Покидая «Полторы комнаты». Репортаж из музея Иосифа Бродского
Репортажи и рецензии

Покидая «Полторы комнаты». Репортаж из музея Иосифа Бродского

Фото: Ирина Иванова

Опубликовано: 23 мая 2022 года

24 мая 1940 года родился Иосиф Бродский — один из главных русских поэтов XX века и почетный гражданин Санкт-Петербурга. В ожидании памятной даты мы побывали в Доме Мурузи, где Бродский провел важнейшие годы жизни — период своего творческого становления.

В коммунальной квартире № 28 семья Бродского жила с 1955 по 1972 год. Когда Иосиф с родителями переехал в эту квартиру, ему было 15 лет, а в 32 года он в последний раз переступил ее порог, покидая Россию навсегда.

Идея открыть здесь музей возникла у друзей поэта еще в 70-х годах — сразу после того, как он отправился в эмиграцию. Много лет воплощению их замысла мешали финансовые трудности, бюрократические проволочки и пресловутый «человеческий фактор». Приступить к созданию музея Михаил Исаевич Мильчик и Яков Аркадьевич Гордин смогли лишь в конце 90-х.

Фото: Ирина Иванова

В 1999 году друзья поэта основали целевой фонд и занялись выкупом помещений коммунальной квартиры. За пять лет им удалось получить 4 из 5 комнат, но хозяйка последней наотрез отказалась покидать квартиру, в которой прожила всю жизнь. Решить эту проблему получилось лишь в 2018 году — музею пришлось выкупить целую квартиру по соседству и организовать через нее отдельный вход на экспозицию.

Сегодня пространство музея делится на экспозиционную и мемориальную части. В соседней квартире в начале 2000-х был сделан капитальный ремонт, поэтому исторический слой здесь был практически полностью уничтожен. Чтобы вернуть этим стенам ощущение подлинности, архитектор и однофамилец поэта Александр Бродский предложил радикальное решение — ободрать отделку вплоть до дранки и населить это оголенное пространство предметами-ассоциациями.

Фото: Ирина Иванова

Выставочное пространство сложно назвать «экспозицией» в полной мере — здесь царит концепция опустошенности. Главной составляющей для полного погружения в мир Бродского становится экскурсия. Прогулка по экспозиции длится около двух часов, и за это время посетители постепенно включаются в контекст эпохи, затем знакомятся с коммунальным бытом, в голове начинают вырисовываться образы бывших соседей Бродского, и лишь в конце гостей ждут сами «Полторы комнаты» и очень личное знакомство с поэтом.

Попадая внутрь, посетители сначала оказываются в «гостиной» — это комната соседской квартиры, которая граничила с коммуналкой Бродских. Центральный экспонат зала — стеллаж с книгами, которые частично повторяют коллекцию самого Бродского. Рядом можно сесть в одно из винтажных кресел у камина и посмотреть отрывки из трофейных фильмов, которые крутили в кинотеатрах, когда поэт был молодым. В книжной лавке при входе продаются современные издания о Бродском и его эпохе.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Второй стороной грандиозный книжный стеллаж выходит в еще одну комнату примыкающей квартиры. Тут также можно присесть за стол с книгой, выпить кофе в кафетерии или оценить вид из окна на Спасо-Преображенский собор. Именно здесь начинается подробная экскурсия по музею, а по соседству разместился кинозал.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Последний зал на пути к мемориальной части квартиры получил название «Комната с мусором». Вдоль стен здесь стоят витрины с вещами, найденными между слоями паркета в ходе реставрации «Полутора комнат». Лезвие бритвы, обрывок газеты, фрагмент открытки с подписью Brodsky. Эти разрозненные клочки — то малое из подлинного, что осталось в квартире от Бродского и его родителей. Здесь же на стене дана проекция с отрывком из документального фильма о Бродском, где он говорит о своем желании увековечить память родителей, написав о них на английском. Ведь несмотря на трепетное отношение поэта к русскому языку, рассчитывать на публикации на родине ему не приходилось.

Фото: Ирина Иванова

Переступая порог квартиры 28, мы на самом деле проходим сквозь стену. Здесь находится самый маленький зал экспозиции — библиотека с изданиями Бродского разных лет. В их числе есть редкие прижизненные публикации, а также англоязычные сборники. Под стеклом витрины можно рассмотреть самые ценные экземпляры и познакомиться с Бродским-художником по его рисункам.

Фото: Ирина Иванова

С библиотекой граничит комната ближайших соседей Бродского с видом на Преображенскую площадь. Из оригинальных предметов здесь сохранился встроенный шкаф в нише между комнатами, раковина и пианино, звуки которого поэт описывал в своих воспоминаниях.

В центре комнаты устроена витрина с кабинетом Бродского — на импровизированном столе из фанеры стоит оригинальная пишущая машинка, выпуск журнала New Yorker с его публикацией, сборник стихов самиздата, алюминиевая турка для кофе и другие мемориальные предметы. В будущем фанерный стол заменит оригинальный кабинет Бродского из Бруклина, сейчас он хранится в Музее Анны Ахматовой.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Несколько шагов по коридору, и вот мы оказываемся в самих «Полутора комнатах». Сразу бросается в глаза, что все здесь — другое. В первую очередь, это уникальный мавританский декор на стенах и потолке — во многих комнатах от декоративных панелей избавлялись, а здесь их сохраняли на протяжение долгих лет. Под слоями снятых обоев реставраторы обнаружили именно тот цвет, который по сохранившимся свидетельствам был здесь при Бродских.

Фото: Ирина Иванова

Здесь начинается, пожалуй, самая интересная часть экскурсии — большая ее часть разворачивается в воображении слушателей. Благодаря фотографиям и проекциям на опустевших стенах проступают силуэты предметов, некогда населявших эту квартиру. Читая цитаты поэта, закрепленные на пюпитрах, мы смотрим на это пространство уже его глазами. Если повезет, в ходе экскурсии можно даже заглянуть на знаменитый балкон, где Иосифа много лет подряд фотографировал отец, скурпулезно фиксируя на пленку изменения в его облике.

Фото: Ирина Иванова

Совершенно неслучайно это пространство оказывается таким опустошенным. Мы, конечно, могли обратиться в архивы, музеи города и запросить предметы, аналогичные тем, которые стояли в этой комнате. Но замысел был в том, чтобы показать связь не через предмет, а именно через пространство. Для нас это является предельным уровнем подлинности, который сближает нас с Бродским.

Павел Степанов, экскурсовод

Фото: Ирина Иванова

Здесь же, в «Полутора комнатах», мы узнаем об исключительной роли друзей в сохранении наследия Бродского. Стараниями Михаила Мильчика и Якова Гордина сохранились уникальные фотосвидетельства о быте поэта в этих стенах, именно они до конца жизни поддерживали его родителей и много лет боролись за право создать в этом пространстве музей Бродского и его эпохи.

Сегодня музей продолжает держать связь с друзьями поэта и активно работать над пополнением фондов. В ближайшем будущем в его стенах появятся новые экспонаты, и мы обязательно вернемся, чтобы рассказать о них.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Инклюзия
16.09

X международный «Санкт-Петербургский Бал на колесах» подарил участникам радость и надежду

13.09

В Петербурге отпраздновали 300-летие перенесения мощей князя Александра Невского

Книги
12.09

Писатели сообщили неизвестные данные о жизни святого Александра Невского

Книги
Блокада Ленинграда
08.09

Какие подвиги совершали дети во время блокады?

Книги
21.08

Что почитать в День российского офицера?

Смотреть все