Максим Горький: «Люди, которых понимаешь сразу, люди без остатка — неинтересны»
Максим Горький: «Люди, которых понимаешь сразу, люди без остатка — неинтересны»
Персоналии

Максим Горький: «Люди, которых понимаешь сразу, люди без остатка — неинтересны»

Максим Горький (1928 г.). Правообладатель: Национальный музей Республики Татарстан, goskatalog.ru.

Опубликовано: 26 марта 2025 года

28 марта (16 марта по старому стилю) в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика Максима Савватьевича Пешкова и Варвары Васильевны Кашириной родился Алексей Максимович Пешков (1867  1936 г.г.), позднее получивший известность как писатель Максим Горький.

В жизни литератора произошло так много событий, что он написал целых три автобиографических произведения: «Детство», «В людях» и «Мои университеты». А портал «Культура Петербурга» в канун дня рождения классика расскажет: 
  • некоторые интересные факты из жизни Горького;
  • напомнит, какой след оставил литератор в топонимике Санкт-Петербурга;
  • познакомит с мнениями современников о писателе.

Максим Горький на теплоходе «Жан - Жорж». Правообладатель: Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, goskatalog.ru.

Интересные факты в биографии Максима Горького



Сам Горький был личностью интересной и неординарной, и такой же яркой и полной неожиданных поворотов была его судьба. Приведем лишь некоторые факты из биографии классика:

***

Факт 1. Настоящее имя писателя — Алексей Максимович Пешков. Псевдоним «Максим Горький» впервые был использован 12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» в подписи к рассказу «Макар Чудра». Считается, что имя «Максим» было выбрано в честь отца писателя, а фамилия «Горький» символизирует непростую литератора.
Рассказ «Макар Чудра», напечатанный в газете «Кавказ». Правообладатель: Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, goskatalog.ru.

***

Факт 2. В начале своей литературной карьеры Максим Горький использовал другой псевдоним. В 1895 году он переехал в Самару и начал публиковать статьи под именем «Иегудиил Хламида». В Самаре писатель прожил чуть дольше года и больше нигде не использовал этот псевдоним. Выбор псевдонима считается не случайным, поскольку, помимо обличения проблем трудовой жизни горожан, многие публикации и выступления были посвящены еврейскому вопросу. В 1969 году в киностудии «Ленфильм» появился биографический фильм «Невероятный Иегудиил Хламида» о жизни Горького в Самаре. 

***

Факт 3. С 1932 по 1990 год имя писателя носил его родной город — Нижний Новгород. В честь 40-летия литературной и общественной деятельности литератора мегаполис был переименован в Горький. В письме к нижегородскому журналисту и краеведу Фёдору Хитровскому классик сообщал: «Сегодня впервые написал на конверте вместо Н. Новгород — Горький. Это очень неловко и неприятно». 22 октября 1900 года городу вернули его историческое название.

***

Факт 4. Максим Горький был большим поклонником творчества Фридриха Ницше и считал себя его литературным последователем. Писатель даже носил усы, которые были похожи на растительность философа. В своих произведениях Горький создавал образ романтического героя, который, подобно ницшеанскому сверхчеловеку, оказывается в окружении злых и жестоких людей, лишенных духовности. Персонаж Горького так же, как и у Ницше, призван внести изменение в сонное прозябание мира. Во всех ранних произведениях Максима противопоставляются сверхчеловек и обыватель: Сокол — Уж, Буревестник — пингвины, Лойко Зобар и Радда — цыгане, Данко — его племя.

***

Факт 5. Горького неоднократно арестовывали по политическим мотивам и за революционную пропаганду. В 1905 году классика заключили в Петропавловскую крепость за «революционную прокламацию». Во время заточения Максима за него просили известные деятели искусства: скульптор Огюст Роден, композитор Джакомо Пуччини, философ Бенедетто Кроче, итальянские писатели Марио Раписарди, Грация Деледда и другие. Через месяц Горького освободили. Пока сидел, он написал пьесу «Дети солнца» и начал повесть «Мать».

***

Факт 6. Спустя шесть лет регулярной литературной деятельности, 25 февраля 1902 года, Горький был избран почетным академиком Императорской Академии наук по отделению изящной словесности. Император Николай II, возмущенный этим решением, оставил на документе язвительную пометку: «Более чем оригинально». Однако прежде чем Горький смог воспользоваться своим новым статусом, его избрание было аннулировано правительством. поскольку новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В знак протеста против этого решения писатели Чехов и Короленко отказались от членства в Академии.

***

Факт 7. Книги Горького появились в столице империи раньше самого писателя. В 1898 году «Очерки и рассказы» были опубликованы впервые именно в Санкт-Петербурге. Причем издатели решили рискнуть и выпустили сборник тиражом в 3000 экземпляров, хотя для малоизвестных литераторов тираж в 1000 экземпляров считался максимальным. В сборник вошли первые произведения Горького, сделавшие его знаменитым. Среди них: рассказ «Челкаш» (после опубликования которого в журнале «Русское богатство» в 1985 году к писателю пришла известность), а также «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

***

Факт 8. Максима Горького пять раз выдвигали на соискание Нобелевской премии по литературе, но так и не удостоили ее. В последний раз его кандидатуру рассматривали в 1933 году. Тогда в списке претендентов на награду были три русских писателя: Горький, Мережковский и Бунин. В итоге премию за «строгое искусство, с которым он продолжает традиции русской классической прозы» получил Бунин. Это была его пятая попытка, как и у Горького.

Максим Горький за письменным столом (1931). Правообладатель: Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, goskatalog.ru.***

Факт 9. Литератор стал одним из самых издаваемых писателей в Советском Союзе. С 1918 по 1986 год было опубликовано 3556 изданий его произведений общим тиражом 242,621 миллиона экземпляров. Если сравнивать с другими русскими писателями, то Горький уступал только Толстому и Пушкину. За свою жизнь Максим написал 16 пьес, 4 романа, 11 повестей и множество очерков и рассказов. В биографии классика упоминается, что в 30 лет он писал с большим количеством ошибок. У писателя не было аттестата об образовании, поэтому он не смог поступить в Казанский университет. В итоге от ошибок его сумела постепенно избавить только супруга, которая была профессиональным корректором и работала в издательстве. 

***

Факт 10. Горький стал одним из основателей Союза писателей СССР и первым председателем его правления. Максима называли «отцом литературы социалистического реализма и родоначальником советской литературы». Однако современные исследователи творчества классика подвергают сомнению или даже отрицают принадлежность гения к соцреализму. Их аргументы основаны на том, что произведения Горького, наиболее близкие к соцреализму, отражают идеи богостроительства, а после революции мастер не создал ни одного значительного произведения в этом направлении.
 Секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Жданов и писатель Максим Горький в президиуме Первого Всесоюзного съезда советских писателей. Правообладатель: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, mamm-mdf.ru.

***

Факт 11. Горький совершил переворот в гонорарной политике: издательство «Знание» платило за авторский лист в 40 тысяч знаков 300 рублей, в то время как конкуренты предлагали 30 рублей (в начале XX века стопка водки стоила 3 копейки, буханка хлеба — 2 копейки). Леонид Андреев за первую книгу получил 5642 рубля от «Знания» (вместо 300 рублей у киноиздателя Сытина), став состоятельным человеком. Горький ввел практику ежемесячных авансов, что было беспрецедентно для России. «Знание» авансировало Бунина, Серафимовича, Скитальца и других писателей. Новинкой стали гонорары от иностранных издательств и театров, которых «Знание» добилось, пересылая произведения зарубежным переводчикам и издателям до первой публикации в России. В декабре 1905 года Максим стал одним из учредителей иностранного книгоиздательства для русских авторов. Горьковское «Знание» явилось прообразом будущего Союза писателей СССР, включая финансовую и идеологическую стороны, став основой советской литературной политики.
Горьковские места в Ленинграде. Издательство «Знание». Правообладатель: Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, goskatalog.ru.

***

Факт 12. В эмиграции классик провел в общей сложности более 18 лет. Из них - 15 лет в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком, даже итальянским. 

***

Факт 13. 11 июня 1928 года был принят в почетные пионеры. Это сделала организация детей и подростков, существовавшая в СССР.  Классику тогда было 60 лет. Сам Горький в 1933 г. сказал писательнице и педагогу Лидии Сейфуллиной: «Меня теперь везде приглашают и окружают почетом. Был у пионеров — стал почетным пионером. У колхозников — почетным колхозником. Вчера посетил душевнобольных. Видимо, стану почетным сумасшедшим». 
Писатель Алексей Максимович Горький среди пионеров (1930-е). Правообладатель: Мультимедийный комплекс актуальных искусств, goskatalog.ru

***

Факт 14. Официальной супругой Максима Горького вплоть до смерти писателя была только Екатерина Павловна Пешкова (урожденная Волжина), поскольку их развод не был оформлен. На похоронах классика в июне 1936 года Екатерина присутствовала как его законная вдова, которой лично выразил соболезнование Сталин. В биографии ЖЗЛ не упоминается о фактической супруге Горького, актрисе Андреевой. Истинная роль этой женщины в жизни Максима была раскрыта лишь в 1961 году, после публикации воспоминаний друзей литератора. Однако на похоронах классика, согласно исторической фотографии у Колонного зала Дома Союзов, Екатерина Пешкова и Мария Андреева шли за катафалком в одном ряду, плечом к плечу.
Максим Горький и жена Екатерина Волжина с детьми — Максимом и Екатериной. Нижний Новгород (1902). Правообладатель: Литературный музей А.П. Гайдара, Арзамас, Нижегородская область.
Максим Горький и актриса Мария Андреева позируют художнику Илье Репину в усадьбе «Пенаты». Санкт-Петербург, 1905 год. Правообладатель: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, mamm-mdf.ru.

***

Факт 15. В апреле 1906 года Максим Горький прибыл в США для сбора средств на революцию в России по поручению Владимира Ленина и по приглашению миллионера Генри Уилшера. Вместе с актрисой Марией Андреевой, писатель поселился в нью-йоркском отеле «Бельклер». Американские СМИ выяснили и опубликовали информацию, что классик не был разведен с предыдущей женой и приехал с сожительницей. Эти факты стали основанием для обвинения Горького в двоеженстве. В результате чего пару выгнали из отеля, а другие гостиницы отказались принимать. Чета была вынуждена провести около недели в клубе молодых писателей на 5-й авеню, а потом русских знаменитостей приютили состоятельные супруги Престони и Джон Мартины. В ответ на инцидент Горький направил письмо в газету The Times со словами: «Я думаю, что этот неприятный акт против меня не мог исходить от американского народа. Мое уважение к нему не позволяет мне подозревать, что им не хватает такой вежливости в обращении с женщинами. Я думаю, что эта грязь заготовлена друзьями российского правительства. Моя жена — это моя жена, жена Максима Горького. Мы с ней оба считаем ниже своего достоинства пускаться в какие-либо объяснения по этому поводу. Каждый может говорить о нас все, что ему заблагорассудится. Нам остается только не обращать внимания на чужие сплетни. С нами будут лучшие люди всех стран».

Травля в СМИ не прошла бесследно — репутация Горького была испорчена, а его образ — очернен в сознании американских граждан.
Американские газеты рассказывают о личной жизни писателя. Правообладатель: Библиотека Конгресса США, www.loc.gov

***

Факт 16. Некоторое время спутницей писателя была баронесса Мария Игнатьевна Будберг. Именно ей Горький посвятил свой роман «Жизнь Клима Самгина». Близкие называли красавицу Мурой, а Максим Горький — «железной женщиной». Будберг занималась переводом произведений Горького на английский язык и редактированием его рукописей. Пара рассталась за несколько лет до смерти писателя, в 1933 году. После этого женщина переехала в Лондон, где жила с Гербертом Уэллсом.

В Советском Союзе о ее отношениях с Горьким было запрещено писать. После смерти писателя Мария Игнатьевна навсегда уехала в Англию. Больше она никогда не бедствовала: советское правительство оформило именно ее, а не законную жену Горького — Екатерину Пешкову, как наследницу зарубежных изданий Горького, гонорары за которые она получала вплоть до конца своих дней.

В Москве в свое время Марию считали тайным агентом Англии, в Эстонии — советской шпионкой, во Франции русские эмигранты одно время думали, что она работает на Германию, а в Англии, что она — агент Москвы. 
Справа: Максим Горький и Мария Игнатьевна Бенкендорф-Будберг-Закревская. Слева: Герберт Уэллс. Правообладатель: Моисей Наппельбаум / музей театрального и музыкального искусства, goskatalog.ru.


Память о Горьком в топонимике Санкт-Петербурга


С 1932 по 1992 год Большой драматический театр в Санкт-Петербурге носил имя своего основателя — Максима Горького. В 1992 году театр получил имя режиссера Георгия Товстоногова, который возглавлял его на протяжении 33 лет.

История театра началась в 1918 году, когда он был организован по инициативе Максима Горького и Марии Андреевой, актрисы МХТ «первого призыва» и комиссара театров и зрелищ Союза коммун Северной области. Как уже говорилось, артистка была гражданской женой классика. В августе 1918 года Мария Андреева подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии», который сегодня известен как БДТ.

Среди основателей театра был Александр Бенуа, художник и режиссер, один из столпов «Мира искусства». В апреле 1919 года Александр Блок стал председателем Директории (художественного совета) Большого драматического театра, а Максим Горький остался главным идеологом.

В 1920 году БДТ получил в свое распоряжение здание бывшего Малого театра (театра Суворина) на Фонтанке, 65, где располагается и в настоящее время.
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. Фото: Ирина Иванова.

В период с 1914 по 1921 годы Максим Горький жил и работал в квартире на Кронверкском проспекте, 23. Здесь классик с радостью встретил февральскую революцию и с грустью октябрьскую, разругался с Лениным и покинул свою квартиру в 1921-м, чтобы уже никогда сюда не возвращаться. В настоящее время на этом здании установлена мемориальная доска, являющаяся напоминанием о вкладе писателя в культуру и общественную жизнь.

В 1932 году в знак признания его 40-летней литературной и политической деятельности проспект, на котором Горький творил, был переименован в его честь, став символом эпохи и общественных изменений. В 1963 году имя литератора также было увековечено в названии станции метро, открывшей свои двери для жителей и гостей города. В 1991-м, когда историческому названию улицы было возвращено утраченное имя, станция «Горьковская» сохранила свое оригинальное название, тем самым продолжая хранить память о великом драматурге. Торцевую стену подземного зала украшает барельеф писателя с развевающимися волосами, а технические дверцы на путевых стенах оформлены в виде художественных решеток с изображением прославившего его буревестника.

А в начале Кронверкского проспекта перед зданием в центре небольшой площадки, отделенной от тротуара цепочкой молодых елочек, 28 марта 1968 года, в сотый день рождения Горького, открыт памятник пролетарскому писателю (авторы — скульпторы Вера Исаева и Руфин Габе, архитектор Евгений Левинсон).
Открытие памятника Горькому в Ленинграде (1968). Правообладатель: Государственный музей городской скульптуры, gmgs.ru.

Дворец искусств Ленинградской области (площадь Стачек, д. 4) ранее был известен как Дворец культуры имени Алексея Максимовича Горького.

Здание было возведено в 1925–1927 годах по проекту Александра Гегелло и Александра Дмитриева при участии Давида Кричевского и инженера Владимира Райляна и выполнено в стиле конструктивизма. Строение стало первым подобным сооружением в Ленинграде. За эту работу автор проекта Гегелло был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже. 

Дворец культуры был торжественно открыт 7 ноября 1927-го, а 8 июля 1929 года ему было присвоено имя Максима Горького. Кстати, на этом мероприятии присутствовал сам писатель.

В 2020 году Дворец культуры имени Горького перешел в ведение правительства Ленинградской области, которая до этого не имела крупной культурной площадки в Санкт-Петербурге. С тех пор центр стал называться Дворцом искусств Ленинградской области.
Дворец искусств Ленинградской области (бывший Дворец культуры им. А.М. Горького). Фото - Ирина Иванова-7592.jpg

Дом ученых имени М. Горького (Дворцовая набережная, д. 26) располагается во Владимирском дворце, который был построен для Великого князя Владимира Александровича, третьего сына Императора Александра II.  

Учреждение было открыто 31 января 1920 года по решению Петросовета и инициативе Петроградской комиссии по улучшению быта ученых (ПетроКУБУ). К слову, эта организация без преувеличения спасла от голодной смерти многих выдающихся деятелей российской науки и культуры. Алексей Максимович Горький сыграл важную роль в создании Дома ученых, поскольку в 1920 году возглавлял ПетроКУБУ.

Сегодня Дом ученых по-прежнему остается центром общения и культурного досуга для научной интеллигенции. Здесь работают 26 научных секций, проводятся международные конференции, творческие и деловые встречи с выдающимися людьми.
Правообладатель: Дом ученых им. М. Горького, дом-ученых.рф.

Самое уникальное наследие Максима Горького — это комната палехской лаковой миниатюры в Аничковом дворце. Писатель оказал значительное влияние на становление и развитие палехской лаковой миниатюры, привлекая значительные средства для ее поддержки. В 1936 году по приглашению Максима Горького бригада художников из Палеха, ранее занимавшихся иконописью, завершила роспись стен двух залов будущего Дворца пионеров в стиле палехской лаковой миниатюры. Помещения были названы в честь Пушкина и Горького.

Зал Горького украсили герои ранних романтических произведений писателя:
  • «Песня о Буревестнике», созданная художником Маркичевым;
  • «Песня о Соколе», созданная художником Зиновьевым;
  • «Легенда о Данко», созданная художником Буториным.
Комната сказок в Аничковом дворце
Многонациональный Петербург

Комната сказок в Аничковом дворце

 
Портрет Максима Горького в Аничковом дворце. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Вторая волна увековечения памяти Горького в топонимике пришлась на 1936 год, после кончины великого писателя. В Ленинграде эта тенденция выразилась в добавлении имени писателя к названию уже существующих культурных объектов. Так Сад Трудящихся, который носил это имя с 1920 года, стал Садом Трудящихся имени А.М. Горького. В настоящее время скверу возвращено историческое название — Александровский сад. Кроме того, типография «Печатный двор», расположенная на Гатчинской улице, 26, получила название «Печатный двор имени А.М. Горького». Однако в 2010 году она прекратила свою производственную деятельность.

К 1930-м годам относится присвоение имени Горького Научной библиотеке Ленинградского государственного университета, а также возникновение названий улиц Максима Горького в Сестрорецке и Стрельне. Название улицы в Стрельне связано с больницей имени М. Горького, которая до начала Великой Отечественной войны находилась в здании деревянного дворца Петра I на Больничной горке. Улица Максима Горького в Сестрорецке была переименована в честь писателя, который провел несколько месяцев в начале 1904 года на Сестрорецком курорте, размещаясь в Лечебном корпусе. Примечательно, что до этого магистраль носила название Авенариусская, которое было связано с именем основателя Сестрорецкого курорта, инженера и предпринимателя Петра Авенариуса.

Положительные отзывы современников о Горьком


Максим Горький в 1899 г. в Нижнем Новгороде (1899). Автор: Макисм Дмитриев. Правообладатель: Государственный ордена Почета музей А.М. Горького, goskatalog.ru.
Владислав Ходасевич (историк литературы и пушкинист): «В отличие от очень многих, он не гонялся за славой и не томился заботой о ее поддержании; он не пугался критики, так же как не испытывал радости от похвалы любого глупца или невежды; он не искал поводов удостовериться в своей известности, — может быть потому, что она была настоящая, а не дутая; он не страдал чванством и не разыгрывал, как многие знаменитости, избалованного ребенка. Я не видел человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький».  

***

Георгий Адамович (поэт-акмеист и литературный критик): «Был ли это очень большой писатель? Наиболее требовательные и компетентные из сверстников Горького оспаривали такое утверждение, оспаривают его и до сих пор. Следующее поколение отнеслось к Горькому иначе. На расстоянии открылась самая значительная в нем черта: наличие исключительной натуры, самобытной и щедрой личности. <…> В Горьком важно то, что это — первоисточник творчества. За каждой его строкой чувствуется человек, с появлением которого что-то изменилось в мире…» «…Он всегда претендовал — и претендовал основательно — на авторитет не только узкохудожественный, но и моральный… он был у самой черты духовного величия — и потерпел под конец жизни ужасное крушение…».

***

Юрий Анненков (художник и литератор): «Горький-художник отличался полным отсутствием профессиональной ревности, весьма свойственной, к сожалению, художественной среде. Величайшей для него радостью бывало найти, поддержать и выдвинуть новое литературное дарование. <…> Поиски молодых талантов, забота о поддержке нового поколения писателей не покидали Горького до его последних дней, причем он никогда не пытался прививать им свои литературные вкусы и взгляды: он всегда стремился помочь им выявить их собственную индивидуальность».

***

Лев Толстой (писатель): «Я очень, очень был рад узнать вас и рад, что полюбил вас. Аксаков говорил, что бывают люди лучше (он говорил — умнее) своей книги и бывают хуже. Мне ваше писанье понравилось, а вас я нашел лучше вашего писания».

***

Антон Чехов (врач и писатель): «…о Горьком судить трудно, приходится разбираться в массе того, что пишется и говорится о нем. Пьесы его „На дне“ я не видел и плохо знаком с ней, но уж таких рассказов, как, например, „Мой спутник“ или „Челкаш“ для меня достаточно, чтобы считать его писателем далеко не маленьким. „Фому Гордеева“ и „Трое“ читать нельзя, это плохие вещи, и „Мещане“, по-моему, работа гимназическая, но ведь заслуга Горького не в том, что он понравился, а в том, что он первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве, и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к протесту. И с христианской, и с экономической, и с какой хочешь точки зрения мещанство большое зло, оно, как плотина на реке, всегда служило только для застоя, и вот босяки, хотя и не изящны, хотя и пьяны, но все же надежное средство, по крайней мере оказалось таковым, и плотина, если и не прорвана, то дала сильную и опасную течь. Не знаю, понятно ли я выражаюсь. По-моему, будет время, когда произведения Горького забудут, но он сам едва ли будет забыт даже через тысячу лет. Так я думаю, или так мне кажется, и быть может, я и ошибаюсь».

***

Лев Троцкий (революционер): «На самом деле Горький войдет в книгу русской литературы, как непререкаемо ясный и убедительный пример огромного литературного таланта, которого не коснулось, однако, дуновение гениальности».

***

Александр Блок (поэт):  «… если и есть реальное понятие "Россия“, или, лучше, — "Русь", — помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и пр., то есть, если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, — то выразителем его приходится считать в громадной степени — Горького. <…> Но Горький больше того, чем он хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его „интуиция“ глубже его сознания: неисповедимо, по роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений, по „бесконечности идеала“ (слова В.В. Розанова) и по масштабу своей душевной муки, — Горький — русский писатель».

***


Ромен Роллан (писатель и музыковед): «Вы были словно высокая арка, переброшенная между двумя мирами — прошлым и будущим, а также между Россией и Западом».

***

Федор Шаляпин (певец): «Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того, что живу в одно время с тобой, еще имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях! Слышу и чувствую тебя глубоко, и душа моя всегда, когда я имею возможность чувствовать твою душу, наполнена неизъяснимой радостью».

***

Дмитрий Мережковский (поэт и философ): «Горький заслужил свою славу: он открыл новые, неведомые страны, новый материк духовного мира; он первый и единственный, по всей вероятности, неповторимый в своей области. При выходе в ту „страну тьмы и тени смертной“, которая называется босячеством, навсегда останется начертанным имя Горького». 

***

Корней Чуковский (поэт и публицист): «Горький не богоискатель, не правдоискатель, он только искатель счастья: счастье для него дороже правды, святее Бога, — и если Бог не даст человечеству счастья, Горький забракует такого никчемного Бога. И если правда не даст человечеству счастья, то да здравствует ложь».

***

Марина Цветаева (поэт): «26-го буду сидеть на эстраде и чествовать Бунина [Чествование Ивана Бунина русскими организациями по случаю присуждения ему Нобелевской премии по литературе в Париже 26 ноября 1933 г.]. Уклониться — изъявить протест. Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи. Но — так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому…».


Отрицательные отзывы современников о Горьком

Максим Горький. Правообладатель: Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, goskatalog.ru.
Иван Бунин (писатель): «Ни на кого из публики не глядел, сидел в кружке двух-трех избранных друзей из знаменитостей, свирепо хмурился, по-солдатски (нарочито по-солдатски) кашлял, курил папиросу за папиросой, тянул красное вино, — выпивал всегда полный стакан, не отрываясь, до дна, — громко изрекал иногда для общего пользования какую-нибудь сентенцию или политическое пророчество и опять, делая вид, что не замечает никого кругом, то хмурясь, то барабаня большими пальцами по столу, то с притворным безразличием поднимая вверх брови и складки лба, говорил только с друзьями, но и с ними как-то вскользь, — хотя и без умолку…».

***

Василий Розанов (религиозный мыслитель и философ): «Сам Горький, человек совершенно необразованный, едва только грамотный, или ничего не думал, или очень мало думал: за него думали другие, „лысые старички“ и „неспособные радикалы“».

***

Юлий Айхенвальд (литературный критик): «Колеблясь между природой и образованностью, он ушел от стихийного невежества и не пришел к истинному и спокойному знанию, и весь он представляет собою какой-то олицетворенный промежуток, и весь он поэтому, в общей совокупности своего литературного дела, рисуется нам как явление глубоко некультурное».

***

Зинаида Гиппиус (поэт и драматург): «Меня же Горький и не ранит (я никогда его не любила) и не удивляет (я всегда видела его довольно ясно). Это человек прежде всего не только не культурный, но неспособный к культуре внутренне».

***

Лев Толстой (писатель): «За ним всегда останется крупная заслуга. Он показал нам живую душу в босяке. Достоевский показал ее в преступнике, а Горький — в босяке. Жаль только, что он много выдумывает. Я говорю, разумеется, не о фабуле. Фабулу можно выдумывать. Я говорю о выдумке психологической. Допустим, вы пишете роман и рассказываете в нем, что ваш герой отправился на Северный полюс и, встретив там свою возлюбленную, обвенчался с ней. Выдумка вполне допустимая. Но если вы описываете душевное состояние приговоренного к смертной казни и заставите его думать и чувствовать так, как он при данных условиях не может, то это будет выдумка недопустимая, выдумка вредная».

***

Антон Чехов (врач и писатель): «Не понимаю, почему вы и вообще вся молодежь без ума от Горького? Вот вам всем нравится его „Буревестник“, „Песнь о соколе“… Но ведь это не литература, а только набор громких слов…».

***

Леонид Андреев (писатель и драматург): «Самая резкая и самая глубокая черта, более того: основание художественной индивидуальности Горького — это его деспотизм. Повелитель, властелин, деспот, не терпящий ни в ком противоречий, даже в себе самом. Если Горький противоречит Горькому, то он просто прикрывает его шапкой; и пусть под шапкой две головы — снаружи полное единство».





Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Персоналии
История
31.03

И Гоголь такой молодой…

1 апреля 1809 года родился Николай Гоголь.

30.03

153 года со дня рождения Сергея Дягилева, открывшего миру русское искусство

31 марта 2022 года исполняется 150 лет Сергею Павловичу Дягилеву — выдающемуся театральному и художественному деятелю, антрепренеру, создавшему триумфальные Русские сезоны и «Русский балет Дягилева».

80-летие Победы
27.03

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть пятая)

80-летие Победы
20.03

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть четвертая)

13.03

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть третья)

Смотреть все