Опубликовано: 06 июня 2023 года
– Что входит в понятие «текстильщик»? Он создает саму ткань? Декорирует ее? Шьет из текстиля одежду или обувь? Оформляет интерьер? Валяет шерсть?
– На этот вопрос можно ответить сначала коротко. Художник-«текстильщик» или, художник, занимающийся художественным текстилем – может делать все это и даже еще больше.
Текстильщик – очень емкое понятие. Когда я училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной (ныне Академия им. Штиглица), то на кафедре «Мебельно-декоративных тканей», как наша кафедра тогда называлась, нам давали очень обширные знания – и, в том числе, готовили к работе на производстве. Художник «текстильщик», занимающийся такой деятельностью, обеспечивает процесс, рисует эскизы для тканей и таким образом, создает саму ткань.
И, конечно, такой специалист может быть «свободным художником», то есть просто создавать художественные произведения. В нашем случае – это расписывать ткани (батик), валять войлок (войлочные панно и другие произведения из шерсти в виде одежде и аксессуаров), ткать гобелены (шпалеры) и делать еще много других интересных вещей из ткани (вышивку, текстильные куклы и т.д.). И как итог – оформлять интерьеры!
– Когда и почему Вы заинтересовались текстилем как художник?
– Скорее всего, заинтересовалась в тот момент, когда приняла решение стать студенткой училища имени Мухиной. Тогда кафедра текстиля считалась одной из самых престижных и сложных для поступления. Да и сейчас это так!
Почему решила именно на текстиль? Разнообразие текстильных техник, их вариативность – все это очень интриговало и казалось, да и сейчас кажется, очень привлекательным.
– История совместных выставок выпускников Мухинского училища (ныне академия им. Штиглица) началась ещё в 1999 году с экспозиции в выставочном зале Московского района Санкт-Петербурга. Вы закончили СПбГХПА им. А.Л. Штиглица в 1992-м. Участвовали ли в жизни гильдии с первых дней ее существования?
– После окончания института я и мои сокурсницы, Наталья Меншуткина и Елена Одинцова, стали всерьез задумываться над творческой реализацией. В год выпуска курса отменили обязательное трудоустройство для молодых специалистов, так называемое «распределение» на производство. В результате выпускники уходили в «никуда», что для советского человека было ново и в то же время интересно. Мы просто стали искать выставочные пространства для реализации наших идей. И нашли! Это были Чайный и Кофейный павильоны в Летнем саду, которые тогда использовались как выставочные пространства. В Библиотеке с выставочным залом Московского района мы выставились чуть позже, но тоже в 1995-м. Этот год можно считать моментом образования нашей группы.
Далее к нам присоединились другие наши сокурсницы – Татьяна Петрова, Людмила Лысюк, Александра Котельникова, Инна Губина. С течением времени сформировался постоянно действующий оргкомитет, сейчас это шесть художников, которым получается совмещать кураторскую и творческую деятельность (а некоторые ещё и преподают). Назову имена: Мария Ермолаева, Татьяна Власова, Наталья Куралесова, Наталья Галумова, Ирина Яблочкина и я.
– В 2009, несмотря на долгую историю неформальной группы, впервые оформилось название – «Гильдия Текстильщиков». Почему именно тогда? Что изменилось?
– Это забавная история. У нас есть свой «любимый зал», который уже упоминался. Это зал «Библиотеки с выставочным залом», расположенной на площади Чернышевского. Примечательно, что первую выставку в этой библиотеке (не нашу, но все же) в 1992-м открывал Д.С. Лихачев и на открытии сказал следующие слова: «Сейчас так много любительщины в искусстве, что профессионализм становится просто необходимым». Замечательные слова, можно сказать, что это и есть кредо нашей группы, профессионализм во всём.
-мОчень долго наше объединение не имело своего названия, нам просто не удавалось самоназваться, хотя мы и пытались. И вдруг, когда мы планировали нашу очередную выставку в этом зале, я увидела в записной книжке у Татьяны Юрьевны Гавриной, бывшей очень долгие годы заведующей этим выставочным залом, запись – «Гильдия Текстильщиков». Я спросила: «А кто это?». И Татьяна Юрьевна сказала: «А это вы, я должна была же Вас как-то назвать». Это случилось в 2010 году, и с тех пор мы сами так себя и называем.
– Почему именно «гильдия»? Не «союз», не «общество»?
– «Гильдия» - слово мистическое и даже загадочное. В нем чувствуется связь со средневековыми союзами ремесленников и мастеров. Мы, конечно, не считаем себя ремесленниками, но, все же ремесленный труд, мастерство, имеют очень большое значение в работе художника нашего направления в искусстве.
– Кто может присоединиться к Гильдии? Что для этого требуется?
– Любой профессиональный художник из Санкт-Петербурга, который занимается художественным текстилем, может присоединиться к нам. Мы проводим и закрытые проекты, которые делаем сугубо внутри Гильдия. Осуществляем и открытые проекты, публикуя объявления, призывающие художников участвовать в наших выставках. Как раз участие как минимум в трех таких мероприятиях дает право художникам присоединиться к нам. Проще говоря, с художником нужно познакомиться поближе, прежде чем он вольется в наши ряды, это правило - залог столь длительного существования группы и наш маленький секрет.
– Как функционирует Гильдия? Чем Вы занимаетесь?
– Наша главная задача – выставочная деятельность. Для художника важна не только коммерческая составляющая его деятельности, без выставок художник превращается в ремесленника.
Наши мероприятия всегда организовывались и организуются без сторонней помощи, силами и средствами самих художников. И это для нас важно – не в чем ни от кого не зависеть.
Любой член нашей группы может предложить свой концептуальный проект. Так оно обычно и бывает – кто-то предлагает идею, находит место, где можно выставиться, а потом мы сообща дополняем и развиваем концепцию выставочного проекта. У нас на данном этапе очень сплоченная и дружная команда.
– У художников-текстильщиков есть классики как в живописи и скульптуре? Можете ли назвать какие-нибудь имена?
– Если говорить о всемирно известных именах, то самые титулованные представители художественного текстиля это Жан-Мари Огюст Люрса — французский художник, реформатор шпалерного искусства и Магдалена Абаканович, произведшая революцию в искусстве текстиля.
А если обратиться именно к Ленинградской – Санкт-Петербургской школе художественного текстиля, то таких имен более чем достаточно: Борис Мигаль, Наталия Першина-Каллиопина, Алла Давыдова, Светлана Бусыгина, Ирина Яблочкина, Арсен Кардашов, Марат Тажибаев. Мы очень горды тем, что Наталия Першина-Каллиопина, Алла Давыдова и Светлана Бусыгина – являются членами нашей Гильдии, а Ирина Яблочкина – член оргкомитета Гильдии.
– Есть ли такое понятие как санкт-петербургская или ленинградская школа текстиля, арт-текстиля?
– Несомненно. Ленинградская школа текстиля сформировалась и росла в стенах училища имени Мухиной в 60-х годах прошлого столетия. В принципе, рассказ о школе ленинградского художественного текстиля, важное место в которой занимают и школа батика, и школа гобелена – это отдельная история, которой хватит ещё не на один разговор.
– За долгое время существования появились ли у Вас знаковые выставки, которые являются «визитной карточкой» Гильдии текстильщиков?
– Да, конечно. У нас есть несколько проектов, которые для нас особенно важны. «Остров Сокровищ» – триеннале мини-текстиля (триеннале – череда выставок, объединенных единой концепцией, мероприятие проходит раз в три года). На данный момент состоялись две триеннале. Суть данного проекта заключается в возрождении текстильной традиции в миниатюрном формате, где размер работы не превышает двадцати сантиметров. Для участия принимаются не только 2D произведения, но и 3D объекты (размер по любому из трёх параметров тоже не более 20 см.). Каждая последующая триеннале имеет собственную «подконцепцию», свою идею.
Например, вторая триеннале была очень впечатляющей. В самом центре нашего города — в Петропавловской крепости, представили свои работы 165 художников из девятнадцати стран мира. Тема второй триеннале – Город. Уникальность проекта заключалась не только в небольшом формате текстильных произведений, но и в актуальном срезе мировых проблем урбанистической среды, и в знакомстве с текстильными художественными тенденциями современности.
Второй на данный момент важный для нас проект - «Созвездие» – фестиваль художественного текстиля. Мероприятие мы планируем проводить каждый год, весной, в выставочных залах Конюшенного корпуса – в случае, если так же успешно продолжится плодотворное сотрудничество с коллективом выставочных залов ЦПКиО им. Кирова. Мы всегда очень благодарны кураторам и искусствоведам, работающим в выставочных пространствах – именно от них на 50% зависит успех наших проектов.
– Как со-председатель Гильдии Текстильщиков Вы контактируете с огромным количеством художников и соответственно имеете большую насмотренность их творчества. Меняется ли искусство арт-текстиля? Например, от работы с плоскостью в сторону объема?
– Плоскость или объем - на самом деле мы уже прошли этот этап, освоили и то, и то. Тут все и проще, и сложнее.
Арт-текстиль – общее понятие, объединяющее не только различные техники, которые я перечисляла в самом начале интервью, но также это понятие сводит воедино и различные течения внутри себя. Если сказать очень общо – есть некая «изобразительная» история, то что обычно легко воспринимается зрителем: пейзаж, натюрморт, портрет. А есть и более абстрактные произведения, заставляющие зрителя задуматься, может быть, начать спорить с художником, сказать: «Я так тоже могу». Все как в той же живописи. Старая добрая изобразительная классика и авангард. В принципе: а какая разница? Мы все делаем всю ту же работу в искусстве – создаем его. Только в наших руках не кисточки и масляные краски, а ткань, нити, волокна и красители для материала.
Но в этом и отличие! Отличие в материале. В прикладных техниках, к которым относят и текстиль, в последние годы есть интересный экспериментальный мейнстрим – интерес к смешиванию и эксперименту с материалами. Именно он стоит на первом месте в нашей работе, и именно материал на современном этапе диктует свою волю. В данном случае нет числа вариациям. Именно по этому пути мы идем. Войлок, бумага, металлические нити, светодиодные волокна, синтетика, полиэтилен – вот лицо современного художественного текстиля. Все это также очень созвучно общемировому течению по вторичному использованию материалов – рециклингу.
Ещё одно интересное направление в арт-текстиле – это использование традиционных материалов и техник в совершенно современной форме. К примеру, на старинном деревенском ткацком станке ткутся современные объекты.
Ещё интереснее некий микс этих двух направлений – где и материалы смешиваются и традиционные методы используются.
– Время сейчас турбулентное, но все же... Есть ли у Вас, как сопредседателя Гильдии, виденье ее развития?
– Я считаю, что мы делаем большое дело – мы объединяем и поддерживаем художников. Нам всем это очень нужно, тем более в последние годы стало ясно – без нашего сообщества многие из нас уже не могут обойтись. Ну и, конечно, – новые идеи, новые проекты, все это ждет нас и заставляет жить и трудиться.
Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться