Дрессировщик акул Сергей Панчук: «Когда я приглашаю хищницу на танец, встаю на колено»
Интервью

05 декабря 2022 года

Дрессировщик акул Сергей Панчук: «Когда я приглашаю хищницу на танец, встаю на колено»

От выступлений руководителя отдела водолазного обеспечения Санкт-Петербургского океанариума Сергея Панчука у зрителей захватывает дух: дрессировщик танцует с трехметровыми акулами, ставит хищниц «свечкой» и вращает их над головой. О том, как проходят тренировки и об акульей ревности, Сергей рассказал порталу «Культура Петербурга».

От выступлений руководителя отдела водолазного обеспечения Санкт-Петербургского океанариума Сергея Панчука у зрителей захватывает дух: дрессировщик танцует с трехметровыми акулами, ставит хищниц «свечкой» и вращает их над головой. О том, как проходят тренировки и об акульей ревности, Сергей рассказал порталу «Культура Петербурга».Фото

— Как у вас возникла идея стать дрессировщиком акул?

- Когда-то я обучал людей водолазному делу в открытом водоеме в Казахстане. Так случилось, что мы тренировались на территории, где было много акул. Хищницы не подплывали, но нервничали, и представляли собой потенциальную опасность для водолазов. Тогда у меня возникла идея приучить этих рыб к себе. Я стал потихоньку приближаться к ним, медленно изо дня в день, сокращая расстояние, затем начал их подкармливать. Акула в воде, как волк в лесу, отлично видит и чувствует. Она запоминает и начинает обращать внимание на тех, кто с ней работает.

Существует 350 видов акул, у всех разный характер. Мало того — у каждой акулы, как у человека, свой индивидуальный характер. У меня в океанариуме сейчас плавают две трехметровые «девочки» с разными характерами. Одна с удовольствием со мной танцует, а вторая не хочет танцевать. Конечно, я могу ее заставить, но это будет насильно, не красиво… Зато ее я легко кручу, держу над собой. Почему так? Объяснить не могу, все зависит от характера акулы, ее склонностей. Но если этим существам что-то не нравится, они всегда предупредят — плавниками и телом покажут: «не подходи ко мне».Фото— Проводя параллели с человеческой культурой, если бы мы говорили, что акулу надо пригласить на танец, какие главные правила в этом случае нужно учесть?

- Это лучше увидеть, чем объяснить словами: приглашая акулу, я встаю на колено и протягиваю ей руку. С помощью стука пальцев подаю знак, понятный рыбе. Если акула не хочет, она не подойдет, если соглашается, то сделает круг и приблизится. Только после этого я поднимаюсь и ставлю ее в исходное положение, не свойственное моей партнерше — «свечкой». Мы с ней вальсируем, и наш танец можно объяснить только доверием хищницы.

Здесь главное быть аккуратным и вежливым! Иногда люди нагло и беспардонно относятся к миру природы. Человек привык считать себя царем животного мира. Но нет! Это иллюзия! Мы букашки в бескрайнем мире, даже крохотная бактерия может нас всех уничтожить. С этим пониманием и внутренним спокойствием я приглашаю «девочек» танцевать. А если я не в настроении, они чувствуют эту отрицательную энергию и боятся ко мне подходить.Фото— Каким еще важным вещам научили вас акулы?

- Прежде всего тому, что не надо превозносить себя над окружающими, как говорится: будь скромнее, и к тебе потянутся. Этот закон действует и применительно к природе, и в общении с другими людьми.

В этом мире мы и другие виды — равноправны, и если люди будут давить на природу, она нас вытеснит.

— Были у вас опасные, критические ситуации во время дрессировки и выступлений?

- Акулы ревнивы. Одна акула приревновала меня к мурене, разорвала и съела ее на глазах у зрителей. Это, мягко говоря, не очень хорошо. Мурены у нас большие, двухметровые, представьте, как это выглядело. Это произошло из-за того, что я кинул лакомый кусочек мурене, когда акула ушла на круг. Все были в шоке, и я — в том числе. Спустя некоторое время акула подплыла ко мне и легла рядом, ожидая продолжения. Пришлось ей как-то показывать, что она не права: отплывать от нее, демонстрировать, что не собираюсь с ней работать… Лакомство я дал ей гораздо позднее. Но то, что сделала акула, это ее природа, для хищника такое поведение естественно. В этом смысле, взаимодействуя с животным миром, мы должны думать как животное, а не как человек.Фото— Вы в хорошей физической форме, занимаетесь спортом?

- Я служил в десантных войсках, всю жизнь занимался спортом. До сих пор каждый день в обязательном порядке подтягиваюсь по сто раз.

— В каком количестве океанариумов Вы бывали? Чем петербургский отличается от остальных?

- Я побывал в более чем десяти океанариумах. Петербургский — первый в России, и в этом заключается его уникальность. Москва открыла свой океанариум второй, затем водные зоопарки появились и в других городах страны.

Океанариум выполняет не только познавательную, но и воспитательную функции, особенно в отношении детей. Сложно заинтересовать, показать величие и силу подводного мира, а также привить к нему уважение через телевизор. В океанариуме человек видит плавающих акул и других морских обитателей в метре от себя, это впечатляет, вызывает уважение и живой интерес.

— На ваш взгляд, что нужно делать жителям Петербурга, чтобы сохранять статут культурной столицы?

- По-моему, самое главное — уважать друг друга. Театров и музеев у нас много, а вот уважения иногда не хватает. Я не говорю о любви, уважения достаточно.Фото

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Смотреть все