В Международный день благотворительности о Центре музейной инклюзии рассказывает Ирина Донина – заведующая отделом Образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии. ГМИР уделяет большое внимание вовлечению в музейную среду посетителей с самыми разными физическими возможностями и делится опытом реализации специальных программ.
Инклюзия в школе и музее
Почему инклюзия в социокультурных учреждениях идет успешнее, чем в образовательных? Вероятно, потому, что музей – психологически комфортная площадка, а мнение посетителя об экспонатах не оценивается по жесткой шкале «правильно/неверно». Что следует делать, чтобы раскрыть имманентную «инклюзивность» музея?
Три кита музейной инклюзии – доброжелательность, интерпретация и открытость.
- Доброжелательность персонала – желание и готовность каждого сотрудника быть полезным любому посетителю.
- Интерпретация коллекции – умение музейного педагога передать культурологическое сообщение на понятном и доступном для целевой аудитории языке.
- Открытость музея – его физическая доступность и предложение использовать дублирующие каналы восприятия музейного месседжа (например, с помощью экспозиции тактильного доступа).
Каждый музей в той или иной форме включает в свою деятельность инклюзивные элементы. Полным включением можно считать взаимодействие на музейной экспозиции посетителей с самыми разными возможностями. При таком подходе представление о возможностях инклюзии расширяется. Интересно, что в отечественной практике в абсолютном большинстве случаев инклюзивный подход предполагает работу с инвалидами, а не с другими миноритарными группами. Однако принципы инклюзии в музейном пространстве можно использовать при взаимодействии и с другими категориями посетителей, например, с людьми с миграционным опытом.
В широком смысле под инклюзией понимается включение в активную социальную жизнь всех категорий людей, независимо от их особенностей. В образовательной сфере инклюзия существует наряду с интеграцией и сегрегацией. Инклюзия подразумевает, с одной стороны, изменение социокультурной среды, трансформацию ее в среду, доступную для всех, обеспечение специальных условий для каждого; с другой стороны, поиск и использование новых форм работы.
Инклюзивный подход в образовании, закрепленный в законодательной базе Российской Федерации, имеет свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. По мнению ряда экспертов, применение инклюзивного подхода может ограничивать право на образование в системе специального обучения, а также нарушать культурную и социальную общность лиц с ограниченными возможностями здоровья*. В то же время, практическое применение инклюзивного ресурса в образовании предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества.
* Anastasiou D. A social constructionist approach to disability: implications for special education / D. Anastasiou, J.M. Kauffmann // Freepatentsonline.com. – Электрон. дан. – New York, 2011. – Режим доступа: http://www.freepatentsonline.com/article/Exceptional-Children/252289585.html. – Загл. с экрана.В последнее время идея инклюзии довольно активно используется также в учреждениях социокультурного профиля, в частности, в театрах и музеях. Вопросы, связанные с инклюзивной деятельностью музеев, впервые нашли отражение в работах профессора Сандэлла*, который возглавлял Школу музейных исследований Лестерского университета.
* Sandell R. Museums as agents of social inclusion// Museum Management and Curatorship. 1998. vol. 17(4). рр. 401-418.; Dodd J., Sandell R. Including Museums: Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. Leicester: RCMG. 2001. 122 р.; Sandell R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectorial change// Museum and Society. 2003. vol. 1(1). рр. 45-62.Центральное для работ Сандэлла – представление о музеях как агентах социальной инклюзии, которые могут выступать в качестве инструментов социальной регенерации. По мысли ученого, социальная инклюзия в музее может иметь, во-первых, формы специальных программ, направленных на взаимодействие с трудными подростками, представителями этнических меньшинств, людьми с ограниченными физическими или психическими возможностями. Во-вторых, музеи могут стимулировать широкие социальные изменения, воздействуя на общественное мнение, чтобы преодолеть негативные стереотипы и образы. Интересно, что в отечественной социокультурной практике в абсолютном большинстве случаев инклюзивный подход предполагает работу с людьми с инвалидностью.
Центр музейной инклюзии
Инклюзивные программы проводятся в Государственном музее истории религии с 2012 года. Центр музейной инклюзии был сформирован в 2016 году на базе Отдела образовательных программ и музейной педагогики.
Цель деятельности Центра – вовлечение лиц с инвалидностью в социум музейными средствами и формирование в обществе адекватного отношения к инвалидам. Основные задачи, которые мы ставим перед собой и успешно решаем:
-
работаем в качестве методического центра по вопросам создания доступной музейной среды;
-
обеспечиваем музей материальными и кадровыми ресурсами, чтобы постоянно повышать качество взаимодействия с лицами, имеющими инвалидность;
-
освещаем нашу деятельность, публикуя статьи в периодических изданиях профильной направленности;
-
организуем, проводим и участвуем в конференциях и других мероприятиях, посвященных вопросам создания доступной среды;
-
обучаем персонал музея принципам и правилам взаимодействия с посетителями, имеющими инвалидность;
-
создаем пул волонтеров для поддержки программ социокультурной направленности;
-
разрабатываем и реализуем программы социокультурной направленности по работе с инвалидами.
Программа «Светлый мир»
Программа действует с 2012 года. Целевая аудитория, с которой мы работаем, – слабовидящие дети младших классов коррекционной школы-интерната № 2 и ученики общеобразовательной школы № 232. Куратор программы – научный сотрудник Т. Е. Лузе. Партнеры проекта: Центр инклюзивного развития «Границ нет» и Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих.
Включение детей-волонтеров в музейную программу для слабовидящих – достаточно сложный процесс. Он невозможен без объединения усилий широкого круга специалистов и состоит из трех этапов. На первом этапе специалисты Центра инклюзивного образования «Границ нет» проводят обучение волонтерской аудитории, необходимое для взаимодействия со слабовидящими. Одновременно сотрудники школы-интерната на своей площадке готовят группу с сенсорными нарушениями и выявляют область возможных затруднений при посещении музея.
На втором этапе включаются музейные специалисты. В музее проводится встреча с волонтерами. Занятие состоит из образовательной и тренинговой составляющих. Волонтеры выбирают на экспозиции экспонаты, как соответствующие потребностям слабовидящей аудитории, так и неудачные с этой точки зрения. На этом этапе сотрудники музея выезжают в школу-интернат, где проводят пропедевтическое занятие и представляют презентацию музейных предметов. Этим обеспечиваются равные возможности для восприятия музейной информации всеми участниками.
Третий этап – встреча в музейном пространстве. Аудитория участников проекта объединяется в пары «волонтер – слабовидящий». Волонтер выступает как связующее звено между педагогом, музейной экспозицией и слабовидящим сверстником. При создании инклюзивной среды преимущества от общения получают все участники процесса. Об этом говорят результаты мониторинга: степень подверженности фобиям и предубеждениям по отношению к лицам с ОВЗ у волонтеров ниже, чем у их сверстников, не принимавших участие в программе.
Программа «Светлый мир» – победитель XV Международного фестиваля «Интермузей – 2013» в номинации «Музей для всех» и обладатель Почетного диплома жюри ежегодного конкурса «Музейный Олимп – 2015» в номинации «Музей – детям».
Программа «Голос Муз и Я»
Программа адресована неслышащим детям младшего и среднего школьного возраста. Реализуется с 2015 года, куратор – научный сотрудник Ю. В. Вдовиченко. Цель программы – преодоление отношенческих и средовых барьеров. В этом случае инклюзивная составляющая музейного ресурса помогает:
- активно использовать русский жестовый язык и дактильную азбуку (в отличие от процесса преподавания в школе глухих, где использование этих средств минимизировано);
-
включать глухого в активный диалог с помощью жестового языка;
-
осуществлять переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
-
формировать абстрактные понятия на базе жеста.
Разработана трехступенчатая адаптивная программа, построенная в соответствии со школьным курсом истории для специальных образовательных учреждений. Она включает пропедевтические занятия на базе школы, встречи на экспозиции, закрепляющие занятия. Волонтеры программы – слышащие воспитанники Юкковской школы-интерната, которые на базовом уровне владеют русским жестовым языком. В рамках программы создан первый в музеях Санкт-Петербурга видеогид на русском жестовом языке для глухих и слабослышащих посетителей.
Программа «Голос Муз и Я» – обладатель Диплома конкурса «Музейный Олимп – 2016» в номинации «Музей – детям».
Досуговый центр для слепоглухих людей «Прямой контакт»
Действует на базе ГМИР с 2015 года. Куратор – заведующая отделом И. Н. Донина. Музей истории религии стал первой и до настоящего времени пока единственной на северо-западе музейной площадкой, объединяющей на систематической основе слепоглухих людей. Организационное оформление произошло благодаря Фонду поддержки слепоглухих «Со-единение», который предоставил адресную базу и финансовые средства.
Слепоглухота – комплексное сенсорное нарушение, одновременное ослабление зрения и слуха. Это требует специальных методов трансляции культурологического сообщения. Прежде всего, это подлинные экспонаты из научно-вспомогательного фонда и язык общения. Тотально слепоглухим информация передается дактилированием. Также мы используем русский жестовый язык.
Цель проекта – преодоление экзистенциальной резервации слепоглухих людей музейными средствами. Для этого мы проводим ежемесячные тематические встречи на экспозиции музея, на площадках партнеров и в городской среде. Освоение городской среды предполагает изучение квартала, в котором находится музей, а выбор маршрутов по городу обусловлен тематикой нашего музея. Слепоглухие побывали в культовых сооружениях города – в Дацане, Синагоге, известных христианских храмах Санкт-Петербурга и пригородов. Проект «Досуговый Центр для слепоглухих людей “Прямой контакт”» стал обладателем Диплома финалиста Международного фестиваля музеев “Интермузей – 2019» в номинации «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие».
Ресурсные составляющие Центра музейной инклюзии:
-
экспонаты из Научно-вспомогательного фонда;
-
компетенции и опыт сотрудников музея;
-
спонсорская помощь;
-
деятельность Экспертного совета;
-
пул музейных волонтеров;
-
пространство «Начало начал» с экспозицией тактильного доступа.
Ирина Николаевна Донина – кандидат культурологии, заведующая отделом Образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии
Правообладатель предоставленных фотографий в статье: Государственный музей истории религии.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться