Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой.
Интервью

06 июня 2023 года

Зоя Ленденская-Большакова: «Текстильщик – очень емкое понятие»

Ежегодно во второе воскресенье июня в России отмечается День работников текстильной и легкой промышленности. В 2023 году эта дата — 11 июня. Мы поговорили с со-председателем Гильдии Текстильщиков Зоей Ленденской-Большаковой о жизни художников по текстилю в Санкт-Петербурге и развитии этого искусства.

Зоя Ленденская-Большакова. Фото: Дмитрий_Песочинский


 Что входит в понятие «текстильщик»? Он создает саму ткань? Декорирует ее? Шьет из текстиля одежду или обувь? Оформляет интерьер? Валяет шерсть?

– На этот вопрос можно ответить сначала коротко. Художник-«текстильщик» или, художник, занимающийся художественным текстилем – может делать все это и даже еще больше.

Текстильщик – очень емкое понятие. Когда я училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной (ныне Академия им. Штиглица), то на кафедре «Мебельно-декоративных тканей», как наша кафедра тогда называлась, нам давали очень обширные знания  –  и, в том числе, готовили к работе на производстве. Художник «текстильщик», занимающийся такой деятельностью, обеспечивает процесс, рисует эскизы для тканей и таким образом, создает саму ткань.

И, конечно, такой специалист может быть «свободным художником», то есть просто создавать художественные произведения. В нашем случае – это расписывать ткани (батик), валять войлок (войлочные панно и другие произведения из шерсти в виде одежде и аксессуаров), ткать гобелены (шпалеры) и делать еще много других интересных вещей из ткани (вышивку, текстильные куклы и т.д.). И как итог – оформлять интерьеры!

Члены Гильдии и гости фестиваля, Первый международный фестиваль художественного текстиля «Созвездие, Елагин остров

 Когда и почему Вы заинтересовались текстилем как художник?

– Скорее всего, заинтересовалась в тот момент, когда приняла решение стать студенткой училища имени Мухиной. Тогда кафедра текстиля считалась одной из самых престижных и сложных для поступления. Да и сейчас это так!  

Почему решила именно на текстиль? Разнообразие текстильных техник, их вариативность – все это очень интриговало и казалось, да и сейчас кажется, очень привлекательным.

–  История совместных выставок выпускников Мухинского училища (ныне академия им. Штиглица) началась ещё в 1999 году с экспозиции в выставочном зале Московского района Санкт-Петербурга. Вы закончили СПбГХПА им. А.Л. Штиглица в 1992-м. Участвовали ли в жизни гильдии с первых дней ее существования?

– После окончания института я и мои сокурсницы, Наталья Меншуткина и Елена Одинцова, стали всерьез задумываться над творческой реализацией. В год выпуска курса отменили обязательное трудоустройство для молодых специалистов, так называемое «распределение» на производство. В результате выпускники уходили в «никуда», что для советского человека было ново и в то же время интересно. Мы просто стали искать выставочные пространства для реализации наших идей. И нашли! Это были Чайный и Кофейный павильоны в Летнем саду, которые тогда использовались как выставочные пространства. В Библиотеке с выставочным залом Московского района мы выставились чуть позже, но тоже в 1995-м. Этот год можно считать моментом образования нашей группы.

Батик Елены Одинцовой

Батик Наталья Меншуткиной

Далее к нам присоединились другие наши сокурсницы – Татьяна Петрова, Людмила Лысюк, Александра Котельникова, Инна Губина. С течением времени сформировался постоянно действующий оргкомитет, сейчас это шесть художников, которым получается совмещать кураторскую и творческую деятельность (а некоторые ещё и преподают). Назову имена: Мария Ермолаева, Татьяна Власова, Наталья Куралесова, Наталья Галумова, Ирина Яблочкина и я.

– В 2009, несмотря на долгую историю неформальной группы, впервые оформилось название – «Гильдия Текстильщиков». Почему именно тогда? Что изменилось?

– Это забавная история. У нас есть свой «любимый зал», который уже упоминался. Это зал «Библиотеки с выставочным залом», расположенной на площади Чернышевского. Примечательно, что первую выставку в этой библиотеке (не нашу, но все же) в 1992-м открывал Д.С. Лихачев и на открытии сказал следующие слова: «Сейчас так много любительщины в искусстве, что профессионализм становится просто необходимым». Замечательные слова, можно сказать, что это и есть кредо нашей группы, профессионализм во всём.

Большой зал Библиотеки с выставочным залом, выставка «Белое зеркало Ночи»
Большой зал Библиотеки с выставочным залом, выставка «Белое зеркало Ночи»
Очень долго наше объединение не имело своего названия, нам просто не удавалось самоназваться, хотя мы и пытались. И вдруг, когда мы планировали нашу очередную выставку в этом зале, я увидела в записной книжке у Татьяны Юрьевны Гавриной, бывшей очень долгие годы заведующей этим выставочным залом, запись – «Гильдия Текстильщиков». Я спросила: «А кто это?». И Татьяна Юрьевна сказала: «А это вы, я должна была же Вас как-то назвать». Это случилось в 2010 году, и с тех пор мы сами так себя и называем.

– Почему именно «гильдия»? Не «союз», не «общество»?

– «Гильдия» - слово мистическое и даже загадочное. В нем чувствуется связь со средневековыми союзами ремесленников и мастеров. Мы, конечно, не считаем себя ремесленниками, но, все же ремесленный труд, мастерство, имеют очень большое значение в работе художника нашего направления в искусстве.

– Кто может присоединиться к Гильдии? Что для этого требуется?

–  Любой профессиональный художник из Санкт-Петербурга, который занимается художественным текстилем, может присоединиться к нам. Мы проводим и закрытые проекты, которые  делаем сугубо внутри Гильдия. Осуществляем и открытые проекты, публикуя объявления, призывающие художников участвовать в наших выставках. Как раз участие как минимум в трех таких мероприятиях дает право художникам присоединиться к нам. Проще говоря, с художником нужно познакомиться поближе, прежде чем он вольется в наши ряды, это правило - залог столь длительного существования группы и наш маленький секрет.

– Как функционирует Гильдия? Чем Вы занимаетесь?

–  Наша главная задача – выставочная деятельность. Для художника важна не только коммерческая составляющая его деятельности, без выставок художник превращается в ремесленника.

Наши мероприятия всегда организовывались и организуются без сторонней помощи, силами и средствами самих художников. И это для нас важно – не в чем ни от кого не зависеть.

Любой член нашей группы может предложить свой концептуальный проект. Так оно обычно и бывает – кто-то предлагает идею, находит место, где можно выставиться, а потом мы сообща дополняем и развиваем концепцию выставочного проекта. У нас на данном этапе очень сплоченная и дружная команда.

–  У художников-текстильщиков есть классики как в живописи и скульптуре? Можете ли назвать какие-нибудь имена?

–  Если говорить о всемирно известных именах, то самые титулованные представители художественного текстиля это Жан-Мари Огюст Люрса — французский художник, реформатор шпалерного искусства и Магдалена Абаканович, произведшая революцию в искусстве текстиля.

Шпалера Жана Люрсы
«Абакан» Магдалены Абаканович
А если обратиться именно к Ленинградской – Санкт-Петербургской школе художественного текстиля, то таких имен более чем достаточно: Борис Мигаль, Наталия Першина-Каллиопина, Алла Давыдова, Светлана Бусыгина, Ирина Яблочкина, Арсен Кардашов, Марат Тажибаев. Мы очень горды тем, что Наталия Першина-Каллиопина, Алла Давыдова и Светлана Бусыгина – являются членами нашей Гильдии, а Ирина Яблочкина – член оргкомитета Гильдии.

–  Есть ли такое понятие как санкт-петербургская или ленинградская школа текстиля, арт-текстиля?

– Несомненно. Ленинградская школа текстиля сформировалась и росла в стенах училища имени Мухиной в 60-х годах прошлого столетия. В принципе, рассказ о школе ленинградского художественного текстиля, важное место в которой занимают и школа батика, и школа гобелена – это отдельная история, которой хватит ещё не на один разговор.


Борис Мигаль «В белую ночь», гобелен, 1990
Марат Тажибаев «Музыкальная пауза», гобелен, 1995
Гобелен Аллы Давыдовой
Гобелен Наталии Першиной Каллиопиной «Лев»

–  За долгое время существования появились ли у Вас знаковые выставки, которые являются «визитной карточкой» Гильдии текстильщиков?

–  Да, конечно. У нас есть несколько проектов, которые для нас особенно важны. «Остров Сокровищ» – триеннале мини-текстиля (триеннале – череда выставок, объединенных единой концепцией, мероприятие проходит раз в три года). На данный момент состоялись две триеннале. Суть данного проекта заключается в возрождении текстильной традиции в миниатюрном формате, где размер работы не превышает двадцати сантиметров. Для участия принимаются не только 2D произведения, но и 3D объекты (размер по любому из трёх параметров тоже не более 20 см.). Каждая последующая триеннале имеет собственную «подконцепцию», свою идею.
Первая Триеннале «Остров Сокровищ, демонстрация проекта в Москве, выставочный зал «На Каширке»

Например, вторая триеннале была очень впечатляющей. В самом центре нашего города  — в Петропавловской крепости, представили свои работы 165 художников из девятнадцати стран мира. Тема второй триеннале  –  Город. Уникальность проекта заключалась не только в небольшом формате текстильных произведений, но и в актуальном срезе мировых проблем урбанистической среды, и в знакомстве с текстильными художественными тенденциями современности.

Вторая Триеннале «Остров Сокровищ. Город», Иоанновский равелин Петропавловской крепости
Плакат Второй Триеннале «Остров Сокровищ. Город»
Второй на данный момент важный для нас проект - «Созвездие» – фестиваль художественного текстиля. Мероприятие мы планируем проводить каждый год, весной, в выставочных залах Конюшенного корпуса – в случае, если так же успешно продолжится плодотворное сотрудничество с коллективом выставочных залов ЦПКиО им. Кирова. Мы всегда очень благодарны кураторам и искусствоведам, работающим в выставочных пространствах – именно от них на 50% зависит успех наших проектов.

Первый фестиваль Созвездие, Полуциркульный выставочный зал Конюшенного корпуса ЦПКиО им. Кирова

–  Как со-председатель Гильдии Текстильщиков Вы контактируете с огромным количеством художников и соответственно имеете большую насмотренность их творчества. Меняется ли искусство арт-текстиля? Например, от работы с плоскостью в сторону объема?

–  Плоскость или объем - на самом деле мы уже прошли этот этап, освоили и то, и то. Тут все и проще, и сложнее.

Светлана Изгиева «Мак», объект, войлок, ткань, проволока

Арт-текстиль – общее понятие, объединяющее не только различные техники, которые я перечисляла в самом начале интервью, но также это понятие сводит воедино и различные течения внутри себя. Если сказать очень общо – есть некая «изобразительная» история, то что обычно легко воспринимается зрителем: пейзаж, натюрморт, портрет. А есть и более абстрактные произведения, заставляющие зрителя задуматься, может быть, начать спорить с художником, сказать: «Я так тоже могу». Все как в той же живописи. Старая добрая изобразительная классика и авангард. В принципе: а какая разница? Мы все делаем всю ту же работу в искусстве – создаем его. Только в наших руках не кисточки и масляные краски, а ткань, нити, волокна и красители для материала.

Но в этом и отличие! Отличие в материале. В прикладных техниках, к которым относят и текстиль, в последние годы есть интересный экспериментальный мейнстрим – интерес к смешиванию и эксперименту с материалами. Именно он стоит на первом месте в нашей работе, и именно материал на современном этапе диктует свою волю. В данном случае нет числа вариациям. Именно по этому пути мы идем. Войлок, бумага, металлические нити, светодиодные волокна, синтетика, полиэтилен – вот лицо современного художественного текстиля. Все это также очень созвучно общемировому течению по вторичному использованию материалов – рециклингу.
Наталия Цветкова «Руки Творца», инсталляция, проволока, плетение
Мария Ермолаева «Архитурные прогулки», синтетика, полиэтилен
Ирина Яблочкина «Коконы» синтетика, плетение

Зоя Ленденская-Большакова «Острова в облаках», инсталляция, войлок, ручное ткачество

Татьяна Власова, фрагмент панно «Окно», синтетика, керамика, стекло

Ещё одно интересное направление в арт-текстиле  –  это использование традиционных материалов и техник в совершенно современной форме. К примеру, на старинном деревенском ткацком станке ткутся современные объекты.

Наталья Куралесова «Реченька», инсталляция, ремизное ткачество

Ещё интереснее некий микс этих двух направлений –  где и материалы смешиваются и традиционные методы используются.
Анна Векслер «Итальянская коллекция 1» текстиль, эмаль, стекло

–  Время сейчас турбулентное, но все же... Есть ли у Вас, как сопредседателя Гильдии, виденье ее развития?

– Я считаю, что мы делаем большое дело – мы объединяем и поддерживаем художников. Нам всем это очень нужно, тем более в последние годы стало ясно – без нашего сообщества многие из нас уже не могут обойтись. Ну и, конечно, – новые идеи, новые проекты, все это ждет нас и заставляет жить и трудиться.


Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

диктант
Интервью
03.04

Юлия Грызлова - про Тотальный диктант, любовь к русскому языку и показатель грамотности петербуржцев

Кино
07.04

Денис Чернов: «Мы создали целую вселенную домовых»

Накануне Дня российской анимации мы поговорили с Денисом Черновым — создателем мультфильма «Финник», который вторую неделю бьет рекорды в российском прокате. Режиссер рассказал, кем вдохновлялся при создании персонажей, кто причесывает домовых и причём здесь группа «Король и шут»

Смотреть все