Мир глухих художников: история начинается с Павловска
Фотографии предоставлены Жанной Приваловой
Культурная инклюзия

Мир глухих художников: история начинается с Павловска

Красота Павловского парка с выразительным классическим зданием дворца, скульптурами, идеально вписанными в окружающий природный ландшафт, вдохновляла не одно поколение глухих художников. Кисти Геннадия Фёдоровича Фадина принадлежит большое полотно «Императрица Мария Фёдоровна на прогулке», где художник изобразил вдову Павла I, покровительницу глухонемых, с её глухим воспитанником Александром Меллером во время прогулки в Павловском парке.

159843-павл-гл-обложка.6bfc21e49200e8ad6f13d86ae1d0153e.jpg

В статичной на первый взгляд композиции ощутимо то, что картина написана энергично, с большим накалом чувств. Картина покоряет простотой и ясностью композиционного решения, яркостью колорита, построенного на составлении локальных красных, синих, зелёных, оранжевых тонов. Фигура императрицы Марии Фёдоровны легка и изящна. Жест, обращённый к воспитаннику, вносит в образ динамику и живость. Известно, что Мария Фёдоровна гордилась своей благотворительной деятельностью.

Г. Фадин «Императрица Мария Фёдоровна на прогулке», 1997 Холст, масло. 95х86.


Первое училище для глухонемых

Замечательный портрет императрицы Марии Фёдоровны, написанный Фадиным, связан с судьбой создания первого в Санкт-Петербурге и в России училища для глухонемых детей.

Поводом для открытия училища послужил случай на аллее Павловского парка. В 1806 году вдовствующая императрица Мария Фёдоровна встретилась с фрейлиной Екатериной Борисовной, женой генерала Ахвердова, воспитателя юных великих князей. Генеральша гуляла со своим племянником. Императрица заговорила с мальчиком и поразилась тому, что ребёнок не мог ей ответить: он был глухонемой. Мальчика звали Александр Меллер.

На следующий день Мария Фёдоровна поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных учителей, чтобы учредить в Петербурге специальное учебное заведение: так в Павловске 15 декабря 1806 года в крепости Бип открылось «опытное» училище для глухонемых. Императрица сама следила за обучением, часто посещала училище, которое стало её любимым детищем. Через 4 года заведение переехало в Санкт-Петербург.

В библиотеке Росси Павловского дворца имеется несколько рисунков учеников первого набора Училища глухонемых, которые были преподнесены в дар императрице Марии Фёдоровне. В том числе работа Александра Меллера ­— того самого мальчика, которого императрица встретила на прогулке в Павловском парке. Позднее Мария Фёдоровна писала Александру Меллеру: «Ты забыл Меня, Александр. Я давно тебя не видела и давно не получала от тебя, как прежде, рисунков». Меллер оставил воспоминания о встрече с императрицей для книги «С.-Петербургское училище глухонемых. 1810-1910 г. Исторический очерк» (1910), составленной Николаем Лаговским, инспектором училища глухонемых. Из исторического очерка мы знаем, что Михаил Наумов, Анна Крашенинникова и другие ученики были первыми воспитанниками крепости Бип.

159710-Рисунок А. Меллера Женщина с ребенкоа.png

Качество работ поражает. Нам посчастливилось, что у этих работ остались автографы и подписанные даты. Учителями глухих ребят были прекрасные гравёры и рисовальщики Николай Уткин и неслышащий Карл Гампельн. С разрешения Исторического архива был скопирован лист, из которого следует, что выпускник Академии художеств Павел Батенин преподавал в училище глухонемых. Его пригласил на работу директор училища Жан Батист Жоффре, который прекрасно понимал, что неслышащему Батенину будет легче обучать «своих» рисованию. В училище он должен был заниматься обучением рисованию 3 дня в неделю около 2,5 часов в день. За это он получал жалованье в сумме 300 рублей в год.

История создания Ленинградского восстановительного центра

К 1965 году в Министерстве и в Центральном правлении Всероссийского общества глухих уже была подготовлена вся документация для открытия нового учебного заведения для глухих — Ленинградского восстановительного центра ВОГ. Всё финансирование ЛВЦ взяло на себя Центральное Правление ВОГ, председателем которого был Павел Кириллович Сутягин. Будучи глухим сам, он разделял и поддерживал идею И. Ф. Гейльмана создать такое учебное заведение.

Председатель ЦП ВОГ П.К. Сутяги

Ленинградский восстановительный центр ВОГ — первое в нашей стране и в ряде стран Европы профессиональное учебное заведение, открытое специально для глухих. Его первым директором был назначен Иосиф Флорианович Гейльман.

1 сентября 1965 года ЛВЦ открыл двери для первых учащихся художественно-оформительского отделения. Это были студийцы. В том же 1965 году начался приём на отделение «Культурно-просветительная работа» и другие. Позже — на отделение, готовившее сурдопереводчиков.

Первый покровитель ЛВЦ

Иосиф Флорианович Гейльман родился 6 марта 1923 года в семье глухих. Его отец закончил художественно-промышленное училище барона Штиглица, работал инженером на заводе «Электросила». Мама была активисткой ВОГ и артисткой творческого коллектива неслышащих. С детства сын был посредником в общении родителей с окружающим миром. Это определило дальнейшую жизнь Гейльмана, уже в 12 лет он переводил глухим в Доме просвещения лекции и беседы.

Директор ЛВЦ ВОГ И.Ф.Гейльман

Впоследствии Иосиф Гейльман стал самым молодым переводчиком в Ленинграде. Ему, восемнадцатилетнему юноше, Центральное Правление ВОГ доверило быть ответственным за пароход с глухими детьми в путешествии по Волге. Доплыв до Ярославля, они узнали, что 22 июня 1941 года началась война. Продолжительное время Гейльман занимался тем, что обустраивал жизнь и быт этих детей. После возвращения в Ленинград в 1944 году он получил страшное известие о смерти своих родителей, которые умерли от голода во время блокады. В память о них Иосиф Флорианович стал работать переводчиком в Доме культуры глухих, затем завучем в школе глухой рабочей молодёжи. В 1965 году он создал и возглавил Ленинградский восстановительный центр ВОГ.

Со всего Советского Союза начали приезжать в Павловск самые талантливые неслышащие юноши и девушки. ЛВЦ стал центром жестового языка в СССР, оказавшим также определённое влияние на культуру глухих. Центр положил начало изданию словарей жестового языка — бесценных для своего времени, библиографических изданий «Ручная азбука и речевые жесты глухонемых» и других.

159710-Учебное пособие. Ручная азбука и речевые жесты глухонемых. 1957.png

Как директор Иосиф Гейльман приложил большие усилия к тому, чтобы глухие могли быть преподавателями уникального центра, который готовил художников, юристов, бухгалтеров, работников культуры, полиграфистов, радиомонтажников и переводчиков жестового языка. Среди выпускников Центра — заслуженные работники культуры, тренеры по различным видам спорта, учителя и воспитатели коррекционных учреждений, руководители региональных отделений ВОГ. Многие стали известными художниками, членами Союза художников России, других творческих организаций. Иосиф Флорианович Гейльман — титан в истории исследований жестового языка, бесспорно выдающаяся личность, заслуги которого достойно оценит история. В сердцах глухих, всех, кто его помнит, он останется навечно.

Экскурсия для неслышащих посетителей по временной выставке в музее железных дорог России


Палитра тишины

Понимая необходимость расширения самодеятельного и развития профессионального художественного образования неслышащих, Центральное Правление Всероссийского общества глухих приняло постановление о проведении в конце 1957 года районных выставок изобразительного и прикладного искусства членов ВОГ.

В 1958 году в Москве прошла масштабная Всероссийская выставка глухих художников, на которой представили работы как профессионалов, так и любителей. В том же году в Ленинграде была организована Секция глухих художников при ЛенВОГ. А в 1961 году, в соответствии с постановлением ЦП ВОГ, при Ленинградском ДК ВОГ создана Студия изобразительного и прикладного искусства для подготовки неслышащих художников со средним специальным образованием. С этого времени берёт отсчёт планомерное обучение и подготовка глухих мастеров изобразительного искусства сначала в городе на Неве, а затем в Павловске. Уже в первом наборе среди студийцев появились интересные живописцы, получившие позже известность — А. Знак, Г. Фадин, В. Кочергин, В. Фомичев и другие.

Изостудия при ДК ВОГ. Ленинград, 1963 г.

Изостудия при ДК ВОГ. Ленинград, 1963 г.

По инициативе Иосифа Гейльмана и на средства ВОГ в 1965 году в Павловске, на основе художественной студии, был открыт Ленинградский восстановительный центр (с 1994 года — Межрегиональный центр реабилитации), по своей структуре ставший политехникумом. На Международной художественной выставке, прошедшей в 1965 году в Болгарии, в основном представляли работы студентов Павловского политехникума и выпускников Студии Ленинградского изобразительного искусства. В ЛВЦ регулярно проводили вернисажи студенческих работ, причём часто они становились предметом широкого общественного интереса, с ними могли познакомиться жители Ленинграда, Пушкина и Павловска.

Именно художественно-оформительское отделение политехникума дало путёвку в жизнь многим мастерам изобразительного искусства. Кто-то из них, например, Г. Фадин, А. Знак, А. Аверьянов и другие, сумели получить высшее художественное образование в Ленинградском Институте имени И. Е. Репина. Другие выпускники ЛВЦ учились в московском Институте имени В. И. Сурикова, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. Многие выпускники ЛВЦ широко известны, выставлялись в России и за рубежом, работали в Художественных фондах, полиграфической промышленности, были оформителями в Домах Культуры и на предприятиях ВОГ, декораторами в театрах. Некоторые неслышащие мастера получили широкое признание.

159710-Открытие выставки «Кошачий квартирник» в котокафе «Республика котов».jpg

Открытие выставки «Кошачий квартирник» в котокафе «Республика котов»

В Санкт-Петербурге с 2017 года принимает активное участие в выставках творческое объединение неслышащих художников и фотографов «Арт-Неваградъ» при АНО «Санкт-Петербургский театр глухих».

В Пушкине 22 августа 2020 года в здании Московских ворот с кордегардиями открыли выставку глухих художников и фотографов «Искусство Победы», посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставку провели в рамках Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих в Санкт-Петербурге» — проекта АНО «Санкт-Петербургский театр глухих» на жестовом языке. МКФ получил поддержку Фонда президентских грантов РФ и Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.

Творческая жизнь из мира глухих продолжается…


Жанна Привалова — председатель Творческого объединения глухих деятелей искусств и культуры «АРТ-НЕВАГРАДЪ», гид-экскурсовод на русском жестовом языке, преподаватель специальных дисциплин СКД, хранитель музея истории ЛВЦ-МЦР колледжа Межрегионального Центра реабилитации лиц с проблемами слуха

Фотографии предоставлены Жанной Приваловой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Доступная среда
Многомерность культуры
20.09

Русский жестовый язык

23 сентября по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается Международный день жестовых языков. Портал «Культура Петербурга» вкратце рассказывает, что следует знать о русском жестовом языке.

01.09

Помогать можно по-разному: советы экспертов

Инклюзия
Инклюзивный туризм
31.01

Мир культуры глухих в Петербурге

Рассказываем о точках притяжения культуры в Санкт-Петербурге для глухих и слабослышащих.

Доступная среда
Эрмитаж
Многомерность культуры
Инклюзивный туризм

Доступная среда в музеях Петербурга

Рассказываем, в какие музеи Санкт-Петербурга могут попасть люди с инвалидностью.

Доступная среда
Многомерность культуры
Инклюзивный туризм

Культурная инклюзия в Манеже

Каждый год 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Культурная инклюзия в Центральном выставочном зале “Манеж”

Смотреть все