Опубликовано: 28 февраля 2025 года
Недавно в Театрально-концертном комплексе «Карнавал» прошла премьера документальной картины «Аничковский рай». Портал «Культура Петербурга» взял интервью у генерального директора Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных Марии Ренгольдовны Катуновой и узнал: почему фильм появился к 88-летию Дворца, а не к юбилейной дате, кто из знаменитостей занимался в детстве в Аничковом, чему нужно учить современных школьников, чтобы они были успешными, и кто такой — педагог мечты.
- Фильм «Аничковский рай» был снят к 88-летию Дворца. Почему именно сейчас? Дата же некруглая.
- Открыт Ленинградский Дворец пионеров, действительно, был в 1937-м, но есть и другая дата. В конце 1934 года первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров предложил создать внешкольное учреждение для детей города. Дворец начал работу 12 февраля 1937 года. Но замечательная идея возникла чуть более 90 лет назад.
- Выходили ли ранее киноленты о Дворце?
- Году в 1975-м Алексей Учитель, будучи студентом, снял фильм о Дворце. Я тогда была ребенком, но все мы, воспитанники Аничкова, эту ленту смотрели.
Режиссер, кстати, сам занимался в детстве в фотостудии нашего Дворца пионеров.
1980 году на экраны вышла замечательная кинолента «Мы смерти смотрели в лицо». Она посвящена известному балетмейстеру Аркадию Обранту и тому, как он вывез из блокадного Ленинграда изможденных детей, своих учеников, когда-то занимавшихся в нашем Дворце пионеров. Педагог создал из этих ребят фронтовой ансамбль. И в 1945-м, в День Победы, эти школьники, в возможности которых изначально никто не верил, участвовали в великолепном концерте на Дворцовой площади. За свои выступления во время войны дети были награждены не только медалью «За оборону Ленинграда», но и орденом «Красной Звезды». А эту награду, как известно, давали только за подвиги и военные заслуги.
Помню, как создавался этот фильм. Я тогда ходила во Дворец на занятия, перед входом во Дворец были размещены большие мешки, окна заклеили крест-накрест бумагой, а потом снимали в этих помещениях блокадные сцены.
Были и другие ленты об Аничковом. И, конечно же, в интерьерах дворца часто снимали исторические художественные фильмы, например, «Бедный, бедный Павел».
- О чем фильм «Аничковский рай»?
- Он рассказывает об истории Дворца, о кружках и, конечно же, о наших знаменитых выпускниках. Ведь у нас занимались и Сергей Юрский, и Анастасия Мельникова, и Николай Фоменко, и Лев Додин, и Диана Вишнева, и Георгий Гречко, и многие другие. Рассказать о почти 90-летней истории Дворца в одном фильме невозможно, но мы постарались охватить наиболее яркие эпизоды.
- А сколько детей за 88 лет смогли позаниматься во Дворце? Это же, наверное, соизмеримо с населением целого города!
- Статистики никто не вел, но это точно не менее 2-3 млн. человек. Вот посчитайте, у нас около 100 направлений, по которым ежегодно занимается порядка 17 тысяч детей, плюс 10 тысяч ребят отправляются в наш лагерь «Зеркальный», а во время новогодней кампании нас посещают почти 20 тысяч детей. Кроме того, у нас есть экспедиции, походы и многое другое.
Если умножить получившиеся цифры на годы работы Дворца, получится астрономический результат.
- У Вас есть воспитанники, чьи родители и бабушки-дедушки занимались в Аничковом?
- Есть и их достаточно много. Время от времени педагоги рассказывают мне очень трогательные семейные истории.
Интересная ситуация сложилась в Юношеском клубе космонавтики имени Г.С. Титова. Там на стене висит специальный стенд, на котором размещены фотографии супружеских пар, познакомившихся во время занятий в Клубе. А теперь здесь учатся их дети.
- В разные времена во Дворце преподавали композитор Исаак Дунаевский и шахматист Михаил Ботвинник. Кто из знаменитостей работает здесь сейчас?
- Художественным руководителем Театра Юношеского Творчества у нас работает Евгений Юрьевич Сазонов. Его знает все профессиональное сообщество города, и в любом театре найдутся ученики мастера.
Кроме того, педагогом Эколого-биологического центра «Крестовский остров» является доктор биологических наук Павел Петрович Скучас. Не ошибусь, если скажу, что все биологи и палеонтологи не только России, но и мира с уважением относятся к этому ученому.
Есть выпускники, которые продолжают нам помогать и патронировать определенные направления. Например, Максим Юрьевич Соколов - выпускник Дворца и городского пионерского штаба, является президентом «АвтоВАЗа»; Георгий Владимирович Анцев, занимавшийся в авиамодельной лаборатории - Герой Труда. Теперь у детей есть возможность показать свои работы, в том числе, и практикам, работающим в определенной области.
- А в каком кружке Дворца пионеров в детстве занимались Вы?
- В городском пионерском штабе. У нас тогда была очень яркая жизнь, мы присутствовали на самых разнообразных мероприятиях. Сейчас я понимаю, насколько это все было непросто, что нами очень деликатно и умно руководили взрослые люди. Но в детстве мы этого не ощущали. Например, запускалась станция «Пионерская». И мы – школьники из пионерского штаба – еще на этапе строительства спускались в метро. Кто еще мог бы таким похвастаться?
Вообще наш Дворец пионеров внес большой вклад в жизнь города. Так, например, много лет назад Самуил Яковлевич Маршак создал у нас литературный клуб «Дерзание». И большая часть членов Союза писателей Ленинграда, а теперь Петербурга, является бывшими воспитанниками этого сообщества.
Кстати, именно в наших стенах был придуман праздник «Алые паруса». В 60-е годы возникла идея организовать проект, который запомнится выпускникам. Я лично знакома с теми людям, которые этот праздник придумывали. Тогда решили, что в мероприятии непременно должно проходить на Неве. А с чем ассоциируется река? С кораблем, мечтой… Так возникли «Алые паруса», которые впоследствии стали одним из брендов Петербурга.
- Ваш Дворец занимается в первую очередь воспитанием детей, а уже затем дает им дополнительные знания. Время очень быстро меняется. На Ваш взгляд, чему стоит сейчас в первую очередь учить ребят, чтобы они были успешны в современной жизни?
- Иногда родители меня спрашивают, а зачем детям ходить в кружки, если есть репетиторы, множество онлайн-курсов. Есть. На удаленных занятиях, действительно, можно многому научиться. Но на онлайн курсах ты не найдешь ни единомышленников, ни друзей!
Кроме того, родители жалуются и на другую проблему: чтобы ни предлагалось детям, многим – ничего, кроме гаджетов, не любопытно. Это, действительно, беда. Но выход из этой ситуации есть - надо пробовать, пробовать и пробовать, должно найтись направление, которое зацепит ребенка. Его может привлечь даже не тема занятий, а компания ребят, увлеченная этой областью, или педагог, за которым захочется пойти. Это непростой путь, но многим он помог.
А еще важно найти ребенку такое общество, которое поможет стать ответственным и мотивированным. Ведь, когда рядом увлеченные дети с горящими глазами, каждому хочется учиться и творить. Такой социум поможет школьнику стать упорным и настойчивым в достижении цели.
И если школьнику в кружке будет хорошо, тогда вы переживете непростой критически-вулканический подростковый период более-менее спокойно. А это крайне важно.
- У Вас, кроме дополнительного образования, работает еще и Аничков лицей. В него стремятся попасть многие петербургские школьники. Почему он пользуется популярностью?
- Как показывает вступительное испытание, у нас, действительно, большой конкурс – 6-8 человек на место. В лицей приходят дети, которые осознают важность общего фундаментального образования. И понимают, что любое дополнительное можно получить во Дворце.
Ранее в лицее были профильные классы: химико-биологический, гуманитарный и множество других. Но в итоге решили вернуться к идее хорошего общего развития. Теперь наши выпускники поступают как в гуманитарные, так и в технические вузы.
- Среди учащихся Дворца есть и особые дети?
- Да, конечно. Среди ребят, которые занимаются на сноуборде, есть слабослышащие. С ними работает тьютор, владеющий жестовым языком. Мы пригласили этого специалиста еще в 2014 году. И с тех пор у нас появилось много инклюзивных выпускников.
- Каким должен быть педагог дополнительного образования, чтобы заинтересовать современных детей, чтобы им захотелось заниматься музыкой, живописью или спортом?
- Мой коллега как-то сказал отличную фразу: «Мне не нравится определение «педагог дополнительного образования», я бы назвал его педагогом мечты». И это правильно. Ведь ребенок приходит к нам либо со своей мечтой, либо за своей мечтой. И задача педагога - подхватить его мечту, сделать реальностью.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться