюста поэта, установленного в зале в день празднования 100-летия со дня рождения поэта. Фото 1899 года. Музей РГПУ им. А.И.Герцена. / Предоставлено Жанной Приваловой.

Из отчета Санкт-Петербургского Общества Глухонемых за 1904 – 1905 годов известно, что 1 октября 1904 года, в день основания Санкт-Петербургского Общества Глухонемых, перед публикой выступал неслышащий учредитель общества Николай Леонтьевич Дейбнер (1873-1937 г.г.). «…В Петербурге уже существовало для глухонемых одно общество – Общество попечения о глухонемых, но оно носило характер благотворительный и учебно-воспитательный. Открыто оно было в 1888 году, но через 10 лет прекратило свое существование, когда было учреждено Попечительство государыни императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых…». Целью нового объединения была нравственная и материальная поддержка глухих, в том числе, выпускников разных учреждений. Для достижения этой задачи были созданы библиотека, аудитория для лекций и бесед, организовывались выставки и базары изделий глухих и разные дозволенные законом общественные увеселения и игры. 
Сурдопедагог, профессор Николай Михайлович Лаговский. Фото 1920 года. Из личной коллекции автора.
В 1912 году Общество дало возможность глухим устраивать сезон танцевальных вечеров на праздниках Рождества Христова и Масленицы. Также был устроен благотворительный спектакль, в котором принимали участие артисты под управлением Наговицына.

В 1918 году в Петрограде открылся Театр глухонемых «Пантомима». Организатором и постановщиком его был Михаил Семёнович Тагер-Карьелли (1892 – 1937 г.г.), получивший образование в Варшавском Училище Глухонемых, по специальности художник. Михаил был талантливым не только режиссером-постановщиком, но и артистом, декоратором, гримером, в совершенстве владеющим жестовой речью. В ноябре состоялась постановка, о которой было рассказано в январском номере газеты «Жизнь искусства» - в заметке Тимофеева-Еропкина «Театр глухонемых»: «…В театре идет Чеховский юбилей и какая-то веселая комедия, сочиненная самим глухонемым. Проходит знакомая сцена Чеховской шутки. Но какое странное впечатление беспрестанная жестикуляция, чрезвычайно развитая мимика актеров и напряженный, странный смех зала…Я понял, как необходим им этот театр. Это их радость, их отдых, как творчество. Пускай пока здесь характер любительский, даже домашний – но сколько любви к этому детищу, сколько радости по поводу его первых шагов. Что ж – от души пожелаем развиться этому немому театру в правильных пределах художественной правды и красоты, чтобы стать источником света и радости для этих обиженных жизнью людей».
Театр Михаила Тагер-Карьелли / domculturedeafspb.com.
Спектакль по мотиву произведения Н.В.Гоголя «Ревизор». Фото 1929 г. Музей СПб РО ВОГ.
Борьба с кулачеством, как с классом. «Трясина». 1929 г. / Предоставлено Жанной Приваловой.
Спектакль «Ромео и Джульетта» по Шекспиру. 1936 г. / Предоставлено Жанной Приваловой.
Спектакль «Женитьба». Театр Михаила Тагер-Карьелли / domculturedeafspb.com.
Спектакль «Ревизор» Театр Михаила Тагер-Карьелли / domculturedeafspb.com
Театр Михаила Тагер-Карьелли / domculturedeafspb.com..
В 1922 году был организован театрально-художественный кружок глухонемых, который являлся не коммерческим, а культурно-просветительным. Цель объединения – дать членам Общества возможность посвятить свободное время любимым занятиям, развивать свои таланты и способности. Драмколлектив Дома Просвещения глухонемых некоторое время с успехом ставил разные спектакли. В 1937 году вышло три из них: «Отелло», «Каменный гость» и «Приключения бравого солдата Швейка». На репетиции пьесы «Как закалялась сталь» Михаил Семенович Тагер-Карьелли был арестован, а затем в течение нескольких дней забрали и ведущих артистов драмколлектива в количестве пятидесяти четырех человек. Все они были репрессированы.

Несмотря на постигшую подмостки трагедию, театры глухих России продолжают жить, творить и давать любовь всем ценителям культуры и искусства.
Спектакль «Роковая дама» по произведению Пушкина «Пиковая дама» Санкт-Петербургского театра глухих. Наше время. Фото: Дмитрий Мириленко / Санкт-Петербургский театр глухих.
Спектакль «Роковая дама» по произведению Пушкина «Пиковая дама» Санкт-Петербургского театра глухих. Наше время. Фото: Дмитрий Мириленко / Санкт-Петербургский театр глухих.



Фотографии предоставлены Жанной Приваловой.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Доступная среда
Многомерность культуры
20.09

Русский жестовый язык

23 сентября по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается Международный день жестовых языков. Портал «Культура Петербурга» вкратце рассказывает, что следует знать о русском жестовом языке.

01.09

Помогать можно по-разному: советы экспертов

Инклюзия
Инклюзивный туризм
31.01

Мир культуры глухих в Петербурге

Рассказываем о точках притяжения культуры в Санкт-Петербурге для глухих и слабослышащих.

Доступная среда
Эрмитаж
Многомерность культуры
Инклюзивный туризм

Доступная среда в музеях Петербурга

Рассказываем, в какие музеи Санкт-Петербурга могут попасть люди с инвалидностью.

Доступная среда
Многомерность культуры
Инклюзивный туризм

Культурная инклюзия в Манеже

Каждый год 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Культурная инклюзия в Центральном выставочном зале “Манеж”

Смотреть все