Фото обложки: Ирина Иванова
Интервью

02 июня 2023 года

Алексей Сергиенко: "Мои картины стали неформальной фотозоной в Кремле"

Алексей Сергиенко - художник-концептуалист, общественный деятель, бизнесмен, воплотил в жизнь более 20 проектов в сфере искусств, среди которых музеи, арт-центры, музыкальные клубы, галереи. Портал "Культура Петербурга" побывал в одном из арт-центров, где его основатель Алексей провел нам экскурсию и поделился своими представлениями о современном искусстве.
  
  - Кто такой художник и как им стать?

- Смотря что подразумевать под словом «художник». Если тот, кто умеет рисовать, то надо идти на курсы или в школу и учиться рисовать. А если ставить задачу зарабатывать на собственном творчестве, быть профессионалом (в отличие от любителя, профессионал получает за свою деятельность деньги), тогда нужно что-то еще, кроме умения рисовать.

Я разработал таблицу, в ней 64 пункта тех факторов, которые влияют на стоимость произведений современного искусства. Пункты расположены по значимости от первого к последнему. Художественная составляющая, эстетика произведения находятся в этом списке лишь на 46 месте. Можно сказать, что даже размер и материал играют более важную роль. Место, в котором картину купили, или где она экспонируется, принципиальнее для большинства покупателей, чем качество изображения.

Alexey Sergienko feb 2023 irina ivanova-1069.jpg

Представьте, мы проводим эксперимент. Какие-то «каляки-маляки» вывесили в Эрмитаже. У большинства людей возникнет предположение, что это картина имеет какую-то высокую художественную ценность, а на самом деле это ребенок что-то начирикал. А если Михаил Борисович Пиотровский подвел к этому рисунку и сказал «Обратите, пожалуйста, внимание!», все бы сильно заинтересовались, стали узнавать кто автор, что за работа, почему, зачем и т.д. Из образовавшейся воронки интересантов, скажем, в несколько тысяч человек, у двадцати появилось бы желание купить эту картину. А работа из Эрмитажа, да еще имеющая рекомендацию значимого в сфере культуры человека, как мы пониманием, продается дорого. «Каляки-маляки» могут стать очень дорогими.

Теперь, представьте, например, картину продает Абрамович. Богатые люди сделают вывод, что дешевой она быть просто не может. Она же из рук самого Абрамовича! И не все ли равно, что на ней нарисовано. Для кого-то это просто статус: «Я эту работу у Абрамовича, в его кабинете купил. Он рекомендовал».

Alexey Sergienko art centre feb 2023 irina ivanova-1150.jpg

- Что же находится на первом месте Вашего списка, что влияет на интерес к работе автора больше всего?

– Личность автора. Если личность не интересна, как бы хорошо она не нарисовала, ее творения никому не нужны. Написал художник, допустим, очень правдоподобную голову лошади, … Ну и что? Кого это удивило? Человек умеет очень правдоподобно рисовать. В чем уникальность?

Одним из детекторов того, насколько человек интересен окружающим, являются социальные сети. Есть художники, которых нет в социальных сетях, или есть, но у них 50 подписчиков. Ну так, если такой человек не в состоянии собрать даже трех лайков, разве он сможет продать свою картину дорого? Он не интересен, не интересно и то, что он делает.

Принцип простой: сначала стань интересен, а затем - продавай. Можно и черным квадратом весь мир заинтересовать, если в нем заложена интересная идея. Так создаются революционные произведения. Все богатые, известные мировые художники совершили какую-то революцию, или хотя бы переворот, переосмысление.

Alexey Sergienko feb 2023 irina ivanova-1044.jpg

- Расскажи про свой художественный элемент «ромашку», который можно увидеть не только на твоих картинах, но и на твоей машине, катере, автобусе.

- Этот элемент у меня везде. Я уже давно осознал, что моей любимой стране, России, в которой я живу, нужен добрый символ. Конечно, есть красное знамя, звезда, гербовая атрибутика… А где народный символ? Такой, чтобы был связан с любовью, семьей, добротой. Я такое не нашел и решил популяризировать ромашку, чтобы Россию ассоциировали с этим цветком. Возможно, лет через пятьдесят это кто-то оценит.

- Ты ведешь активную общественную деятельность, как поддерживаешь людей искусства?

- Мы как раз недавно сдавали отчет Комитету по культуре Санкт-Петербурга о деятельности нашей организации «Центр поддержки искусств». Когда составляли этот документ, я сам вдохновился нашим масштабом. Мы существуем с 1988 года. У нас 21 действующий проект, в том числе известные «Музей эмоций», «Арт-тир», «Котельная Камчатка» и др. Как оказалось, с нами сейчас работают 833 человека, деятельно представляющие творческую сферу. А наши акции и программы успело посетить более девяти миллионов человек. Как говорится, приносим четкую понятную пользу стране.

Alexey Sergienko art centre feb 2023 irina ivanova-1223.jpg

- Столько идей, проектов, активностей. Что тобой движет?

- Это образ жизни. Мне родители рассказывали, что я уже в два года ходил в какую-то экспериментальную художественную школу и меня хвалили, а в 12 лет - представлял выставку своей художественной школы в Русском музее. Вся моя жизнь связана с творчеством. Вернувшись из армии, я сразу пошел работать на завод художников. Долгое время торговал картинами, потом пришел к созданию «Центра поддержки искусств».

Alexey Sergienko art centre feb 2023 irina ivanova-1122.jpg

- В интернете гуляют фотографии с известными политическими деятелями на фоне твоей картины, которая висит в Кремле. Как твоя работа оказалась в столь статусном месте, и помогает ли тебе этот факт продвигать какие-то свои проекты?

- У меня две картины висят в Кремле. Началась эта история в тот период, когда в администрации президента работал еще Вячеслав Викторович Володин. В то время на своей выставке я поздравлял нашего президента с Днем рождения и создал картины, на которых Владимир Владимирович был изображен в простых человеческих образах, например, с собачкой на руках. Володину этот образ понравился, и он прислал мне на выставку целый грузовик сувениров с изображением моих картин. Их производство организовала администрация президента. Всю неделю на выставке я раздавал эти сувениры посетителям. Потом подарил Вячеславу Викторовичу одну из своих работ, сейчас она висит у него в Государственной думе. Позднее это произведение увидел руководитель Администрации президента Антон Вайно, и меня попросили нарисовать еще картины в похожем стиле. При том одну из идей для создания работы подал сам Вайно, он сказал: «Кремль в ромашках нарисуй». Я нарисовал. Сейчас две моих картины висят перед кабинетом Президента. Получилась неформальная фотозона, где фотографируются разные политики.

Насколько мне это помогает? Я выступал на известном шоу-проекте TED в Швейцарии. Меня представили так: «Это Алекс, художник из России, его картина висит в кабинете Путина». Так что, да, конечно, чем-то, безусловно, помогает, например, защищать права и интересы нашей общественной организации. Имиджевая составляющая в этой ситуации работает, к нам относятся лояльно. Но иногда, со стороны определенных людей в творческой среде, которые поставили штамп «Путинский художник», возможно, и мешает. У любого резонансного явления есть свои сторонники и противники.

Alexey Sergienko art centre feb 2023 irina ivanova-1140.jpg

Фото обложки: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

диктант
Интервью
03.04

Юлия Грызлова - про Тотальный диктант, любовь к русскому языку и показатель грамотности петербуржцев

Кино
07.04

Денис Чернов: «Мы создали целую вселенную домовых»

Накануне Дня российской анимации мы поговорили с Денисом Черновым — создателем мультфильма «Финник», который вторую неделю бьет рекорды в российском прокате. Режиссер рассказал, кем вдохновлялся при создании персонажей, кто причесывает домовых и причём здесь группа «Король и шут»

Смотреть все