В 2020 году отделу социокультурных коммуникаций Русского музея исполнилось пять лет.
Отдел социокультурных коммуникаций Русского музея существует уже 5 лет. Но работа по созданию музейных программ для людей с особыми потребностями ведется в музее с начала 90-х годов. Все началось с организованной в 1991 году выставки художественных работ людей с особенностями развития (куратор проекта Нана Жвитиашвили). После этого на базе отдела музейной педагогики появилась арт-терапевтическая студия для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, для детей-сирот, для детей с особенностями развития. Целью работы этой студии стало оказание психологической поддержки средствами изобразительного искусства и музейной среды. Это направление работы стало развиваться в музее, появились методические разработки, которые стали публиковаться, единомышленниками был организован фонд поддержки арт-терапевтических и культурных программ «В поисках гармонии», который существует и по сей день (директор фонда А.Шагеева). Было проведено несколько международных проектов, включающих выставки, творческие мастерские, семинары, симпозиум для специалистов. Сотрудники Русского музея, создавшие в нем арт-терапевтическое направление работы, Н. Жвитиашвили и О.В. Платонова, стали лауреатами государственной премии РФ в области культуры и искусства. В 2004 году арт-терапевтическое направление становится отдельным сектором при Центре музейной педагогики, с каждым годом к сектору присоединяются новые сотрудники. Позже была создана «Школа волонтеров» для специалистов помогающих профессий, в которой сотрудники музея делились своим опытом с коллегами, реализуя просветительскую программу. Многие из участников этого проекта стали использовать методы музейной арт-терапии в своей работе. Сотрудники сектора проводили арт-терапевтические и обучающие программы в регионах России. В Русском музее работа с людьми с особыми потребностями стала проводиться на регулярной основе, не от проекта к проекту, а каждый день на протяжении всего года. В итоге, в 2015 году был создан Отдел социокультурных коммуникаций, руководителем которого стала О.А. Гончарова. Это стало началом нового этапа в развитии инклюзивной среды в Русском музее.
В настоящее время в нашем отделе работает 12 сотрудников: музейные педагогики, психологи, арт-терапевты, художники, культурологи, специалисты по музейному менеджменту.
В нашей деятельности можно выделить несколько основных направлений.
Методическое обеспечение. Регулярно мы выпускаем сборники статей специалистов отдела, в которых они делятся своими творческими и методическими наработками.
Разработка и осуществление долгосрочных музейных арт-терапевтических программ и отдельных занятий.
В музее в течение всего года проходят циклы арт-терапевтических занятий для людей с особенностями эмоционального развития, для людей с особенностями ментального развития, для детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с особыми потребностями и условно здоровых детей в инклюзивных группах (арт-терпевтическая студия «Чирк»);
Методическое обеспечение.
Регулярно мы выпускаем сборники статей специалистов отдела, в которых они делятся своими творческими и методическими наработками.
Разработка и осуществление долгосрочных музейных арт-терапевтических программ и отдельных занятий.
-В музее в течение всего года проходят циклы арт-терапевтических занятий для людей с особенностями эмоционального развития, для людей с особенностями ментального развития, для детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с особыми потребностями и условно здоровых детей в инклюзивных группах (арт-терпевтическая студия «Чирк»).
Проводятся регулярные занятия по изучению искусства с использованием арт-терапевтических методов для взрослых людей с РАС, для людей с особенностями ментального развития, для людей с нарушением слуха и зрения, для людей, передвигающихся на колясках, для детей с особенностями психического развития.
Проводятся регулярные экскурсии на русском жестовом языке (РЖЯ) и с переводом на РЖЯ, для незрячих и слабовидящих посетителей разработаны экскурсии с тифлокомментарием. (*Тифлокомментарий - лаконичное описание предмета, помогающее незрячим людям воспринимать визуальную информацию.
Проводятся разнообразные музейные мастерские для детей и взрослых с особыми потребностями.
Работает «Открытая студия» – музейная программа, в которой люди с особыми потребностями работают в художественной мастерской под руководством профессиональных художников.
Проходят музейные медиации для сотрудников городских инклюзивных мастерских.
Проходят занятия по созданию анимационных фильмов и многосерийных мультфильмов для подростков.
http://www.rusmuseum.ru/for-visitors/available-museum/socio-cultural-project/the-museum-s-animation-projects/
Разработка и осуществление социально-культурных проектов.
Мы проводим проекты для различных категорий посетителей с особыми потребностями, инклюзивные проекты во дворцах и садах Русского музея («Новогодний дивертисмент», «Арт-превращение», «Тени белых ночей», «Лавка мира»)
Подготовка специалистов.
Специалисты нашего отдела ведут просветительскую деятельность: проводят семинары и образовательные программы в региональных музеях (Владивосток, Казань,….). Также специалисты нашего отдела посещают общероссийские и международные конференции, практические семинары, круглые столы, чтобы приобретать актуальный опыт, которым стоит делиться с коллегами.
Развитие услуг, инфраструктуры в музее.
Создан видеогид на РЖЯ, создаются памятки по доступной среде, социальные истории, проводятся тренинги для сотрудников музея (смотрителей, работников гардероба, службы безопасности), создается тактильный фонд скульптур и тактильные макеты архитектурных зданий музейного комплекса.
Организация выставок особых художников.
Проходят блиц-показы во дворцах Русского музея, в 2019 году была организована выставка «Арт-брют. Сближение», на которой было представлено более 50 работ особых художников Санкт-Петербурга.
http://art-brut.rusmus.inclus.tilda.ws/
Также мы взаимодействуем с бизнес-сообществом, привлекаем к работе меценатов и партнеров. Российский бизнес только начинает осознавать важность участия в социальных проектах, а общество еще далеко от того момента, когда оно будет готово потреблять услуги и товары только социально-ответственных компаний. В этой связи деятельность по привлечению меценатов и партнеров требует достаточной психологической и эмоциональной устойчивости. Именно благодаря сотрудничеству с меценатами нам удалось привести в актуальный и современный вид две студии для арт-терапевтических занятий в Михайловском дворце и Инженерном замке. В настоящее время в течение года эти студии посещают порядка 4 тысяч человек.
Отдел социокультурных коммуникаций в Русском музее является уникальным по составу специалистов, редко в штате сотрудников музея можно встретить психологов и арт-терапевтов. Благодаря этому, нам удается изучать и осваивать актуальные знания об эффективной работе с людьми с особыми потребностями и внедрять их в ежедневную работу, создавая новые программы и проекты. Мы постоянно расширяем возможности музейной среды для поддержки, развития, реабилитации людей с особыми потребностями.
Автор статьи: Шахова Анастасия Викторовна, специальный психолог, арт-терапевт, куратор инклюзивных программ отдела социокультурных проектов Русского музея.
Правообладатель предоставленных фотографий в статье: Отдел социокультурных коммуникаций Русского музея.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться