Надежда Медведева: «Интересно, как дуэт пианистов может сочетаться с вокалом и разными инструментами»
Интервью

07 сентября 2023 года

Надежда Медведева: «Интересно, как дуэт пианистов может сочетаться с вокалом и разными инструментами»

Надежда Медведева, художественный руководитель фестиваля Spectrum Duo Fest, председатель Санкт-Петербургского Объединения фортепианных дуэтов.

В мае нынешнего года в Санкт-Петербурге прошел Второй международный фестиваль фортепианных дуэтов Spectrum Duo Fest. В нем приняли участие более 200 музыкантов из разных городов и стран – Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Китая и Южной Кореи. 

Об участниках Spectrum Duo Fest, особенностях такого вида искусства и о том, какое отношение к фортепианным дуэтам имеет Дмитрий Харатьян порталу «Культура Петербурга» рассказала Надежда Медведева, художественный руководитель фестиваля, председатель Санкт-Петербургского Объединения фортепианных дуэтов.

– Как возникла идея фестиваля дуэтов?

– Обратимся к истории. Первые фестивали фортепианных дуэтов в России появились по инициативе Всесоюзной Ассоциации фортепианных дуэтов, теперь имеющей статус Общенациональной. Во главе ее стояли лидеры отечественного дуэтного исполнительства Елена Сорокина и Александр Бахчиев. Именно этому великому союзу наш жанр, долгое время считавшийся камерным или салонным, во многом обязан сегодняшним ярким концертным существованием. Первые фестивали были организованы совместно с вице-президентом Ассоциации Людмилой Осиповой – сегодня главным исследователем исполнительского жанра фортепианного дуэта. Такие музыкальные праздники, на которых собирался весь цвет ансамблистов, проходили в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Смоленске. В начале 1990-годов дважды фестивали устраивали в Ленинграде.

В начале 2000-х годов было образовано Санкт-Петербургское Объединение фортепианных дуэтов. Его руководитель, профессор Петербургской консерватории Игорь Тайманов стал душой конгломерата петербургских пианистов-ансамблистов. В Объединении ему удалось сплотить представителей разных поколений, причем не только пианистов, но и композиторов и педагогов. В результате деятельность Объединения стала активно развиваться. Самым ярким проектом в течение ряда лет был Международный фестиваль «Балтийские фортепианные дуэты». По разным объективным причинам в какой-то момент в фестивальном движении возникла пауза.

Фото1 (1).JPG

Несколько сезонов подряд наш с Мариной Климовой коллектив Spectrum-duo, который более 20 лет занимается популяризацией современной музыки, проводил в Герценовском институте Марафоны дуэтов. Это были концерты, к которым мы привлекали сначала своих учеников: студентов института музыки, театра и хореографии Герценовского университета и учащихся ДМШ № 7. Позже к участию в выступлениях присоединились и преподаватели, а также юные исполнители из разных музыкальных школ. В какой-то момент стало очевидно, что появление фестиваля органично подхватит эту волну совместного музицирования. Мы благодарны руководству Герценовского университета, которое поддержало эту инициативу, - наша директор ИМТиХ, профессор Елена Кузнецова сама приняла деятельное участие в проекте.

– Какие отличительные черты имеет Ваш фестиваль?

– Его уникальность в том, что на сцену вместе со взрослыми, концертирующими музыкантами, выходят дети. Именно в таком, живом непосредственном взаимодействии передается исполнительская традиция. Никакое методическое пособие не заменит этой великолепной школы, которая поднимает одаренных детей и уже избравших свою стезю студентов на более высокую ступень мастерства.

– Что делается для постижения учащимися искусства дуэта?

– В программе фестиваля большую роль играют мастер-классы. В этом году для студентов вузов эти занятия провели наши гости – известный семейная пара из Новосибирска Эльвира и Анатолий Полонские. Благодаря современным возможностям, мы можем услышать множество записей этого удивительно чуткого, благородного дуэта, обладающего к тому же огромным педагогическим опытом.

Фото 2. Мастер-класс Эльвиры и Анатолия Полонских (Новосибирск).jpg

Второй мастер-класс проводил петербургский дуэт Светланы Коновой и Татьяны Беззубенковой. Пианистки сейчас на взлете своей исполнительской карьеры, они много выступают и, конечно, передают свои наблюдения детям живо и увлекательно.

 КонноваБеззубенкова.jpg

– Расскажите о концертных программах этого года.

– Это трудно передать в двух словах, ведь концертов было много, и они посвящались разным юбилейным событиям. На фестиваль собралось более 200 музыкантов – это, действительно, рекордное число для подобных мероприятий.

В первую очередь хочется отметить 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. Главному событию года мы посвятили четыре концерта и научную конференцию. В нынешнем сезоне проходит много рахманиновских форумов, мне с Олегом Кошелевым выпала честь участвовать в Международном симпозиуме в Москве, во Всероссийской конференции Ростовской консерватории. Но наша конференция иного плана - она отражает именно деятельность Рахманинова на ниве фортепианного дуэта, и каждый из почти 40 участников осветил именно этот ракурс. Хочется выразить слова особой признательности за участие таким ученым, как Людмила Скафтымова, Иосиф Райскин, Раффи Хараджанян, Наталья Катонова, Людмила Осипова, Светлана Горобец.

Две концертные программы прошли на Новгородской земле, на родине Рахманинова. Даже далеко не все профессионалы знают, что сейчас возрождается Парк усадьбы Онег – именно там, в поместье своей матери Любови Петровны, Рахманинов провел свои детские годы и впервые встретился с музыкой. Добровольцы в течение двух сезонов расчищали и облагораживали место, совсем недавно бывшее обычным лесом. Их (и нашему) взору предстал фундамент усадьбы, два колодца, стела. И вот в этом преображенном парке, на открытой сцене, в рамках проекта Марии Васильевой «Рахманиновские вечера в усадьбе Онег» прошел первый концерт фестиваля. Затем участники фестиваля выступили перед студентами и преподавателями Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова.

Фото4.jpg

Важнейшее событие петербургских торжеств – Гала-концерт в Малом зале филармонии. В концерте «Приношение Рахманинову» каждый дуэт выступил с отдельным номером. В конце вечера установленный на сцене портрет композитора кисти Андрея Ерофеева был весь цветах от благодарных восторженных слушателей. У исполнителей на концерте возникло редкостное единение, поэтому мне не хотелось бы выделять кого-то из дуэтов, однако скажу, что азиатские гости – китайский дуэт Чжан Синьюэ и Цяо Кунь, а также представительница Южной Кореи Хан Тэён, выступавшая в дуэте со своим учителем профессором Олегом Кошелевым, глубоко чувствуют и переживают исполнение шедевров русской музыки.

Ярком аккордом – сложнейшей Тарантеллой завершили концерт москвичи Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский, известный дуэт с огромнейшим репертуаром, гастролирующий по разным странам – их участие, без сомнения, стало для фестиваля значительным и важным.

Силиванова-ПурыжинскийФото.jpg

– Какие еще композиторы вызвали интерес в этом сезоне?

– Действительно, мы попытались «объять необъятное». Программа продолжилась в других залах. В Колонном зале Герценовского университета состоялся концерт, посвященный юбилеям Э. Грига (180-летие) и И. Брамса (190-летие). Жаль, что это мероприятие оказалось несколько «в тени» Рахманинова, но мы обязательно исправим это, и для тех, кто не успел попасть на выступление, повторим его с некоторыми вариантами в Музее Рериха 19 ноября. Юбилеи композиторов-романтиков, произведения которых давно стали частью золотого дуэтного репертуара, настолько значимы в мировом масштабе, что музыканты разных стран выстраивают в их память и честь культурные мосты. Для фестиваля ценно приветствие, присланное председателем Общества Брамса из г. Штральзунда (Германия), в речи подчеркивается, что музыка – часть культурной самоидентификации и одновременно универсальный язык. Эту эстафетную палочку необходимо передать молодым, чтобы в будущем они внесли вклад в дело взаимопонимания между народами.

Фото5Общее фото.jpg

– В одном из концертов принял участие Дмитрий Харатьян. Как это возможно, ведь у Вас фестиваль фортепианных дуэтов?

– Заключительный концерт фестиваля прошел в Доме-музее композитора Исаака Шварца в Сиверском и был приурочен к 100-летию со дня его рождения. Как известно, Исаак Иосифович любил играть произведения классиков в партнерстве - в четыре руки. Фортепианный дуэт, увы, не входил в круг его композиторских интересов. Концерт буквально спасла Антонина Владимировна Нагорная, вдова композитора и директор музея, которая поделилась нотами четырехручных переложений музыки из фильмов.

ХаратьянНовоеФото.jpg

В приглашении на концерт народного артиста России Дмитрия Харатьяна для исполнения песни «Не обещайте деве юной» с сопровождением фортепианного дуэта, действительно, был определенный риск, ведь мы должны были сочетать разные жанры – академического исполнительства и песни кино. Конечно, волнение присутствовало. Однако с первых звуков на репетиции стало ясно, что все получится, и помогла в этом бесконечно реалистичная музыка Шварца. Трудно поверить, но, выступая с академическими вокалистами, мы никогда не испытывали такого погружения в образ. Силой своего актерского мастерства Дмитрий Вадимович перенес нас в другое время, в ту самую атмосферу фильма «Звезда пленительного счастья», и это было потрясающе! Надо сказать, что через некоторое время Харатьян по приглашению Антонины Нагорной вернулся в Сиверскую и выступил в масштабном проекте «Исаак Шварц. Избранное» с Санкт-Петербургским ГАСО п/у Александра Титова.

– Какие перспективы Вы видите у проекта?

– Меня очень привлекает возможность показать фортепианный ансамбль не только в оригинальном виде, что, безусловно, необходимо. Интересно как дуэт пианистов может сочетаться с вокалом, разными инструментами. У фестиваля есть друзья, которые готовы воплотить в самые смелые идеи. Это известные петербургские музыканты Серафима Верхолат и ее квартет саксофонов «СеВер», валторнист Александр Афанасьев, балалаечники Евгений Желинский и Денис Пенюгин. С успехом выступили на фестивале юный певец Леонардо Хенер-Мендоза (преподаватель - М.М. Радченко) и ансамбль в составе дуэта Наталии Медведевой и Екатерины Мажара (преподаватель - И.А. Письмак) с квартетом валторнистов (художественный руководитель - Г.Р. Авик).

Фото7 (1).jpg

Перспективное направление сочетания двух роялей с хором открыл для фестиваля Заслуженный деятель искусств Беларуси Игорь Матюхов, который собрал сводный коллектив для исполнения Двух русских песен на Рахманиновском концерте.

– Что бы Вы хотели пожелать участникам?

– Мои пожелания в первую очередь обращены к юным пианистам и их наставникам. В преддверии учебного года каждый учитель строит планы на будущее. В Санкт-Петербурге проходит уникальный дуэтный конкурс «Брат и сестра», множество других проектов, победители которых могут попасть в число участников фестиваля. В конечном итоге, все наши силы обращены именно к творческому воспитанию подрастающего поколения. Фестиваль 2024 года будет иметь новое название «Диалоги Невских берегов» и пройдет под эгидой юбилея М.И. Глинки. Для композиторов объявлен специальный конкурс во славу продолжения традиций великого русского композитора. Уверена, что вместе мы сможем внести достойный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.

 

Фотографии Софии Пряниковой, Елены Трифоновой, Анны Александровой.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
Гастроли
20.06

Вадим Верник: «МХТ все время ищет новые формы»

Интервью
Классическая музыка
20.06

Александра Стефанова - про Škola Crew, снобизм творческой элиты и академическую музыку

01.04

Принцип Dance Open – не потерять в качестве

Интервью с Ольгой Беленкис - креативным продюсером фестиваля.

Интервью
Гастроли
18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

Смотреть все