Опубликовано: 27 июня 2025 года
26 июня в Новом музее состоялась презентация документального фильма Ольги Домовцевой «Натта». Картина посвящена легендарной московской художнице Натте Конышевой, являющейся автором свыше 10 тысяч картин. Часть работ художницы, чье 90-летие со дня рождения отмечалось в июне, было представлено на выставке «Репортаж с элементами чудес». «Культура Петербурга» посетила презентацию и первую в Северной столице экспозицию Конышевой и делится своими впечатлениями.
«Натта была настоящим явлением, удивительно талантливым и поразительно безбытным человеком. Она всегда рисовала, никто не помнит ее без карандаша и блокнота. Конышева бесконечно делала наброски, создавала портреты, а затем соединяла их в волшебные, эмоционально плотные произведения в своей мастерской»,-
сказала куратор выставки «Репортаж с элементами чудес» Татьяна Кроль.
Выставка, открывшаяся в Новом музее несколькими днями ранее, демонстрировала произведения этого необычного мастера. Картины Натты, прожившей 86 лет и ушедшей от нас совсем недавно, дополнялись пластическими композициями скульптора Дмитрия Тугаринова. Художники дружили, скульптор ни раз лепил Конышеву. Одну из таких работ, где Натта изображена в своей вечной бейсболке, можно увидеть в центре зала.
«Натта вообще не интересовалась ничем, связанным с бытом: что есть, что надеть – ей было безразлично. Она надевала платье поверх шароваров, на одной ноге у нее мог быть кроссовок, на другой – кед, на голове – вечная бейсболка. Но главное, что она всегда рисовала, рисовала. Когда Натта впервые отправилась в Париж, то ей было не до еды. Она заявила, что у нее нет времени на часовой обед, купила багет и отламывала от него в течении дня по кусочку. А все время и деньги она потратила на посещение Лувра, других музеев и выставок. То, что она из-за нехватки денег после выставок три ночи спала под мостом вместе с нищими, ее ни капли не волновало», -
сообщил о художнице Дмитрий Тугаринов.

Полное безразличие к быту подтверждал и такой факт из биографии Натты. Однажды, отправившись в магазин и взяв с собой грудного сына, художница закупилась красками, кистями а, вернувшись домой, тут же начала рисовать. Примерно через час она опомнилась: «Я же коляску с сыном у магазина забыла!» И побежала за малышом.
Конышева обожала рисовать портреты. «Я – раб натуры», - утверждала она. Ставя перед собой задачу - изобразить не внешний облик, а суть человека, художница часто просила моделей надеть другую одежду, взять в руки некие предметы или принять необычное положение.
«Узнав, что я занимаюсь йогой, Натта просила менять встать на одну ногу и сложить руки особым образом. Так я и стоял два часа, пока она меня рисовала», -
рассказал позирующий художнице приятель Конышевой.
Все друзья и знакомые этого необычного автора, подчеркивали ее высокую степень внутренней свободы, Натта запросто могла нарисовать натурщику три глаза или три руки. Ведь именно так она воспринимала его внутреннее состояние!
В советские времена Конышева рисовала портреты за небольшие деньги - буквально за 30 рублей. Зато теперь ее произведения на аукционах стоят миллионы.
На мероприятии речь зашла и о мастерской юбилярши - гигантском, 15 комнатном помещении, занимавшем два этажа в здании в центре Москвы. При этом картин в пространстве было столько, что гостям приходилось, отодвигать работы, дабы проложить себе тропинки и хоть как-то перемещаться.

Несмотря на всю свою «безбытность», Натту можно считать удачливым художником - при жизни было выпущено три каталога ее работ. А сейчас в Москве планируется к открытию музей Натты Конышевой, где можно подробнее ознакомиться с наследием этого необычного автора.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться