О разных реставрационных школах и секретах спасения шедевров рассказала Главный хранитель Русского музея Ольга Бабина
Интервью

О разных реставрационных школах и секретах спасения шедевров рассказала Главный хранитель Русского музея Ольга Бабина

Изображение предоставлено пресс-службой Русского музея

Опубликовано: 10 июля 2023 года


Ольга Анатольевна Бабина.jpg
1 июля в России свой профессиональный праздник отмечают реставраторы. Портал «Культура Петербурга» взял интервью у заместителя Генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Ольги Бабиной. Она рассказала, какие картины музея в ближайшее время ждет реставрация, отличаются ли российские способы спасения шедевров от европейских, и почему наши мастера предпочитают, как и 100 лет назад, собственноручно варить рыбий клей, а не использовать в ряде случаев современные материалы. 





— Есть ли существенные отличия русской реставрационной школы от способов реставрации, используемых в мире (Европе, Азии)?

— Понятие «реставрационная школа» существует. Например, возникновение понятия ленинградской школы реставрации связанно с восстановлением города после Великой отечественной войны. Героическая работа реставраторов вернула нам Петергоф, Царское село, Гатчину. Уже в мае 1946 года открылись первые выставки Русского музея в отреставрированных залах первого этажа. В послевоенный период появляются учебные заведения, кафедры, факультеты, выпускники которых получали специальность, позволяющую заниматься реставрацией различных памятников культуры. Не так давно, в 2006 году по инициативе КГИОП в Петербурге учрежден День реставратора, который отмечается 1 июля. За годы формирования ленинградской реставрационной школы утвердился главный принцип любой реставрации – не навредить, сохранить памятник в том состоянии, котором он дошел до наших дней. Обеспечивается это, в том числе, обратимостью любых реставрационных манипуляции, осознанием того, что предмет может вновь попасть в реставрационную мастерскую и возврат его до сохранившегося авторского состояния должен был легким и «безболезненным». 
Реставрация картины И. Бельского Иоанн Богослов - ИНСТРУМЕНТЫ.jpg
В наших мастерских по-прежнему очень важным элементом является «ручная реставрация», в первую очередь при воссоздании утраченных элементов. Часто инструменты для своей работы, кроме стандартных хирургических, столярных наборов, специалисты изготавливают сами. В Русский музей ежегодно приезжают на стажировку из регионов России сотрудники музеев и познают секреты мастерства. Обмен опытом  важная составляющая жизни реставраторов. Происходит это, кроме стажировок в мастерских, на семинарах, конференциях, круглых столах, где представляются успешные реставрационных проекты, разбираются ошибки. 
выаупнк.jpg
Что касается отличий в реставрации памятников культуры других стран, то скорее они носят организационный характер, подходы к восстановлению схожи. Во всех странах используют научный поход - комплексное изучение памятников и максимальное сохранение оригинала. В 2018 году Государственный Русский музей подписал Меморандум о сотрудничестве с Центром исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF), Научной лабораторией исторических памятников (LRMH), Фондом научного изучения культурного наследия. Важным посылом документа стал обмен опытом.

Для нас представляла интерес мобильная лаборатория для комплексного исследования объектов культурного наследия. Не все из них можно переместить для реставрации, например, если речь идет об архитектурных ансамблях. Во Франции успешно используется мобильная лаборатория, с которой выезжает группа специалистов и проводит комплексные исследования памятников. Как работает такая лаборатория, сотрудники Центра исследований и реставрации музеев Франции показали на базе Государственного Русского музея и Новгородского объединенного музея-заповедника во время проведения практикума по технологиям естественнонаучных исследованиях произведений искусства и памятников культурного наследия с помощью мобильной лаборатории.

Идея создания на базе Русского музея такой мобильной лаборатории под эгидой Министерства культуры обсуждалась, но, к сожалению, не получила воплощения из-за начавшейся пандемии. Однако, в рамках подготовки к 100-летию создания отдела реставрации Русского музея Мишель Меню и Венсан Деталь поделились опытом реставрации музейных предметов во Франции. С их лекциями можно ознакомиться на портале «Виртуальный Русский музей». Сегодня Русский музей тесно сотрудничает в вопросах исследований предметов музейного фонда с Национальным исследовательским университетом ИТМО. В заключенном соглашении о сотрудничестве поставлена глобальная цель эффективного использования научного, инновационного, образовательного и культурно-просветительского потенциалов, объединения научно-технических возможностей для получения результатов мирового уровня в сфере изучения, сохранения и популяризации культурного наследия.

Что касается приемов, особенностей развития реставрационного дела в странах Азии, я думаю, нам это только предстоит узнать. Сегодня у нас все больше появляется контактов с Турцией, Китаем, где, безусловно, есть свои особенности. Это опыт, с которыми нам предстоит познакомиться. Он интересен всем специалистам музея, и работа в этом направлении идет. Планируются межмузейные обменные визиты, включающие мастер-классы, обсуждения актуальных для музейной жизни вопросов, которые не только укрепят наши международные связи, но и расширят профессиональные знания в области реставрации.  
Памятник Александру III.jpg
Из значительных реставрационных проектов сегодня в планах Русского музея – реставрация памятника Александру III Павла Трубецкого. Установленный на Знаменской площади Санкт-Петербурга в 1909 году, в 1937-м он был демонтирован, а в 1939-м – передан Городским советом в Русский музей. 130-летняя жизнь памятника оказалась нелегкой: он был спрятан под мешками с песком во время Великой Отечественной войны, а потом пережил долгое забвение во дворах нашего музея. С 1994 года скульптурный монумент украшает двор Мраморного дворца, входящего в наш комплекс. За все годы бытования монументальной скульптуры не проводилось ни одной его комплексной реставрации. Сегодня начата работа по полному исследованию состояния сохранности памятника, выявлению его конструктивных особенностей и состава материала разных частей. Мы приступили к воссозданию благодаря нашим партнерам, известным компаниями, напрямую не связанным с музеями и культурным наследием, но откликнувшимися на нашу просьбу о помощи – это «АСК-Рентген», «Промгеодезия», «Лазертех» и, конечно, специалисты лаборатории исследовательского университета ИТМО. Все это позволит выбрать программу реставрации памятника.

— Расскажите о новых технологиях в реставрации, которые Вы используете или планируете применять в будущем. 

— Здесь, наверное, вопрос больше к самим реставраторам. Я по образованию искусствовед. В крупных музеях проходят круглые столы и конференции, где идет разговор о практике применении современных лаков, клеевых материалов и гелей, которые можно использовать в реставрации. Внедрение новых материалов в процесс возрождения шедевров идет с большой осторожностью, потому что только время может показать, как будет вести себя тот или иной новый компонент. Мы не имеем права рисковать, так как работаем с культурным наследием и его сохранением. Можно сказать, с вечностью. Использование не апробированных и не протестированных материалов очень рискованно. Поэтому реставраторы Русского музея до сих пор, как и 100 лет назад, активно применяют рыбий клей. Они его сами варят перед проведением работ из пузырей осетровых пород рыб, считая результат надежным и проверенным. Однако имеют место в применении и современные, синтетические материалы, которые не меняют цвет, не подвержены изменениям под воздействием ультрафиолетовых лучей. Таким образом, мы идем в ногу со временем. Хотя при выборе реставрационной программы, традиционные методы очень часто побеждают.

— Расскажите о планах на будущее: какие картины предстоит отреставрировать в этом году?

— Недавно прошел Совет, где обсуждалось, что будет отреставрировано к юбилейной выставке Карла Брюллова в 2024 году. И в реставрацию с экспозиции 14 зала Михайловского дворца «ушла» картина К. Брюллова «Смерть Инессы де  Кастро» (1834 год) – одно из полотен, в числе первых поступивших в нашу коллекцию. Как показало исследование, проведенное накануне, на картине очень много точечных отверстий – они не видны зрителю, но при исследовании становится очевидно, что поверхность испещрена маленькими дырочками. Это перегоревший от масла холст, который будет дублирован на новый. Многочисленные лаковые слои со временем пожелтели и сильно искажают авторский колорит. Их планируется удалить. Уже принята реставрационная программа, и это одно из полотен, которое через год мы увидим совершенно в новом виде, приближенном к авторскому замыслу. Чуть ранее в музее завершилась реставрация картинной рамы этого произведения, подлинного шедевра декоративно-прикладного искусства. Известно, что именно в ней произведение поступило в Русский музей. На выставке произойдет воссоединение картины и ее исторической рамы.
раквы3.jpg
В этом году в  тринадцати реставрационных мастерских пройдут реставрацию более двух тысяч произведений, из них более 100 музейных предметов относятся к категории «сложной» реставрации. 


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Фестивали
Театр
02.10

Сергей Шуб: «Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед»

Интервью
02.10

Антон Танонов: «Это самый романтичный фестиваль современной музыки»

26.09

Сейфемо Моцвири: «Рассказывать истории — это наша миссия»

Сутра золотого света
Театр
Эрмитаж
Яна тумина
18.09

Свет в конце Запасной галереи

Променад с Буддами по Эрмитажу.

Смотреть все