25 апреля 1922 года в Русском музее был основан Отдел реставрации. К 100-летию реставрационных мастерских и к 350-летию со дня рождения Петра I музей подготовил выставочные проекты. Прогуляемся по мастерским, посмотрим на предметы искусства и узнаем о работе реставраторов.
Русский музей и реставрация
Реставратор, или «врачеватель» произведений искусства, — это уникальная профессия, нацеленная на сохранение культурного наследия.
Реставрационная деятельность — важная часть работы каждого музея. Произведения искусства нуждаются в бережном обращении, в правильном хранении, в постоянном наблюдении за их состоянием, в консервации и восстановлении. Главная задача реставратора — вернуть произведение к художественному замыслу автора, привести его в состояние, максимально близко к изначальному. Продуманно, последовательно, внимательно, терпеливо, с любовью к делу. Здесь нет места спешке.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/Древнерусская%20живопись%20(22).jpg)
Ольга Анатольевна Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей:
Реставрация предметов музейного фонда — это возможность сохранить их на более долгие годы и передать последующим поколениям зрителей, музейных сотрудников и реставраторов… Мы не обновляем, не дописываем за художника.
![Фото: restoration.rusmuseum.ru / 1995 год. Реставрационные работы Фото: restoration.rusmuseum.ru / 1995 год. Реставрационные работы](/old/images/documents/articles/2022/foto-conservation-13.jpg)
Русский музей занимается реставрацией предметов коллекции с момента своего основания императором Александром III в 1898 году. Особое подразделение — Служба реставрации музейных ценностей — в силу обстоятельств, возникло только в 1922 году. За сто лет существования сотрудники Службы реставрировали произведения из музейной коллекции, а также художественных собраний Петрограда и северных областей России, работали в годы блокады, занимались консервацией и приведением коллекции в экспозиционное состояние после возвращения памятников искусства из эвакуации. За это время были творчески переосмыслены традиционные методы российской школы реставрации и созданы новые методики консервации различных материалов.
Реставрационные мастерские и лаборатории Русского музея работают с графикой, древнерусской живописью, деревянной, гипсовой и каменной скульптурой, декоративной резьбой и мебелью, тканями, декоративно-прикладным искусством, картинными рамами, экспонатами в смешанных живописных техниках, художественными изделиями из керамики, стекла и металла. В 2005 году в Мраморном дворце была создана Мастерская по реставрации современных арт-объектов. В прошлом году в музее открылся фонд старой фотографии. Теперь в планах создание реставрационной мастерской фотографии.
Служба реставрации музейных ценностей Русского музея сегодня — это современный научно-реставрационный центр, состоящий из 13 мастерских (в том числе Отдела химико-биологических исследований), где работают 89 специалистов высокого профессионального уровня. Они проводят всестороннее технологическое исследование памятника до начала реставрационных работ и на его основе вырабатывают оптимальные и безопасные методы вмешательства, разрабатывают программу, документируют процесс и контролируют качество работ на всех этапах реставрации. Ежегодно мастера восстанавливают около 4000 экспонатов, созданных в разное время в различных техниках и материалах. В коллекции музея 421 795 предметов, и она ежегодно пополняется примерно 1500 объектами.
Мастерские
Отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/Керамика%20(1).jpg)
Заведующая отделом, художник-реставратор высшей категории Мария Александровна Бессмертная наносит глянцевое и матовое золочение на фарфоровое изделие.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/Керамика%20(5).jpg)
Отдел занимается холодной реставрацией (без обжига). В печи предметы часто деформируются, поэтому трудно рассчитать усадку фарфора. Кроме того, реставраторы восстанавливают утраченные детали по аналогичным элементам, взятым с родственных образцов, которые всегда не идентичны и выглядят чуть иначе. Возникают дополнительные хлопоты при посадке элементов по месту. Холодная реставрация помогает избежать этих трудностей.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/Керамика%20(8).jpg)
Одно из самых известных произведений искусства, отреставрированных здесь, — камин Михаила Александровича Врубеля «Вольга и Микула».
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/Керамика%20(2).jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5866.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2242-3.jpg)
Отдел реставрации тканей
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5875.jpg)
Сотрудники мастерской работают со старинными и современными предметами, созданными в период с XV века до наших дней. Все вещи разные, уникальные и требуют своих методов реставрации. В работе специалистам помогают хирургические инструменты и умелые руки.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5938.jpg)
Вышивка бисером XVIII века. В свое время такие предметы стоили дороже мебели.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5913.jpg)
Это уникальная кукла в костюме боярыни Костромской губернии, с которой в детстве играла императрица Елизавета Петровна. В стране таких всего 14. Куколка была деформирована и оказалась практически плоской. Реставраторы вернули ей объем, восстановили наряд. Сейчас ее готовят к предстоящей выставке.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5892.jpg)
Специалисты отдела проводят работы по расчистке и укреплению предметов искусства Древней Руси.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5896.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5925.jpg)
Недавно в отдел поступил мундир Петра I, который будет среди экспонатов выставки к юбилею императора. Мундир был сшит при вступлении Петра в чин капитана Преображенского полка. Реставрация займет несколько лет и продолжится после выставки.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5933.jpg)
Портрет-шпалеру с изображением Петра I, отреставрированный в 1970-х годах в технике гобеленового ткачества, также можно будут увидеть на юбилейной выставке.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5937.jpg)
Сотрудники отдела работают с современными материалами, которым они придают «исторический» вид. Также в мастерской есть специальный сундучок, хранящий запасы, оставленные рестовраторами-предшественниками.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5901.jpg)
Специалист покрывает филонь тончайшей тонированной шелковой нитью, полученной из современной ткани.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2291.jpg)
Отдел реставрации фанерованной мебели
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5969.jpg)
Фанера — это тонкий срез древесины красивого рисунка и цвета. Из-за изогнутого направления волокон она не подходит для создания конструкции. Поэтому корпус изделия создается из простой технологичной древесины. На ее поверхность, как декорация, наклеивается тонкий слой древесины до 1.5мм толщиной.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5961.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6027.jpg)
Внутри этого уникального бюро, на дверце потайного ящика, была обнаружена подпись автора и дата изготовления. Сотрудники смогли найти документ, в котором упоминался этот мастер — он был участником конкурса на изготовление резных изделий для Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5997.jpg)
Юрий Николаевич Макаров, заведующий отделом, художник-реставратор высшей категории, держит в руках образцы розового дерева. Чтобы провести реставрацию бюро из красного дерева, современный материал обрабатывают ультрафиолетом и состаривают.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6026.jpg)
Благодаря рентгену, ультразвуку, анализу микроскопической структуры древесины, химическому анализу и другим методам исследования специалисты до начала реставрации могут понять вещь, с которой предстоит работать, и избежать ошибок.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5965.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5985.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5992.jpg)
Отдел реставрации золоченой резьбы
Специалисты отдела работают с золочеными предметами и памятниками с красочным слоем на деревянной основе.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6062.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6065.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6076.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6037.jpg)
На реставрации в мастерской находится рама к картине «Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро» Карла Павловича Брюллова. Это историческая рама, в которой картина экспонировалась в залах музея.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6038.jpg)
Во время блокады картина уехала в эвакуацию, а рама осталась в подвалах музея. Тяжелые условия хранения сказались на ее состоянии: была потеряла часть резного декора, отслоился золоченый грунт, началось поражение плесенью, из-за чего пропал былой блеск. Более 70 лет картина существует в другом обрамлении. Ведется длительная работа по консервации оригинальной рамы. Сотрудники надеются, что в скором времени она воссоединится с картиной.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6107.jpg)
К сожалению, углы рамы не сохранились. Было принято решение начать их реконструкцию. Благодаря мастерству специалистов удалось воссоздать утраченные детали по старой фотографии экспозиции, когда картина находилась в исторической раме. Основная сложность заключалась в том, что фотография не показывает глубину рельефа.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6071.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6051.jpg)
Сектор реставрации резных икон и деревянной скульптуры
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6122.jpg)
Специалист восстанавливает скульптуру после предшествовавшей неудачной реставрации: удаляет лак и делает его разрядку для раскрытия авторской тонировки.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6115.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6129.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6132.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6120.jpg)
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2402.jpg)
Отдел реставрации станковой древнерусской живописи
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6185.jpg)
Специалисты мастерской раскрывают авторскую живопись, послойно убирая наслоения микроскальпелем.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6218.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6203.jpg)
Рудольф Александрович Кесарев, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации древнерусской живописи.
Отдел реставрации станковой масляной живописи
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6280.jpg)
В свое время на этом столе реставрировались потолочные плафоны из Летнего дворца.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6308.jpg)
Светлая мастерская оборудована различными приспособлениями для работы. Большие окна пропускают дневной свет, что важно для тонировки картин и воссоздания авторской живописи.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6316.jpg)
Специалисты используют утюги для профилактической заклейки. Благодаря весу и нагреву клей проникает в красочный слой картины и восстанавливает связь красочного слоя с грунтом и холстом.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2502.jpg)
Это маленький утюжок для локального использования.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2520.jpg)
На юбилейную выставку к столетию мастерских отправится отреставрированная картина «Вид Колизея в Италии» (XIX в.) неизвестного художника. В данный момент атрибуцией занимаются фондовые отделы. Ранее полотно было разрезано на шесть частей (скорее всего, для удобной транспортировки) и в таком виде поступило на реставрацию.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2506.jpg)
Для экспозиции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I, специалисты отреставрируют картину Ивана Константиновича Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6180.jpg)
В предшествующие годы над картиной велись только косметические работы с дефектами (утратами, прорывами). В этот раз полотно проходит комплексную реставрацию. Технологические исследования позволили определить палитру и понять, чем можно удалить следы предыдущих вмешательств. Специалисты утончат слой желтого лака, которым картину покрыли в XX веке. Благодаря этому появятся нюансы, детали и вернется более холодная авторская палитра. Будут сделаны профессиональные тонировки. На поверхности оставят тонкую пленку авторского лака. Мастера работают только с привнесенным позже и с утратами, без внедрения в авторскую живопись.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6268.jpg)
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-6271.jpg)
Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории по масляной живописи.
Выставки
С 21 апреля по 18 июля в Корпусе Бенуа пройдет выставка, посвященная высочайшему мастерству реставраторов. Посетители узнают о работе мастеров за сто лет и увидят около 330 отреставрированных произведений искусства.
![Фото: Ирина Иванова Фото: Ирина Иванова](/old/images/documents/articles/2022/реставрационные%20мастерские%20русского%20музея%2012%2004%202022_Иванова%20Ирина__-5955.jpg)
В залах готовится экспозиция.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/old/images/documents/articles/2022/IMAG2370.jpg)
К выставке подготовлен каталог. В него вошло больше 400 работ, а список реставраторов насчитывает более 300 имен.
![Фото: Ирина Иванова / Генеральный директор Русского музея Владимир Александрович Гусев, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина Фото: Ирина Иванова / Генеральный директор Русского музея Владимир Александрович Гусев, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина](/old/images/documents/articles/2022/Презентация%20(4).jpg)
Также часть реставрируемых предметов можно будет увидеть на экспозиции, посвященной юбилею Петра I.
Заставка: Ирина Иванова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться