Опубликовано: 15 апреля 2022 года
25 апреля 1922 года в Русском музее был основан Отдел реставрации. К 100-летию реставрационных мастерских и к 350-летию со дня рождения Петра I музей подготовил выставочные проекты. Прогуляемся по мастерским, посмотрим на предметы искусства и узнаем о работе реставраторов.
Русский музей и реставрация
Реставратор, или «врачеватель» произведений искусства, — это уникальная профессия, нацеленная на сохранение культурного наследия.
Реставрационная деятельность — важная часть работы каждого музея. Произведения искусства нуждаются в бережном обращении, в правильном хранении, в постоянном наблюдении за их состоянием, в консервации и восстановлении. Главная задача реставратора — вернуть произведение к художественному замыслу автора, привести его в состояние, максимально близко к изначальному. Продуманно, последовательно, внимательно, терпеливо, с любовью к делу. Здесь нет места спешке.
Ольга Анатольевна Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей:
Реставрация предметов музейного фонда — это возможность сохранить их на более долгие годы и передать последующим поколениям зрителей, музейных сотрудников и реставраторов… Мы не обновляем, не дописываем за художника.
Русский музей занимается реставрацией предметов коллекции с момента своего основания императором Александром III в 1898 году. Особое подразделение — Служба реставрации музейных ценностей — в силу обстоятельств, возникло только в 1922 году. За сто лет существования сотрудники Службы реставрировали произведения из музейной коллекции, а также художественных собраний Петрограда и северных областей России, работали в годы блокады, занимались консервацией и приведением коллекции в экспозиционное состояние после возвращения памятников искусства из эвакуации. За это время были творчески переосмыслены традиционные методы российской школы реставрации и созданы новые методики консервации различных материалов.
Реставрационные мастерские и лаборатории Русского музея работают с графикой, древнерусской живописью, деревянной, гипсовой и каменной скульптурой, декоративной резьбой и мебелью, тканями, декоративно-прикладным искусством, картинными рамами, экспонатами в смешанных живописных техниках, художественными изделиями из керамики, стекла и металла. В 2005 году в Мраморном дворце была создана Мастерская по реставрации современных арт-объектов. В прошлом году в музее открылся фонд старой фотографии. Теперь в планах создание реставрационной мастерской фотографии.
Служба реставрации музейных ценностей Русского музея сегодня — это современный научно-реставрационный центр, состоящий из 13 мастерских (в том числе Отдела химико-биологических исследований), где работают 89 специалистов высокого профессионального уровня. Они проводят всестороннее технологическое исследование памятника до начала реставрационных работ и на его основе вырабатывают оптимальные и безопасные методы вмешательства, разрабатывают программу, документируют процесс и контролируют качество работ на всех этапах реставрации. Ежегодно мастера восстанавливают около 4000 экспонатов, созданных в разное время в различных техниках и материалах. В коллекции музея 421 795 предметов, и она ежегодно пополняется примерно 1500 объектами.
Мастерские
Отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла
Заведующая отделом, художник-реставратор высшей категории Мария Александровна Бессмертная наносит глянцевое и матовое золочение на фарфоровое изделие.
Отдел занимается холодной реставрацией (без обжига). В печи предметы часто деформируются, поэтому трудно рассчитать усадку фарфора. Кроме того, реставраторы восстанавливают утраченные детали по аналогичным элементам, взятым с родственных образцов, которые всегда не идентичны и выглядят чуть иначе. Возникают дополнительные хлопоты при посадке элементов по месту. Холодная реставрация помогает избежать этих трудностей.
Одно из самых известных произведений искусства, отреставрированных здесь, — камин Михаила Александровича Врубеля «Вольга и Микула».
Отдел реставрации тканей
Сотрудники мастерской работают со старинными и современными предметами, созданными в период с XV века до наших дней. Все вещи разные, уникальные и требуют своих методов реставрации. В работе специалистам помогают хирургические инструменты и умелые руки.
Вышивка бисером XVIII века. В свое время такие предметы стоили дороже мебели.
Это уникальная кукла в костюме боярыни Костромской губернии, с которой в детстве играла императрица Елизавета Петровна. В стране таких всего 14. Куколка была деформирована и оказалась практически плоской. Реставраторы вернули ей объем, восстановили наряд. Сейчас ее готовят к предстоящей выставке.
Специалисты отдела проводят работы по расчистке и укреплению предметов искусства Древней Руси.
Недавно в отдел поступил мундир Петра I, который будет среди экспонатов выставки к юбилею императора. Мундир был сшит при вступлении Петра в чин капитана Преображенского полка. Реставрация займет несколько лет и продолжится после выставки.
Портрет-шпалеру с изображением Петра I, отреставрированный в 1970-х годах в технике гобеленового ткачества, также можно будут увидеть на юбилейной выставке.
Сотрудники отдела работают с современными материалами, которым они придают «исторический» вид. Также в мастерской есть специальный сундучок, хранящий запасы, оставленные рестовраторами-предшественниками.
Специалист покрывает филонь тончайшей тонированной шелковой нитью, полученной из современной ткани.
Отдел реставрации фанерованной мебели
Фанера — это тонкий срез древесины красивого рисунка и цвета. Из-за изогнутого направления волокон она не подходит для создания конструкции. Поэтому корпус изделия создается из простой технологичной древесины. На ее поверхность, как декорация, наклеивается тонкий слой древесины до 1.5мм толщиной.
Внутри этого уникального бюро, на дверце потайного ящика, была обнаружена подпись автора и дата изготовления. Сотрудники смогли найти документ, в котором упоминался этот мастер — он был участником конкурса на изготовление резных изделий для Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Юрий Николаевич Макаров, заведующий отделом, художник-реставратор высшей категории, держит в руках образцы розового дерева. Чтобы провести реставрацию бюро из красного дерева, современный материал обрабатывают ультрафиолетом и состаривают.
Благодаря рентгену, ультразвуку, анализу микроскопической структуры древесины, химическому анализу и другим методам исследования специалисты до начала реставрации могут понять вещь, с которой предстоит работать, и избежать ошибок.
Отдел реставрации золоченой резьбы
Специалисты отдела работают с золочеными предметами и памятниками с красочным слоем на деревянной основе.
На реставрации в мастерской находится рама к картине «Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро» Карла Павловича Брюллова. Это историческая рама, в которой картина экспонировалась в залах музея.
Во время блокады картина уехала в эвакуацию, а рама осталась в подвалах музея. Тяжелые условия хранения сказались на ее состоянии: была потеряла часть резного декора, отслоился золоченый грунт, началось поражение плесенью, из-за чего пропал былой блеск. Более 70 лет картина существует в другом обрамлении. Ведется длительная работа по консервации оригинальной рамы. Сотрудники надеются, что в скором времени она воссоединится с картиной.
К сожалению, углы рамы не сохранились. Было принято решение начать их реконструкцию. Благодаря мастерству специалистов удалось воссоздать утраченные детали по старой фотографии экспозиции, когда картина находилась в исторической раме. Основная сложность заключалась в том, что фотография не показывает глубину рельефа.
Сектор реставрации резных икон и деревянной скульптуры
Специалист восстанавливает скульптуру после предшествовавшей неудачной реставрации: удаляет лак и делает его разрядку для раскрытия авторской тонировки.
Отдел реставрации станковой древнерусской живописи
Специалисты мастерской раскрывают авторскую живопись, послойно убирая наслоения микроскальпелем.
Рудольф Александрович Кесарев, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации древнерусской живописи.
Отдел реставрации станковой масляной живописи
В свое время на этом столе реставрировались потолочные плафоны из Летнего дворца.
Специалисты используют утюги для профилактической заклейки. Благодаря весу и нагреву клей проникает в красочный слой картины и восстанавливает связь красочного слоя с грунтом и холстом.
Это маленький утюжок для локального использования.
На юбилейную выставку к столетию мастерских отправится отреставрированная картина «Вид Колизея в Италии» (XIX в.) неизвестного художника. В данный момент атрибуцией занимаются фондовые отделы. Ранее полотно было разрезано на шесть частей (скорее всего, для удобной транспортировки) и в таком виде поступило на реставрацию.
Для экспозиции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I, специалисты отреставрируют картину Ивана Константиновича Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
В предшествующие годы над картиной велись только косметические работы с дефектами (утратами, прорывами). В этот раз полотно проходит комплексную реставрацию. Технологические исследования позволили определить палитру и понять, чем можно удалить следы предыдущих вмешательств. Специалисты утончат слой желтого лака, которым картину покрыли в XX веке. Благодаря этому появятся нюансы, детали и вернется более холодная авторская палитра. Будут сделаны профессиональные тонировки. На поверхности оставят тонкую пленку авторского лака. Мастера работают только с привнесенным позже и с утратами, без внедрения в авторскую живопись.
Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории по масляной живописи.
Выставки
С 21 апреля по 18 июля в Корпусе Бенуа пройдет выставка, посвященная высочайшему мастерству реставраторов. Посетители узнают о работе мастеров за сто лет и увидят около 330 отреставрированных произведений искусства.
В залах готовится экспозиция.
К выставке подготовлен каталог. В него вошло больше 400 работ, а список реставраторов насчитывает более 300 имен.
Также часть реставрируемых предметов можно будет увидеть на экспозиции, посвященной юбилею Петра I.
Заставка: Ирина Иванова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться