Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в пространстве «Цех» продлила свою работу до 24 октября. Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор экспозиции, посвященной творчеству знаменитого американского поп-арт художника.
Работы Уорхола как зеркало отражают современный мир. Обращаясь к темам славы, богатства и власти масс-медиа, артист визуализировал механизмы существования общества потребления и показывал различные проявления культуры потребления.
На выставке представлены малоизвестные ранние работы и культовые произведения Энди Уорхола, сгруппированные кураторами по тематическому признаку. Также в залах выставлены работы русских поп-артистов и современных художников: В. Мамышева-Монро, А. Тер-Оганьяна, К. Звездочетова, Ю. Альберта, Е. Артеменко, Recycle Groupe, З. Исуповой и других.
![Фото: Алёна Абрамова / Фотокамера Polaroid EE 33. Энди Уорхол 1976 — 1982 Фото: Алёна Абрамова / Фотокамера Polaroid EE 33. Энди Уорхол 1976 — 1982](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(32).jpg)
Помимо погружения в мировое арт-пространство, выставка предлагает осмыслить советскую историю через темы американского поп-арта — ведь в СССР был культ потребления продуктов идеологии. Таким образом, проект обращается к проблемам потребления в самых разных проявлениях.
Уорхол жил в эпоху, отличающуюся высокой турбулентностью в различных сферах жизни: вокруг бурлили войны, закручивались политические скандалы, шла сексуальная революция, начался новый виток феминизма и расцвет музыкальной концертной культуры. По окончанию второй мировой войны Европа оказалась в кризисе, в, а Америке произошел экономический бум. В результате возникло общество потребления в современном виде и обслуживающая его реклама. Простым обывателям обещали исполнение «американской мечты» о доступности богатства и славы для каждого. В это время и зарождался поп-арт.
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Афиша джазового фестиваля в Монтрё (1986 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Афиша джазового фестиваля в Монтрё (1986 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(27).jpg)
До этого в искусстве властвовали абстрактные экспрессионисты, рассуждавшие о тонких материях и образе творца-демиурга. Тем временем поп-арт художники обратили внимание людей на банальный мир повседневности, показав его красочность и привлекательность. Как раз в это время благодаря рекламе в повседневной жизни появилось много цвета, контрастов, китча. Новой эпохе, бурлящей множеством событий, нужно было новое искусство.
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Лиз (Элизабет Тейлор)» (1982 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Лиз (Элизабет Тейлор)» (1982 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(28).jpg)
После постоянных политических скандалов и ужасов войны люди хотели расслабиться и расцветить жизнь яркими красками — произошел взлёт клубной и концертной культуры. Энди Уорхол стал частью богемной тусовки. Он создавал постеры, афиши, обложки альбомов популярных исполнителей. Представителей тусовки Уорхол превращал в объекты искусства. Слава превратилась в продукт на рынке.
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Проект обложки «Тайм: Майкл Джексон» (1984 г.) / Энди Уорхол Постер «Билли Сквайер» (1971 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Проект обложки «Тайм: Майкл Джексон» (1984 г.) / Энди Уорхол Постер «Билли Сквайер» (1971 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(25).jpg)
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол, The Rolling Stones «Love you live» (1977 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол, The Rolling Stones «Love you live» (1977 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(26).jpg)
Энди Уорхол (1928 — 1987 гг.) — воплощение «американской мечты» — сын иммигрантов из Восточной Европы, живущих в бедном американском городке Питтсбурге, стал легендой Нью-Йоркской арт-сцены. Но титул короля поп-арта он получил не сразу.
![Фото: Алёна Абрамова / Павел Пепперштейн «Энди» (2021 г.) Фото: Алёна Абрамова / Павел Пепперштейн «Энди» (2021 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(6).jpg)
С 1945 по 1949 он постигал все тонкости графического дизайна в технологическом институте Карнеги. Получив образование, отправился в Нью-Йорк и там сменил имя Эндрю Вархола на знаменитое Энди Уорхол. В «Большом яблоке» его ждал успех на поприще коммерческой иллюстрации и оформления витрин. Уорхол выполнял заказы для Glamour, Vogue, Harper’s Bazaar. Художник в большом количестве создавал коммерческие изображения туфель, духов и предметов галантереи. Его талант как дизайнера отмечали не только издатели престижного глянца, он выигрывал награды, участвуя в профессиональных американских конкурсах.
Параллельно Энди стал создавать открытки и авторские книги. Такие издания он отправлял в качестве подарка редакторам крупных изданий, галеристам и коллекционерам в надежде получить от них заказы. Тогда же Уорхол понял, что карьеры знаменитого коммерческого иллюстратора ему недостаточно и начал заниматься живописью и рисунком. В 1952 прошла его первая персональная выставка в галерее Hugo Gallery. Он обратился к комиксам, но быстро отошел от этого, так как ими уже занимался другой поп-арт художник Рой Лихтенштейн. Период поиска был необходим для сложения фирменного стиля и стал прологом для самого плодотворного этапа, начавшегося в 1960-х, когда были сделаны наиболее знаменитые работы художника.
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Иллюстрация из книги «В глубине моего сада» (1956 г.) / Иллюстрации из книги «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка» (1954 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол Иллюстрация из книги «В глубине моего сада» (1956 г.) / Иллюстрации из книги «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка» (1954 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(7).jpg)
Уорхол создал столь популярную сейчас философию личного бренда художника, узнаваемую имидж-маску. Он по частям создавал свой отстраненный и загадочный образ, который вошел в историю. Энди стал первым среди художников XX века, кто сделал автопортрет одним из основных в своем творчестве, как это было у старых мастеров. Но при этом использовал фотографию, а не живопись. Русские художники продолжили пользоваться стратегиями самопрезентации. Например, Владислав Мамышев-Монро буквально проживал судьбы выбранных персонажей для фото-проектов и перфомансов.
![Фото: Алёна Абрамова / Олег Кулик "Подготовка к перфомансу «Броненосец для вашего шоу» (2003 г.) / Борис Орлов «Автопортрет в имперском стиле» (1995 г.) Фото: Алёна Абрамова / Олег Кулик "Подготовка к перфомансу «Броненосец для вашего шоу» (2003 г.) / Борис Орлов «Автопортрет в имперском стиле» (1995 г.)](/old/images/documents/articles/2021/Энди%20Уорхол%20(5).jpg)
Самый знаменитый образ, связанный с миром потребления, — банка супа Кэмпбелл. Впервые серия была выставлена в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1962 году. Выставка вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Начались споры, насколько художник может работать со столь низменными предметами повседневности. Показ стал поворотным в карьере Уорхола и принес ему славу. Тогда же он понял, что пора переходить к тиражной печати.
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Суп Кэмпбелл» (1982 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Суп Кэмпбелл» (1982 г.)](/upload/medialibrary/d36/ru2dqb4ht573439uybubdq26z0aclmso.jpg)
Линию продолжают работы русских художников, связанные с разоблачением системы потребления и накопления. Так, в прежние эпохи натюрморты, запечатлевавшие разнообразные яства, рассказывали о привычках, традициях, культурных особенностях. Теперь же их заменили одинаковыми продуктами массового потребления.
![Фото: Алёна Абрамова / Виктор Пономаренко, Nihil habeo, nihil timeo (2020 г.) Фото: Алёна Абрамова / Виктор Пономаренко, Nihil habeo, nihil timeo (2020 г.)](/upload/medialibrary/81f/vb62c2s0t37qon4uo2jj6xxp2mt7lx35.jpg)
Новая «мифология» породила новых героев. Теперь общепит может прийти в каждый дом благодаря курьерам. А в сегодняшних реалиях они — настоящие герои.
Уорхол был большим любителем животных. Наиболее известная серия его работ на эту тему — «Вымирающие виды». Изображая животных (как и «звезд»), Энди показывает потребительское отношение людей к природе. Произошла подмена настоящего света искусственным излучением.
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Везувий» (1985 г.) / Энди Уорхол Страница из книги «Вымирающие виды» (1986 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Везувий» (1985 г.) / Энди Уорхол Страница из книги «Вымирающие виды» (1986 г.)](/upload/medialibrary/213/sskyzfqd865n5xemnvyiucpumtud078p.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/upload/medialibrary/d73/4qxgkiq253yg5e37tb3khj3p5nm9rlkl.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/upload/medialibrary/a18/foh4tk01nn0c1o0hbftg8405we5d4zz0.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/upload/medialibrary/d7c/dft64gxkzb55iscwdbxiyyh6sssvc2wc.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова / Елена Китаева и Леонид Парфёнов «Новые деньги, 50 рублей Гагарин» (1996 г.) Фото: Алёна Абрамова / Елена Китаева и Леонид Парфёнов «Новые деньги, 50 рублей Гагарин» (1996 г.)](/upload/medialibrary/783/kahq9qyaqjyw8fnorixaqzgh9yyq66sp.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова / Ольга Тобрелутс «Доллар» (2019 г.) Фото: Алёна Абрамова / Ольга Тобрелутс «Доллар» (2019 г.)](/upload/medialibrary/81d/3pneqopn811x9fgm5il9blthdg9wjmnp.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/upload/medialibrary/121/52sxghem04jyk3yflgppvtpyfmpgr6sp.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова / Ростислав Лебедев «Русский пантеон» (2011 г.) Фото: Алёна Абрамова / Ростислав Лебедев «Русский пантеон» (2011 г.)](/upload/medialibrary/00c/6fa048z140j51v6a0vym4lrbi4g5htgj.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова: Энди Уорхол «Ингрид Бергман» (1983 г.) / Энди Уорхол «Санта Клаус» (1980 г.) / Энди Уорхол «13 самых разыскиваемых преступников. No 11. John Joseph H.» (1967 г.) Фото: Алёна Абрамова: Энди Уорхол «Ингрид Бергман» (1983 г.) / Энди Уорхол «Санта Клаус» (1980 г.) / Энди Уорхол «13 самых разыскиваемых преступников. No 11. John Joseph H.» (1967 г.)](/upload/medialibrary/e05/dopfp0afebsetlbn18c0cfmdkbi9rer8.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Мэрилин Монро» (1984 г.) Фото: Алёна Абрамова / Энди Уорхол «Мэрилин Монро» (1984 г.)](/upload/medialibrary/0d6/vttvwcs9intpwa8jiqpe5zrkyeubgjnd.jpg)
Все товары рано или поздно потеряют свой магнетизм и окажутся на свалке. Та же участь в метафорическом плане ждёт и кумиров общества. С помощью серии «Смерть и катастрофы» художник исследовал, как масс-медиа из человеческого горя делают информационные поводы и поднимают продажи изданий. Страшные новости же, повторяясь из раза в раз, постепенно теряют свою серьёзность и превращаются в жвачку, которую можно обсудить-пережевать и выплюнуть.
Выставку завершает одно из самых ранних и лирических произведений Энди Уорхола — «Золотая книга». В ней объединились изображения туфель, связанные с работой Уорхола как коммерческого иллюстратора, и нежные зарисовки природы. Здесь уже появилась тема смерти, которая прослеживается на протяжении всего творчества художника. Но присутствие трагического оттенка не бросается в глаза.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/upload/medialibrary/ded/q37vy1ykon362v13b60f7w80rpchhema.jpg)
На основе материалов выставки.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться