Блеск и нищета Натты Конышевой
Блеск и нищета Натты Конышевой
Пост-релизы

Блеск и нищета Натты Конышевой

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Опубликовано: 27 июня 2025 года

26 июня в Новом музее состоялась презентация документального фильма Ольги Домовцевой «Натта». Картина посвящена легендарной московской художнице Натте Конышевой, являющейся автором свыше 10 тысяч картин. Часть работ художницы, чье 90-летие со дня рождения отмечалось в июне, было представлено на выставке «Репортаж с элементами чудес». «Культура Петербурга» посетила презентацию и первую в Северной столице экспозицию Конышевой и делится своими впечатлениями.

Татьяна Кроль. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

«Натта была настоящим явлением, удивительно талантливым и поразительно безбытным человеком. Она всегда рисовала, никто не помнит ее без карандаша и блокнота. Конышева бесконечно делала наброски, создавала портреты, а затем соединяла их в волшебные, эмоционально плотные произведения в своей мастерской»,-

сказала куратор выставки «Репортаж с элементами чудес» Татьяна Кроль.

В центре зала - скульптуры Дмитрия Тугаринова. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.  

Выставка, открывшаяся в Новом музее несколькими днями ранее, демонстрировала произведения этого необычного мастера. Картины Натты, прожившей 86 лет и ушедшей от нас совсем недавно, дополнялись пластическими композициями скульптора Дмитрия Тугаринова. Художники дружили, скульптор ни раз лепил Конышеву. Одну из таких работ, где Натта изображена в своей вечной бейсболке, можно увидеть в центре зала.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

«Натта вообще не интересовалась ничем, связанным с бытом: что есть, что надеть – ей было безразлично. Она надевала платье поверх шароваров, на одной ноге у нее мог быть кроссовок, на другой – кед, на голове – вечная бейсболка. Но главное, что она всегда рисовала, рисовала. Когда Натта впервые отправилась в Париж, то ей было не до еды. Она заявила, что у нее нет времени на часовой обед, купила багет и отламывала от него в течении дня по кусочку. А все время и деньги она потратила на посещение Лувра, других музеев и выставок. То, что она из-за нехватки денег после выставок три ночи спала под мостом вместе с нищими, ее ни капли не волновало», -

сообщил о художнице Дмитрий Тугаринов.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Полное безразличие к быту подтверждал и такой факт из биографии Натты. Однажды, отправившись в магазин и взяв с собой грудного сына, художница закупилась красками, кистями а, вернувшись домой, тут же начала рисовать. Примерно через час она опомнилась: «Я же коляску с сыном у магазина забыла!» И побежала за малышом.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Конышева обожала рисовать портреты. «Я – раб натуры», - утверждала она. Ставя перед собой задачу - изобразить не внешний облик, а суть человека, художница часто просила моделей надеть другую одежду, взять в руки некие предметы или принять необычное положение.

«Узнав, что я занимаюсь йогой, Натта просила менять встать на одну ногу и сложить руки особым образом. Так я и стоял два часа, пока она меня рисовала», - 

рассказал позирующий художнице приятель Конышевой.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Все друзья и знакомые этого необычного автора, подчеркивали ее высокую степень внутренней свободы, Натта запросто могла нарисовать натурщику три глаза или три руки. Ведь именно так она воспринимала его внутреннее состояние!

Демонстрация фильма «Натта». Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

В советские времена Конышева рисовала портреты за небольшие деньги - буквально за 30 рублей. Зато теперь ее произведения на аукционах стоят миллионы.

На мероприятии речь зашла и о мастерской юбилярши - гигантском, 15 комнатном помещении, занимавшем два этажа в здании в центре Москвы. При этом картин в пространстве было столько, что гостям приходилось, отодвигать работы, дабы проложить себе тропинки и хоть как-то перемещаться. 

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

«Мы сотни раз предлагали Натте помочь в наведении порядка, - рассказывали приятели Конышевой в фильме о художнице. – Но она каждый раз отказывалась, заявляя, что отлично ориентируется в пространстве, у нее – свой порядок и помощь не нужна».

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Несмотря на всю свою «безбытность», Натту можно считать удачливым художником - при жизни было выпущено три каталога ее работ. А сейчас в Москве планируется к открытию музей Натты Конышевой, где можно подробнее ознакомиться с наследием этого необычного автора.

 

Другие новости раздела

Премьера
Пресс-конференция
24.06

Театр имени Шаляпина приоткрыл секреты новой «Пиковой дамы»

Акция
24.06

Вдохновение, мастерство, традиции: Санкт-Петербургский союз художников провел курс живописи для школьников

23.06

На «Ленфильме» состоялся круглый стол руководителей киностудий стран СНГ

Форум
Петербургский международный экономический форум
20.06

«Взаимосвязь культуры и экономики» обсудили на ПМЭФ

Эрмитаж предлагает три взгляд на один музей

Смотреть все