Опубликовано: 29 января 2025 года
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Спикеры рассказали о возрождении открытки и жанра «городской пейзаж» в XXI веке, об истории и трендах современной туристической фотографии, о самых модных достопримечательностях Северной столицы, а также о «первом фоторепортере России» Карле Булле. Узнали гости и об истории создания Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы, о жизни его президента, блокадника Валентина Эльбека, об альманахах «Фотолетопись Санкт-Петербурга» и «Фотолетопись России» и об усадьбе-музее Карла Буллы на острове Сааремма в Эстонии.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
В юности Павел много рисовал. Но с появлением первого мобильного телефона выбрал фотографию как способ самовыражения. С 2005 по 2009 год обучался в Балтийской академии туризма и предпринимательства на факультете «Экономики и управления».
Первым творческим успехом Павла был выбор его работы секцией фотографии Санкт-Петербургского союза художников для осенней выставки 2007 года. Вот уже восемь лет Демичев является членом Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры.
«На создание фотографий меня вдохновляет любовь к городу, которая возникла давно и постепенно превратилась в манию фотографировать. Началом моего творческого пути можно считать появление телефонов с камерой. Благодаря им возник интерес к фотографии. Потом уже появилась профессиональная фотокамера. Также до 2014 года я работал в «Мостотресте», где в периоды навигации на Неве разводил Троицкий мост. Тут зародилась любовь к фотографированию Петербурга. Мне хочется показать город красочным, открыточным. Когда я иду по улице и вижу красивый вид, то в душе возникает отклик, и я не могу не сделать снимок. Кадры зарождаются в моменте. Но, конечно, то, что видишь глазами, порой очень сложно передать фотокамерой. В моих работах видна душа Петербурга. И я хочу пожелать городу, чтобы с каждым годом он становился лучше», -
сказал на открытии выставки фотограф.

«Петербург для каждого индивидуальный и свой. Люди ищут душу, атмосферу города, но, в первую очередь, хотят видеть именно открыточные виды: чтобы Александровская колонна и Исаакиевский собор существовали только для того, кто смотрит на фото - никто не хочет видеть в кадре людей. Своими произведениями Павел реализовал мечту об индивидуальном созерцании любого туриста. Выставка будет интересна не только гостям, но и петербуржцам, поскольку, проходя тысячу раз по одному и тому же месту, мы каждый раз подмечаем какой-то новый элемент, деталь, которые откликаются в данный момент. Такие люди, как Демичев, оставляют нам память о том, что происходило в жизни города в определенный период», -
заявил автор контркультурных экскурсий по Петербургу Артём Сухолейстер.

«Помимо отсутствия людей в кадре, зрители желают видеть открытки с обработкой, выходящей за рамки естественности по свету, цвету. Что-то нереальное. А что касается наиболее популярных видов. На первом месте - ансамбль Исаакиевской площади с собором, гостиницей «Асторией» и памятником Николаю I. На втором - сам Исаакий. На третьем - Дворцовая площадь и Эрмитаж», -
рассказал Павел Демичев о современных открыточных трендах.

«24 марта 2026 года исполнится 140 лет с того момента, как Карл Булла получил «Свидетельство на право снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей с условием, что при производстве означенной работы не будет причинено стеснение публике и экипажу». Именно за это разрешение Булла получил прозвище «первый фоторепортер России», потому что ранее систематически снимать на улицах было запрещено. Карл первым догадался, что это нужно делать. Петербург конца XIX - начала XX века, который мы обычно представляем, это, в первую очередь, город именно Карла Буллы. Его снимки печатались в газетах, журналах, в том числе, и заграничных. На фотографиях мастера, в отличие от сегодняшних открыток, всегда были люди. Карл первым начал снимать рабочих: как они мостят Дворцовую площадь, как натягивают провода для транспорта над Невским проспектом... В 1894 году в Российской империи разрешили пересылать открытую письменную корреспонденцию, при чем ее могли делать частные лица. И вот тогда каждый мог сделать открытку. Карлом Буллой было выпущено около 1000 фотокарточек с видами Петербурга. Они разлетелись по всему миру. И теперь их можно найти в антикварных магазинах.
Представьте, сегодня в мире каждый день делается 10 млрд. фотографий. Как в этом шквале изображений сказать свое слово? Как быть замеченным? Сейчас в Петербурге фотографии Карлы Буллы висят в кафе, на рекламных щитах и киосках. И везде без подписи. Я спрашивал: "Почему?". И мне ответили: "Это народное". Желаю Павлу, чтобы у него также, как народное, тащили и расклеивали фотографии», -

«...И в воздухе вибрация тончайшей пыли,
Что растушевывает рамку марева и, закруглив ее,
Дает понять границы видимого глазу и внутреннему оку бесконечности края,
И звуки карильонские, слетая с башни,
Ударив в шпиль златой, парят вокруг
И, опускаясь на людские плечи, шепчут слова давно забытыми наречиями,
И тысячи дверей приотворив приподнимают занавес, чтоб заглянули...
Но видят через двери единицы, а слышат тени приглашений все...»,
- отрывок их стихотворения «Карильон в Петропавловке» Сурьи Севера.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться