Что нужно знать о занятиях музыкой с ребенком?
Интервью

04 октября 2023 года

Что нужно знать о занятиях музыкой с ребенком?

Фото: Алиса Куликова.

Выбирая тему для материала к Международному дню музыки (1 октября), я наткнулась на интересный факт: практически все нобелевские лауреаты в детстве занимались музыкой. Это и Альберт Эйнштейн, и Густав Герц, и Макс Планк, и Георг Ом. В общем, известные всем имена из школьного учебника по физике. Казалось бы: музыка и физика – в чем связь?

А связь между музыкой и точными науками нашел еще итальянец Фибоначчи, разработав музыкальную теорию на основе числовых рядов, известных как «ряд Фибоначчи». Разбираться дальше в физических, математических и других «точнонаучных» свойствах музыки мне было сложно, но тема влияния музицирования на мозг – захватила. Тем более, что дома живет трехлетка, которую надо всесторонне развивать.

Поэтому я поехала в Детскую школу искусств им. М.Л. Ростроповича посмотреть, как проходят занятия для малышей и пообщаться с преподавателем теоретических дисциплин Аллой Карпиной о том, как музыка влияет на детский мозг.

Преподаватель теоретических дисциплин Алла Карпина. Фото: Алиса Куликова.

- Алла Евгеньевна, как Вы работаете с малышами? С чего начинается обучение: «До-Ре-Ми-Фа-Со-Ля-Си – кошка села на такси»?

- И это мы делаем, у нас есть песни на гаммы и не одна. Но сейчас было занятие у совсем малышей, у четырехлеток. У них еще не развито абстрактное мышление, поэтому мысль надо подавать через яркие образы. Например: медведь зевнул и поймал комара. Это понятно, это можно представить и повторить. А если я буду говорить про вокальную позицию, дети не поймут термины, и их внимание рассеется. Поэтому все занятия проходят в виде игры. Для каждого возраста материал и методы его подачи подобраны так, чтобы соответствовали возможностям и интересам возраста.

Фото: Алиса Куликова.

- Как занятия музыкой в таком «малышовом» возрасте влияют на развитие ребенка?

- В первую очередь, занятия музыкой развивают эмоциональный интеллект, закладываются основы эмпатии. Кроме того, тренируется память – на каждом занятии дети учат новые стихи-песни и повторяют выученные ранее. Развивается осознанное слуховое внимание. Умение следить за речью педагога, концентрироваться – это отличная подготовка к школе. А развитие музыкального слуха способствует успешному изучению иностранных языков, поскольку ребенок будет легче воспринимать мелодику иностранной речи и особенности произношения. Есть на уроках музыкальные игры и для развития координации. Четкая координация движений свидетельствует о хорошем взаимодействии полушарий мозга. Игра на инструменте – это развитие мелкой моторики, а она стимулирует формирование нейронных связей.

Фото: Алиса Куликова.

- Влияют ли занятия на речь? Вы много поете, учитесь издавать разные звуки – немного даже похоже на занятие с логопедом.

- Часто к нам приходят детки, которым занятия музыкой посоветовал логопед. Пение способствует лучшей дикции и стимулирует речевую активность. Это, конечно, не основная наша задача, но приятно видеть еще и «лечебный» эффект от занятий.

- Пока занятия – это игра, детям, наверное, все нравится. А потом, когда начинается серьезная работа, когда после уроков в обычной школе почти каждый день надо идти еще и в музыкальную и там выкладываться, наверняка появляется желание все бросить? Что посоветуете родителям: настаивать на продолжении обучения или не требовать заниматься через силу?

- Бывают кризисные моменты, обычно в 5-6-7 классах. И да, часто (но не всегда) лучше настоять на том, чтобы продолжить занятия. Потому что это возраст такой, когда, может быть, стоит поменьше требовать, похвалить, погладить, но попросить не бросать. Мы, педагоги, относимся к своим ученикам как к своим детям, все-таки они растут у нас на глазах. Поэтому в кризисные моменты тоже стараемся поговорить, выяснить, в чем проблема, найти пути решения.

Занятия музыкой развивают эмоциональность и интеллект и закладывают базу для дальнейшей успешной учебы ребенка. Так что всем родителям желаю найти возможность отдать малыша в музыкальную школу!

Фото: Алиса Куликова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все