Где в Северной столице можно проникнуться духом Поднебесной
Подборки мест Санкт-Петербурга

02 февраля 2024 года

Где в Северной столице можно проникнуться духом Поднебесной

Фото: Ирина Иванова.

Главным китайским праздником является Новый год по лунному календарю. Как правило, этот день приходится на конец января — середину февраля. В этом году он выпал на 10 февраля. «Культура Петербурга» решила рассказать об истории отношения стран, а также подготовила подборку мест в Северной столице, связанных с культурой и образованием Поднебесной.


Начало отношений, или путь в тысячу ли начинается с первого шага


Во время освоения Сибири и Дальнего Востока Россия решила урегулировать свои отношения с Китаем и вопрос о совместной границе. В августе 1689 года между Русским царством и Империей Цин был заключен Не́рчинский договор, впервые определивший торговые связи и границу между двумя государствами. В этом же месяце Пётр I сверг регентшу Софью и начал править самостоятельно. 

Пётр Алексеевич и император Канси обменивались официальными посольствами и дарами, которые впоследствии попадали в коллекции крупных музеев, а торговые караваны регулярно привозили товары в нашу страну.

Эти чайники были приобретены через Голландскую Ост-Индскую компанию и стали частью коллекции восточного фарфора Петра I. Однако и по сей день жива легенда, что их преподнес китайский император Канси в подарок Петру Великому. На протяжении всей своей истории бытования восемь чайников находились во дворце «Монплезир» в Петергофе. Фото: vk.ru/peterhof_museum.

В 1712 году Петербург стал столицей Российской империи и центром политической жизни государства, поэтому вопросы, связанные с Китаем, решались непосредственно здесь. Китайское посольство нанесло официальный визит в город на Неве в 1732 году уже после смерти Петра I при императрице Анне Иоанновне. Гости посетили Кунсткамеру и Императорскую Академию, Кронштадт и Петергоф. Считается, что это была первая официальная дипломатическая миссия Китая в Европу.

С развитием отношений между государствами возникла необходимость в переводчиках с китайского и маньчжурского языков, которых не было в Коллегии иностранных дел. Таким специалистом стал китаец Чжоу Гэ из Тобольска (этот город как административный центр Сибири связывал восточные страны с Центральной Россией).

Так в 1737 году в Петербурге появился первый постоянный житель из Поднебесной. Вскоре переводчика Коллегии иностранных дел Чжоу Гэ окрестили Фёдором Петровым и дали ему звание прапорщика.

Общение двух стран с веками претерпевало то взлеты, то падения.

Китайский фарфор дома – признак просвещенности 


Для многих образованных людей XVIII века, китайские предметы являлись напоминанием о восточных учениях. Любовь к роскоши сочеталась в коллекционировании этих вещиц со стремлением продемонстрировать широту кругозора и просвещенность ума. Так возникли фарфоровые комнаты, или же китайские кабинеты, где можно было прочувствовать образ жизни китайских интеллигентов, которым восхищались европейские философы того времени.

Несмотря на национальные мотивы в убранстве, сам интерьер организовывался на европейский манер: множество фарфоровых изделий располагались в углах и между картинами на специальных полочках-консолях.

Пётр I видел такой кабинет во время своей европейской поездки и захотел такой же себе. Так в его любимом загородном дворце «Монплезир» в Петергофе появился Лаковый кабинет, где император разместил коллекцию японского и китайского фарфора. Это помещение считается одной из самых первых «фарфоровых комнат» в России.

Посетителю, переступившему порог Лакового кабинета, покажется, что он попал внутрь изящной шкатулки.  Одиннадцать больших вертикальных чернолаковых панно, которые писали четырнадцать иконописцев, посвящены повседневным сценам китайского быта. Над ними и под ними — одиннадцать малых панно с изображениями летящих среди облаков сказочных птиц, драконов и журавлей. Центральным является панно над камином, изображающее сад китайского императора, перед которым танцуют девушки под музыку, исполняемую небольшим коллективом музыкантов. На резных золоченых полочках находится фарфоровая посуда. 

Где: Нижний парк в Петергофе.
Первая фотография: Лаковый кабинет, разрушенный во время войны. Вторая фотография: Лаковый кабинет после реставрации. Третья фотография: Лаковый кабинет (открытка Бориса Манушина). Фото: ГМИ СПБ / goskatalog.ru

Николай Карамзин создал «Истории государства Российского» в Китайской деревне


В Европе мода на вещи с Востока возникла под влиянием географических открытий XVI—XVII веков и конкретно в связи с деятельностью Голландской Ост-Индской торговой компании, которая начала привозить из Китая и Восточной Азии большие партии товаров: фарфоровой посуды, серебряных и золотых изделий, шелковых и хлопковых тканей, популярных среди знати. 

Так в конце XVII века появился стиль «шинуазри» для которого характерно использование традиционных мотивов и стилевых приемов китайского искусства в европейской архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве и костюме. Стиль часто критиковали, поскольку европейские мастера не слишком хорошо знали философию и культуру восточных стран. Однако китайские мастера ответили европейцам «встречным течением», расписывая изделия на «европейские сюжеты», иногда переложенные на китайский лад. Вскоре стиль «шинуазри» проник и в Россию.

Так в Пушкине, пригороде Санкт-Петербурга, по решению российской императрицы Екатерины II появилась целая китайская деревня для приезжавших ко двору знатных гостей и придворных. Она располагается за Крестовым каналом в Александровском парке, который сейчас входит в состав музея-заповедника «Царское село». Поселение проектировали архитекторы Василий Неелов и Антонио Ринальди, а строил - Чарльз Камерон, который опирался на рисунки и планы домов русской Духовной миссии и на альбом Уильяма Чемберса, который соорудил постройки в китайском стиле в парке Кью. С годами деревня неоднократно перестраивалась. 

Из восемнадцати задуманных одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только десять, поскольку, в связи со смертью императрицы, строительство было прервано. Украшением домиков стали изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов, расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую». 

В комплекс сооружений в китайском стиле входят: 
  • Большой Китайский мост с розовыми гранитными вазами и имитационным ветвям кораллов. На гранитных тумбах сидят скульптуры китайцев с фонариками на длинных шестах.
Большой китайский мост. Фото: ГМЗ «Царское Село», tzar.ru.
Большой китайский мост. Фото: ГМЗ «Царское Село», tzar.ru.
  • Через Крестовый канал параллельно друг другу переброшены цветные Малые Китайские мосты. Среди них особо выделяется Крестовый мост с небольшим каменным павильоном в китайском стиле.
Крестовский мост. Фото: ГМЗ «Царское Село», tzar.ru.
  • Большой и Малый капризы - искусственная насыпь, сделанная над дорогой с павильонами на Подкапризовой дороге между Екатерининским и Александровским парками. Говорят, что название связано с тем, что Екатерина II ввиду дороговизны возведения зданий очень долго размышляла, нужны ли они ей. В конце концов императрица решила: «Быть так, это мой каприз». К слову упомянем, что на содержание Царского Села при Екатерине II ежегодно выделялось 50 тысяч рублей. Для строительства Китайской деревни Камерону требовалось более 420 тысяч рублей, то есть в восемь раз больше. 

  • Руины китайского театра оперы, сгоревшего в начале Великой отечественной войны. Это был первый каменный оперный театр в России, который был назван китайским исключительно за внешний вид. Здесь итальянский композитор Джованни Паизиелло представлял свои новые оперы русской императрице, там же состоялась премьера домашнего спектакля Льва Толстого «Плоды просвещения». Тут Пушкин, еще учась в Царскосельском лицее, посетил несколько спектаклей большого китайского балета Шарля Дидло «Хензи и Тао или Красавица и чудовище»: декорации и костюмы выполнены в китайском стиле, более того, в самих танцах присутствует влияние китайского танца, как например, танцы с фонариками, колокольчиками, зонтиками. Позже Пушкин не прекращал читать книги о Китае и даже отправил Бенкендорфу просьбу - отправить его с посольством в Китай, однако получил отказ под предлогом того, что состав делегации согласуется с пекинским двором. 

  • Драконов мост, украшенный крылатыми драконами из цинка. В документах XVIII века его звали мостом «с чудовищными фигурами».
В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Николай Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского». Произведение осталось незавершенным в связи со смертью писателя. 

Где: Александровский парк Царского Села, Садовая ул., д. 7а. 

Китайская деревня. Фото: ГМЗ «Царское Село», tzar.ru.

Китай через призму рококо



Словом «рококо» обозначают стиль в мировом искусстве, который появился в XVIII веке во Франции. Рококо было не просто художественным направлением, а настоящей философией. Оно символизировало легкость и романтичность, пришедшие на смену величественному и торжественному барокко времен короля Людовика XIV. Отличительной чертой рококо стало насыщенное использование асимметричного орнамента на базе растительного завитка «рокайля» в сочетании с купидонами, тритонами, рогами изобилия.

Китайский дворец Екатерины II и Дворец Петра III, также созданный архитектором Антонио Ринальди,— это редкая постройка в стиле рококо на территории России, дошедшая до наших дней. Во второй половине XVIII века Антонио стал одним из первых итальянских мастеров, которые посетили далекую страну. Его фирменным стилем в архитектуре считается сочетание таких архитектурных направлений, как изящное барокко и новомодный классицизм, исповедовавший «благородную простоту и спокойное величие». 

Ринальди считался человеком, наделенный богатой фантазией, о чем свидетельствуют его проекты в «китайском вкусе». России мастер отдал 30 лет. А в 1770 годы проектировал Китайский театр и Китайский павильон в Царском селе. 

В 1762–1768 годы зодчий построил так называемый Китайский дворец, созданный по заказу Екатерины II как часть грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» будущей императрицы. Идея постройки «Домика, что в верхнем саду» возникла у царицы еще в период молодости, когда девушка жила в Ораниенбауме вместе с нелюбимым мужем Петром Фёдоровичем.

 «Вообще образ жизни, которую мы вели в Ораниенбауме, смертельно надоедал как мне, так и всем...», — писала будущая императрица. Устройство своей резиденции стало для Екатерины своего рода способом самовыражения: «Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме, и так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом… Я начала делать планы, как строить и сажать, и так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные разметы…». 

Екатерина II интересовалась китайской литературой и готовила к постановке китайские пьесы. Помимо 126 выбранных российских пословиц в свою знаменитую «Бабушкину азбуку» для любимых внуков она включила раздел «Китайские мысли о совести», весьма похожие на поучительные изречения и притчи Конфуция. Одно из высказываний звучит так: «В Китае все жители китайцы, и даже император - китаец».

Дворец Ринальди был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Бонштедта и Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада создали небольшие помещения-антикамеры.
Фото: peterhofmuseum.ru.

Здесь стоит оговорить очень важный момент. Китайский дворец получил свое название не из-за внешнего облика, а в первую очередь из-за интерьеров в восточном стиле. Здесь проявил себя наиболее полно стиль рококо, который в России нигде, кроме Ораниенбаума, распространения не получил. 

Уникальным видом отделки Картинного зала, а также Кабинета и Спальни являются росписи по лаку в стиле китайского декоративного искусства. Работы выполнены русским крепостным «лакирных дел мастером» Фёдором Власовым. Двести восемнадцать композиций размещены на дверях, панелях, оконных и дверных откосах дворца. Это своеобразные, наивные и трогательные фантазии на китайские темы, в которые русский художник «вложил» свое собственное представлено о далекой и загадочной для него стране.

Длительное время дворец, подобно «Монплезиру», именовался «Голландским домиком». Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров здания был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Где: Ломоносов, Верхний парк, д. 7.
Восточные интерьеры Китайского дворца. Фото: hpeterhofmuseum.ru.
Восточные интерьеры Китайского дворца. Фото: hpeterhofmuseum.ru.
Перед южным фасадом Китайского дворца на восточном берегу пруда находится павильон «Китайская кухня». История его создания восходит к 1760-1770 годам, когда Ринальди по обеим сторонам пруда предполагал построить два павильона, Фрейлинский и Кофейный, но сооружен был лишь первый из них.

В 1852-1853 годах немецкий архитектор Людвиг Бонштедт, в связи с реконструкцией Китайского дворца, перестроил павильон, получивший название «Китайская кухня». Китайскую пагоду напоминает только крыша строения. Здесь готовили блюда, которые доставлялись в Буфетную Китайского Дворца. 

Сейчас помещение закрыто на комплексную реставрацию. 

Павильон «Китайская кухня». Фото: peterhofmuseum.ru.


Покой и безмятежность - основные принципы китайского сада



Китайский садик расположен на территории Нижнего парка Петергофа рядом с Монплезирским дворцом. Архитектору Эдуарду Гану потребовалось облагородить пространство у Банного комплекса, который он перестраивал для Марии Александровны, супруги императора Александра II, чтобы та могла лечиться от чахотки. В результате зодчий разработал план Китайского сада в пейзажном стиле, который был воплощен садовником Бальтазаром и фонтанный мастером Штокмаром. 

В планировке сада были применены композиционные принципы японско-китайской ландшафтной архитектуры. Что это значит? 
Для китайца сад - это микрокосмос естественной природы, в котором житель Поднебесной чувствует защищенность от посторонних глаз, уединенность и покой, то есть сад - это спланированный хаос. 

При его создании соблюдаются четыре принципа: 
  • Рукотворные горы, напоминающие об острове Бессмертных и являющиеся символом добродетели, устойчивости и выносливости, соседствуют с водой - олицетворением бесконечности пространств и мечты. Размер элементов зависит от площади самого сада. В какой-то степени для китайца камень в саду - это тоже самое, что статуи в европейском парке.

  • Малая архитектура дополняет окружающую среду, а не выделяется из нее, поэтому в китайском саду популярны павильоны и беседки без стен или с огромными окнами.

  • Расположение и символизм растений. Например, сосна олицетворяла долголетие и упорство, а ива - дружбу и радость жизни. Абрикосовое дерево символизировало государственного чиновника, а бамбук - скромного искателя знаний. 

  • Разграничение пространства. За пределами одного пейзажа посетитель видит другой вид, например, через круглые арки или окна в стене, обходит искусственную горку или водоем. Из одной точки пространства он никогда не видит сад целиком, один пейзаж беспрерывно сменяет другой, как картина сменяет другую при прогулке сквозь галерею.
Сад должен сочетать в себе две стихии: женское начало - инь, воплощенное в воде и не отделяемое от окружающей среды высокими берегами или ограждениями, и мужское начало - янь, выраженное через композиции камней в пейзаже. Поэтому в центре даже небольших садов в китайском стиле обязателен пруд, через который перекидывается маленький каменный мостик. В японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам. 

Китайский сад в Нижнем парке Петергофа занимает 685 квадратных метров. Территориально он находится около морской террасы дворца Монплезир, стоящего на берегу Финского залива, между Банным корпусом дворца Монплезира, Ассамблейным залом и морской балюстрадой. 

Пейзажный ансамбль выделяется из окружающего природного ландшафта своими извилистыми тропинками, аллеями из цветного песка, скульптурами, белоснежными мостиками, фонтанами «Раковина» и «Ваза». Композиционным центром Китайского садика является искусственная горка, на вершине которой установлена мраморная скульптура «Амур и Психея», являющаяся копией с оригинала, а в низине холма находится грот, откуда ручьями стекает вода в небольшой пруд. 

Несколько упрощенная планировка сада напоминает о том, что это ансамбль был создан все-таки в 1860-х годах в Российской империи, а не в далекой стране Азии. 

Во время Великой Отечественной Войны ансамбль садика был уничтожен, но уже в 1955-1956 годах российские реставраторы восстановили и планировку, и белоснежные фонтаны. 

Где: Нижний парк Петергофа, Разводная ул., д. 2.

Китайский сад в Петергофе. Фото: peterhofmuseum.ru


Маленький уголок Шанхая


В 2003 году в центре старого Санкт-Петербурга появилась миниатюрная копия 400-летнего сада «Юй Юань», живописной достопримечательности китайского мегаполиса Шанхая. «Юй Юань» с китайского означает «Сад Радости», или «Сад Неторопливого Отдыха» и занимает две гектара. Его миниатюрная копия в Северной столице помещается на двух тысячах квадратных метров. 

Оригинальный сад был создан в качестве подарка для министра Пань Эня его сыном. Он хотел создать такое место, где его пожилые родители могли бы отдыхать и наслаждаться природой, пока он уезжал на службу. В китайской культуре почтительность считается одной из главный добродетелей для детей. 
Сад дружбы на Литейном. Фото: Ирина Иванова.

Все работы по обустройству Сада дружбы в Петербурге были выполнены китайскими мастерами, для чего специально из Шанхая привезли оригинальные китайские материалы, а каменные бочонки «тай ху ши» доставили с озера Тайху в Южном Китае.

В сквере нашлось место символизму, так низкорослые деревья, в первую очередь небольшие сосны олицетворяют мужество и долголетие, ивы — женственность, а яблони — плодородие.

Неудивительно, что Сад Дружбы погружает посетителя в атмосферу китайских традиций. На его территории расположена «Стена девяти драконов», защитников города. Они выполнены из керамики и покрыты цветной глазурью. В отличие от европейцев, китайцы считают дракона воплощением доброго начала ян и символом императорской власти, богатства и мудрости. Самые положительные, с их точки зрения, живут в воде. 
Стена девяти драконов. Фото: Ирина Иванова.

Согласно китайской легенде, повелителя водной стихии есть девять драконов-сыновей, которые помогают ему и каждый из которых является божеством в определенной области, а все вместе они - непобедимая команда защитников от любого зла. В Китае считается, что если девять драконов собрались вместе, то место их нахождения будет без конца процветать. Оформление стены в Петербурге отсылает к трем знаменитым стенам девяти драконов в Китае: в городах Датуне и в Пекине (парк Бэйхай и перед воротами Тайцзи в Запретном городе). 

Сакура в Саду дружбы. Фото: Ирина Иванова.

На территории ландшафтного комплекса находится «Пагода Дружбы», предназначенная для проведения чайных церемоний (для этого установлены каменные столики и стулья-бочонки), а так же медитаций. Пагоду охраняют от злых духов уже знакомые нам китайские львы. 

Раз в год цветет сакура. Неподалеку находится каменный мостик над небольшим искусственным водоемом с сооруженным при нем фонтаном. 

Сад дружбы был открыт в честь празднования трехсотлетия города на Неве как подарок от Шанхая, города-побратима Санкт-Петербурга.

Где: Литейный проспект, рядом с домами № 15 и 17.


Китайские стражи Северной столицы


При спуске к Неве на Петровской набережной в Санкт-Петербурге Вы встретите скульптуры мистических животных ши-цза, что в переводе с китайского означает «лев». 

По сути, Ши-цза не просто львы, а фантастические существа-хранители, полульвы-полулягушки. Согласно древней восточной традиции, в Китае такие скульптуры устанавливают парами по обе стороны от входа в храм, дворец и на кладбище. Справа от входа, как правило, устанавливают льва мужского пола, а слева – женского. Льва обычно можно опознать по открытой пасти и шаре под его лапой, который символизирует буддийское знание, которое несет свет в темноту и исполняет желания. У львицы, наоборот, пасть закрыта, а под лапой она держит львенка. Считается, что оскал льва отпугивает злых духов от охраняемого здания, а закрытая пасть не выпускает из него добро. На Петровской набережной оба льва раскрыли свои пасти.

Можно считать, что китайские львы охраняют первое построенное в городе жилое здание - домик Петра I, который находится напротив них через дорогу. 

Статуи были высечены из гранита в начале XX века в городе Гирин, расположенном в Маньчжурии, одной из областей Китая, для небольшого храма-молельни генерала Чана. Но, увы, военный скоропостижно скончался, а его преемник подарил львов Николаю Гродекову, помощнику приамурского генерал-губернатора, который интересовался историей и культурой азиатских стран и даже способствовал открытию Восточного института во Владивостоке. Высота каждой статуи составляет 4 метра 50 сантиметров, а вес – 2 тонны 400 килограмм. Гродеков решил подарить каменных ши-цза Санкт-Петербургу. 

Так в столице Российской империи в 1907 году появились китайские львы-хранители. Сначала их довезли до Владивостока на поезде, а оттуда в город на Неве перенаправили на пароходе «Соперник».

Для статуй были подготовлены постаменты с гравировкой «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н.И. Гродекова». 

Позже были переведены иероглифы, написанные на плитах гранитных скульптур: «Сей лев сделан (поставлен) в I и-рине в счастливый день 10-го месяца 32 года ныне царствующего императора династии Дай-цин, годы правления которого носят название Гуан-сюй, то есть продолжение славного царствования».

Изготовление постаментов и установку скульптур курировал архитектор Леонтий Бенуа.

Где: Петровская наб., д. 6.

Китайские львы-стражи Ши-Цза. Фото: Ирина Иванова.

Встреча с подлинным Китаем



Если в интерьерах XVIII века китайские предметы чаще всего представляют собой имитацию и стилизацию собственно китайских вещей, то в коллекциях музеев Петербурга можно увидеть подлинные артефакты. Эти собрания состоят в основном из даров китайского императора и послов. В дальнейшем фонды пополнялись путешественниками и учеными. 

Китайская коллекция в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН начала формироваться еще при самом самодержце. Первоначально она состояла не из предметов роскоши, а из вещей, отражавших повседневную жизнь китайцев, их верования и развитие науки. Теперь это одно из самых полных этнографических собраний Кунсткамеры, которое знакомит посетителей с жизнью народов многонационального Китая.
Китайская экспозиция в Кунсткамере. Фото: kunstkamera.ru.

В Эрмитаже хранится богатая коллекция памятников прикладного и изобразительного искусства, демонстрирующая различные этапы развития китайской цивилизации. В музее хранится 800 образцов китайского фарфора, около 300 экземпляров  расписных эмалей, небольшая коллекция живописи Поднебесной, ювелирные изделия, вееры… 

В трех залах Государственного Эрмитажа (№ 355–357) находится постоянная экспозиция «Культура и искусство Китая», посвященная периоду XVII–XIХ веков.
Китайская экспозиция в Эрмитаже. Фото: hermitagemuseum.org.
В 1960 годы в музее истории религии появилась экспозиция «Религии Китая», в которую вошли буддийская скульптура и утварь XVIII-XX вв., инвентарь для практик фэн-шуй и даосские ритуальные предметы. Раздел постоянной экспозиции рассказывает о национальных религиях Китая (даосизм, конфуцианство) и Японии (синото), а также о региональных формах буддизма. 
Фото: gmir.ru.


Китайская библиотека

Первая в России Китайская библиотека была открыта в 2015 году в Санкт-Петербургском государственной экономическом университете. Она была создана для развития международных отношений.

Библиотека оформлена в традиционном китайском стиле. Более 10 тысяч книг, альбомов, периодики и другой печатной продукции доставлено из Китая специально для экономического университета в Северной столице. Литература представлена на русском, китайском и английском языках и затрагивает самые разные сферы жизни современной Поднебесной: философию, политологию, историю, образование, культуру, науку и технологии, китайский язык.

Где: наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.
Китайская библиотека в Санкт-Петербурге. Фото: unecon.ru

След Конфуция в Северной столице


Древний мыслитель и философ Конфуций оказал глубокое влияние на жизнь Китая. Он верил, что хорошо организованное общество строится на надлежащем поведении отдельных людей. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. В эпоху правления династии Хань это учение о морально-этических догмах и нормах поведения человека было возведено в ранг государственной идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Течение сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Первые сведения о философии Конфуция доходят до России в конце XVII века. В записках русского посла Николая Спафария 1675 года в Пекине неоднократно упоминается о китайской культуре и конфуцианстве. 

В Петербурге есть Институт Конфуция. Проект реализуется при содействии Китайского государственного комитета по распространению китайского языка за рубежом (Штаб-квартиры Институтов Конфуция).

Партнером по созданию проекта «Институт Конфуция в СПбГУ» стал Столичный педагогический университет в Пекине, один из наиболее активных и современных центров обучения иностранцев китайскому языку в КНР. 

Базой для организации Института Конфуция в СПбГУ стал Восточный факультет, где уже более 160 лет ведется преподавание китайского языка.

Целью работы проекта является укрепление дружбы и взаимопонимания между Китаем и Россией путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни Поднебесной.

Где: Университетская наб., д. 11.

Одно из мероприятий Института Конфуция в СПбГУ. Фото: vk.com/ci.spbu.
«Китайский Новый год – Веселый праздник весны» Х Общегородской фестиваль (1 - 16 февраля 2024 года)
Фестивали
Народная культура

«Китайский Новый год – Веселый праздник весны» Х Общегородской фестиваль (1 - 16 февраля 2024 года)

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

20.04

Места Набокова в Петербурге

Единственное стихотворение Владимира Набокова о Петербурге начинается со строк: «Он на трясине был построен средь бури творческих времен: он вырос —...

Космос
10.04

Когда в музее — просто космос

Бесконечная Вселенная, такие разные планеты Млечного пути, загадочная Луна и прекрасная Земля — всё это стало ближе жителям нашей маленькой планеты 12...

14.03

Адреса Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге

17.02

Музеи армии, флота и военной техники

30.04

Памятники профессиям в Петербурге

Смотреть все