Александр Домогаров: «После спектакля зрители говорят, что узнали другого Вертинского»
Александр Домогаров: «После спектакля зрители говорят, что узнали другого Вертинского»
Интервью

Александр Домогаров: «После спектакля зрители говорят, что узнали другого Вертинского»

Автор фото: Александр Елизаров. Фото предоставлено организаторами проекта.

Опубликовано: 24 марта 2025 года

В середине марта в Петербурге прошел спектакль «Вертинский», главную роль в котором исполнил народный артист РФ Александр Домогаров. Следующий показ в Северной столице состоится в ДК Выборгский 25 июня. Портал «Культура Петербурга» встретился с Домогаровым перед спектаклем, чтобы узнать, чем интересен ему великий артист, и какие из поступков Вертинского вызывают у Александра настоящее восхищение.

Фото предоставлено организаторами проекта.

- Александр Юрьевич, кто для Вас Вертинский?

- Александр Николаевич Вертинский - один из ярчайших представителей русской культуры Серебряного века! В России в этот период появилось много великих музыкантов, писателей, художников, артистов. И вот в этом изобилии русских талантов Александр Вертинский занимает свое очень определенное и достаточно заметное место. Начав карьеру до Великой Октябрьской Революции и добившись определенного успеха, он на волне своей известности и популярности покинул Советский Союз, и прожив в эмиграции 25 лет, став очень большим и серьезным артистом, войдя в круг самых уважаемых представителей русской культуры, возвращается на Родину в 1943 году – в самый тяжелый и переломный момент Великой Отечественной войны.

На такой шаг могли пойти очень, очень немногие, поскольку риски были чрезвычайно велики. Но Александр Вертинский решился на такое испытание, и это заслуживает огромного уважения и признательности. Он сделал это честно и стал едва ли не единственным из ярчайших звездных артистов, кто сумел вернуться на советскую сцену после эмиграции.

Автор фото: Филипп Гончаров. Фото предоставлено органиаторами проекта.

- Какие грани таланта Вертинского Вас особенно привлекают?

- Очень многие. Многое из того, что он озвучил с своих дневниках, записках, воспоминаниях находит сегодня очень точное понимание у зрителя, не говоря уже обо мне. Читая воспоминания Вертинского и размышления по поводу актерства, наших внутренних переживаний и наших актерских «мучений», понимаешь, насколько точно он формулирует мои, но уже сегодняшние мысли. В этом и есть, наверное, это совпадение ощущений, терзаний того, казалось бы, давно прошедшего времени с сегодняшним днем.

И при этом начинаешь постепенно осозновать, из чего рождалось творчество великого артиста, те «цветы», которые всех тогда привлекали. Что надо испытать, через какие муки пройти, чтобы вырастить в себе то настоящее, ради которого зритель и приходит в зал? Всё это мы пытаемся показать и рассказать в нашем спектакле.

Как исполнитель и рассказчик, я не добавил от себя ни одного слова, за исключением слов-связок, нужных для достижения эффекта «творческого вечера» или «вечера воспоминаний». В спектакле используется исключительно авторский текст Александра Николаевича.

Из каждой биографии знаменитых и известных людей можно «вытащить» разные эпизоды. У каждого человека, а тем более у людей, прошедших большую и сложную жизнь, есть многое, что является очень приятным, и есть то, о чем хотелось бы забыть.

Автор фото: Надежда Музыкова. Фото предоставлено организаторами проекта.

Мы специально не ставили во главу угла богемную жизнь Вертинского. Хотя и это очень интересно с точки зрения понятия человеческой натуры.

Нам был важен четкий момент его становления как артиста. Поскольку, как я уже сказал, Александр уехал из России в 20 лет на волне своей популярности и с чувством осознания собственной гениальности. Но, смотря с высоты XXI века, какая может быть гениальность в таком возрасте? Сейчас у нас это называется: «звездная болезнь», «медийность»… Однако, очутившись в эмиграции, исколесив материки, страны, города, пройдя огонь, воду, медные трубы и в конце концов создав себя, собрав себя неустанным трудом по кусочкам, Вертинский стал частью русской культуры, которую возглавляли Рахманинов, Баланчин, Шаляпин, Лифарь и другие.

Автор фото: Надежда Музыкова. Фото предоставлено организаторами проекта.

На концертах Александра Николаевича бывали политики, актеры, общественные деятели и царствующие особы. При этом у Вертинского был принцип: «Хотите слушать мои песни? Пожалуйста. Но на русском!». Вертинский пел исключительно на русском языке! И это дорогого стоит.

И вот, что еще мне кажется сегодня очень важным: за 25 лет, находясь в эмиграции, артист не сказал ни единого плохого слова о своей стране! Хотя понятно, что уехал, не согласившись, не поняв, не разобравшись … Ничего не напоминает? Никаких паралелей? Мне лично очень…

Автор фото: Надежда Музыкова. Фото предоставлено организаторами проекта.

А 1943 году, когда прошла Курская битва, другие кровопролитные сражения, и погибло колоссальное количество людей, Вертинский пишет Молотову письмо с просьбой разрешить вернуться.

«Простите меня и пустите домой, я – «трудный ребенок», - заявляет он. И возвращается. Могли ли его расстрелять? Элементарно. Громкоговоритель русской эмиграции, проведший за границей 25 лет, два из которых во время войны. Запросто! 

Автор фото: Надежда Музыкова. Фото предоставлено организаторами проекта.

Мы читаем воспоминания артиста. Вот его цитата: «Говорят, что меня убили на первой советской станции, что я умер на Колыме, что я подыхаю с голоду в Москве. Это совершенно не так …». Но все перечисленные варианты развития ситуации были возможны. Однако Александр Николаевич все равно пошел на этот шаг. И такое решение ничего, кроме уважения и моего коленопреклоненного отношения, не вызывает. А, получив наконец согласие, потому что это было третье прошение на возвращение, едет не один: он возвращается с женой, мамой жены и грудной дочкой. Это поступок? На мой взгляд, да, серьезный гражданский поступок.

Очевидно, что он - человек, любящий свою страну, свою Родину. Речь ни о строе, ни о власти, а именно об Отчизне. На эту тему мы много говорим во втором акте спектакля. И там опять-таки ни одного моего слова. Вертинскому не нужна наша помощь, он сам может рассказывать про знаменитых русских людей... Например, про князя Юсупова, который утверждал: «Понимаешь, какая штука, я не могу вернуться… хотя и хотел бы. Мне туда дорога заказана… Знаю, что дома поля цветут, речки текут. Думаешь, мне туда не хочется? Еще как хочется! Но я не могу. Просто отрезано и все». И таких людей было очень много.

Сейчас тоже много тех, кто уехал. Но во все времена уехать легко, и очень сложно вернуться и посмотреть тем, кто остался в глаза.

Многие не решаются на это и именно поэтому остаются. Вертинский вспоминал, как закопченный пароход ходил между Константинополем и Одессой, и толпы людей в белых рубашках стояли тогда на причале и смотрели суденышку вслед. И сколько мыслей было у них...

Кстати, некоторые историки утверждают, что, возвращаясь на Родину, артист привез с собой вагон медикаментов. Кто-то этот факт оспаривает, кто-то подтверждает. Но мало кто понимает, сколько это могло тогда стоить!

Автор фото: Филипп Гончаров. Фото предоставлено организаторами проекта.

- Расскажите, пожалуйста, как создавался спектакль? Были ли какие-то спорные моменты, внутренние дискуссии?

- Мы не спорили, легко договорились и сделали то, что хотели.

Вертинский – очень неоднозначный человек. С очень богатой биографией, в жизни которого происходило много встреч и знакомств. С одной стороны - у него было много романов, женщин, кокаина и алкоголя. Но оправдывает его то, что в те времена так жила вся богема. С другой – он был способен на поступок, о котором я говорил. Черное и белое есть в любой биографии. В спектакле важно - на что сделать акцент. Мы сосредоточились на прозрении.

Автор фото: Филипп Гончаров. Фото предоставлено организаторами проекта.

У Вертинского есть очень проникновенная песня «Юнкера», которая посвящена убийству мальчишек-юнкеров в 1919-м году. Она написана более века назад, но произведение душераздирающее.

Но мы не стали включать его  в спектакль. Пока эта песня может быть неверно истолкована. Но пройдет время, обстановка нормализуется, люди станут спокойнее относиться ко всему, что происходит в мире, и более серьезно осмыслят нашу Специальную военную операцию, и вот тогда «Юнкера» прозвучат со сцены.

А сложность при подготовке спектакля у нас была только одна: как из 160 страниц мемуаров сделать 62?

Автор фото: Филипп Гончаров. Фото предоставлено организаторами проекта.

- Какая сверхзадача у спектакля?

- Мы хотели просто рассказать об артисте. О великом русском артисте, которого зовут Александр Николаевич Вертинский, и с которым связано много интересного. Он – часть незаслуженно забытого слоя русской культуры, который эмигранты увезли с собой. Большую часть русских романсов и их исполнителей сейчас практически никто не знает. Разве что те, кто слушал старые записи и пластинки.

А что касается Вертинского, многие зрители, побывав на спектакле говорят: «Мы узнали другого Вертинского. Спасибо, Александр Юрьевич».

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Диктант
Интервью
Тотальный диктант
03.04

Юлия Грызлова - про Тотальный диктант, любовь к русскому языку и показатель грамотности петербуржцев

Диктант
Тотальный диктант
02.02

Марина Москвина считает, что написать текст для Тотального диктанта – это цирковой номер

Интервью
25.03

Владимир Кошевой: «Заводы и театры должны работать непрерывно»

Многомерность культуры
Доступная среда
19.01

«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко

Елена Гонтаренко, автор фотопроекта «Тайный мир Музея Фаберже», в Международный день белой трости рассказывает о сотрудничестве с Музеем Фаберже, творчестве и планах на будущее.

Интервью
Театр
05.03

Алина Михайлова: «Это постановка для взрослых зрителей, осознанно проживающих свою жизнь»

Смотреть все