Опубликовано: 22 сентября 2021 года
Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в пространстве «Цех» продлила свою работу до 24 октября. Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор экспозиции, посвященной творчеству знаменитого американского поп-арт художника.
Работы Уорхола как зеркало отражают современный мир. Обращаясь к темам славы, богатства и власти масс-медиа, артист визуализировал механизмы существования общества потребления и показывал различные проявления культуры потребления.
На выставке представлены малоизвестные ранние работы и культовые произведения Энди Уорхола, сгруппированные кураторами по тематическому признаку. Также в залах выставлены работы русских поп-артистов и современных художников: В. Мамышева-Монро, А. Тер-Оганьяна, К. Звездочетова, Ю. Альберта, Е. Артеменко, Recycle Groupe, З. Исуповой и других.
.jpg)
Помимо погружения в мировое арт-пространство, выставка предлагает осмыслить советскую историю через темы американского поп-арта — ведь в СССР был культ потребления продуктов идеологии. Таким образом, проект обращается к проблемам потребления в самых разных проявлениях.
Уорхол жил в эпоху, отличающуюся высокой турбулентностью в различных сферах жизни: вокруг бурлили войны, закручивались политические скандалы, шла сексуальная революция, начался новый виток феминизма и расцвет музыкальной концертной культуры. По окончанию второй мировой войны Европа оказалась в кризисе, в, а Америке произошел экономический бум. В результате возникло общество потребления в современном виде и обслуживающая его реклама. Простым обывателям обещали исполнение «американской мечты» о доступности богатства и славы для каждого. В это время и зарождался поп-арт.
.jpg)
До этого в искусстве властвовали абстрактные экспрессионисты, рассуждавшие о тонких материях и образе творца-демиурга. Тем временем поп-арт художники обратили внимание людей на банальный мир повседневности, показав его красочность и привлекательность. Как раз в это время благодаря рекламе в повседневной жизни появилось много цвета, контрастов, китча. Новой эпохе, бурлящей множеством событий, нужно было новое искусство.
.jpg)
После постоянных политических скандалов и ужасов войны люди хотели расслабиться и расцветить жизнь яркими красками — произошел взлёт клубной и концертной культуры. Энди Уорхол стал частью богемной тусовки. Он создавал постеры, афиши, обложки альбомов популярных исполнителей. Представителей тусовки Уорхол превращал в объекты искусства. Слава превратилась в продукт на рынке.
.jpg)
.jpg)
Энди Уорхол (1928 — 1987 гг.) — воплощение «американской мечты» — сын иммигрантов из Восточной Европы, живущих в бедном американском городке Питтсбурге, стал легендой Нью-Йоркской арт-сцены. Но титул короля поп-арта он получил не сразу.
.jpg)
С 1945 по 1949 он постигал все тонкости графического дизайна в технологическом институте Карнеги. Получив образование, отправился в Нью-Йорк и там сменил имя Эндрю Вархола на знаменитое Энди Уорхол. В «Большом яблоке» его ждал успех на поприще коммерческой иллюстрации и оформления витрин. Уорхол выполнял заказы для Glamour, Vogue, Harper’s Bazaar. Художник в большом количестве создавал коммерческие изображения туфель, духов и предметов галантереи. Его талант как дизайнера отмечали не только издатели престижного глянца, он выигрывал награды, участвуя в профессиональных американских конкурсах.
Параллельно Энди стал создавать открытки и авторские книги. Такие издания он отправлял в качестве подарка редакторам крупных изданий, галеристам и коллекционерам в надежде получить от них заказы. Тогда же Уорхол понял, что карьеры знаменитого коммерческого иллюстратора ему недостаточно и начал заниматься живописью и рисунком. В 1952 прошла его первая персональная выставка в галерее Hugo Gallery. Он обратился к комиксам, но быстро отошел от этого, так как ими уже занимался другой поп-арт художник Рой Лихтенштейн. Период поиска был необходим для сложения фирменного стиля и стал прологом для самого плодотворного этапа, начавшегося в 1960-х, когда были сделаны наиболее знаменитые работы художника.
.jpg)
Уорхол создал столь популярную сейчас философию личного бренда художника, узнаваемую имидж-маску. Он по частям создавал свой отстраненный и загадочный образ, который вошел в историю. Энди стал первым среди художников XX века, кто сделал автопортрет одним из основных в своем творчестве, как это было у старых мастеров. Но при этом использовал фотографию, а не живопись. Русские художники продолжили пользоваться стратегиями самопрезентации. Например, Владислав Мамышев-Монро буквально проживал судьбы выбранных персонажей для фото-проектов и перфомансов.
.jpg)
Самый знаменитый образ, связанный с миром потребления, — банка супа Кэмпбелл. Впервые серия была выставлена в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1962 году. Выставка вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Начались споры, насколько художник может работать со столь низменными предметами повседневности. Показ стал поворотным в карьере Уорхола и принес ему славу. Тогда же он понял, что пора переходить к тиражной печати.

Линию продолжают работы русских художников, связанные с разоблачением системы потребления и накопления. Так, в прежние эпохи натюрморты, запечатлевавшие разнообразные яства, рассказывали о привычках, традициях, культурных особенностях. Теперь же их заменили одинаковыми продуктами массового потребления.

Новая «мифология» породила новых героев. Теперь общепит может прийти в каждый дом благодаря курьерам. А в сегодняшних реалиях они — настоящие герои.
Уорхол был большим любителем животных. Наиболее известная серия его работ на эту тему — «Вымирающие виды». Изображая животных (как и «звезд»), Энди показывает потребительское отношение людей к природе. Произошла подмена настоящего света искусственным излучением.










Все товары рано или поздно потеряют свой магнетизм и окажутся на свалке. Та же участь в метафорическом плане ждёт и кумиров общества. С помощью серии «Смерть и катастрофы» художник исследовал, как масс-медиа из человеческого горя делают информационные поводы и поднимают продажи изданий. Страшные новости же, повторяясь из раза в раз, постепенно теряют свою серьёзность и превращаются в жвачку, которую можно обсудить-пережевать и выплюнуть.
Выставку завершает одно из самых ранних и лирических произведений Энди Уорхола — «Золотая книга». В ней объединились изображения туфель, связанные с работой Уорхола как коммерческого иллюстратора, и нежные зарисовки природы. Здесь уже появилась тема смерти, которая прослеживается на протяжении всего творчества художника. Но присутствие трагического оттенка не бросается в глаза.

На основе материалов выставки.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться