Фотографии предоставлены Андреем Богдановым. Правообладатель визуального материала в статье: Андрей Богаднов.
Интервью

О банкнотах и о несуществующих деньгах

Андрей Богаднов ведет экскурсию по музею / Из личного архива Богданова. Правообладатель визуального материала в статье: Андрей Богаднов.

Опубликовано: 04 января 2021 года

9 января — день рождения российских бумажных денег. В Российской империи чеканили медные монеты, но для крупных торговых сделок такие деньги были непригодны, а их доставка вызывала большие трудности. 29 декабря 1768 года (9 января 1769 года) императрица Екатерина II издала манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. Так она ввела в обращение первые в России бумажные деньги. По этому случаю «Культура Петербурга» поговорила с Андреем Богдановым — сотрудником Музея истории денег в Петропавловской крепости.

1000-Богданов 05.jpg



– Андрей, расскажите, пожалуйста, кем Вы работаете в Музее истории денег? Что входит в Ваши обязанности?

– Я работаю в Музее истории денег АО «Гознак». Официальное название моей должности весьма длинное — руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса. Фактически я совмещаю обязанности научного сотрудника, куратора выставок и руководителя экскурсионной работы. Однако, поскольку сотрудников в нашем музее немного, случается выполнять самую разную работу.

В мои обязанности входит деятельность, связанная с применением специальных знаний по истории, нумизматике, бонистике, фалеристике и смежным дисциплинам. Я занимаюсь созданием выставок: разработкой концепции, исследованием и отбором материалов в фондах, монтажом предметов на экспозиции и так далее. Конечно, делаю это не один — есть коллеги, которые помогают мне, являясь полноправными участниками этого большого процесса.

Кроме прочего, принимаю участие в организации наших ежегодных музейных конференций, в частности, собираю и редактирую сборник материалов, который сейчас «разросся» до 500 страниц. Организация конференции — это тоже работа коллективная. Львиную долю всей работы, связанной с ней, берут на себя мои коллеги — Вера Березина и Наталья Алексеева.

Большая работа связана с публикациями — всевозможными текстами для сайта, социальных сетей музея, корпоративной газеты Гознака, журналов. Я их либо готовлю сам, либо редактирую то, что написали мои коллеги, проверяя тексты с точки зрения исторической достоверности.

Собрание Гознака, включающее в себя образцы, проектные материалы, инструменты, связанные с производством монет, банкнот, наград, документов и прочего, — не имеет аналогов в мире. Это позволило сделать наш музей крупнейшей современной экспозицией, посвященной истории российских денег. А на временных выставках мы регулярно показываем такие вещи, которые никто раньше не видел.

Вход в Музей истории денег.

– Объем работы впечатляет! Расскажите, пожалуйста, как Вы пережили уходящий год. Из-за пандемии музеи были закрыты на долгий срок и опять, время от времени, закрываются. Как решили вопрос с выставками? Как выходили в онлайн?

– Из-за пандемии, конечно, пострадали все музеи, и наш — не исключение. Уже весной, когда стало ясно, что возможны самые негативные варианты, мы стали готовиться к закрытию экспозиции для посетителей. В условиях эпидемии мероприятия, которые проводят музеи, стали одной из форм поддержки людей в трудной ситуации самоизоляции. Поэтому мы сделали все, чтобы перевести свою работу в онлайн-формат. Собственно, мы и так активны в Интернете: ведем группы в социальных сетях и сайт, регулярно выкладываем видеоролики, тексты, изображения и описания экспонатов. Благо, богатейшие фонды Гознака это позволяют.

В условиях удаленной работы мы едва ли не на порядок усилили эту работу. Конечно, не все, что было сделано в период закрытия музея, сразу «ушло в народ». Что-то делалось и на будущее, например, чистились витрины в экспозиции (пока мы еще работали в музее), создавались заделы на будущее. Одна из наших сотрудниц — Екатерина Чистикова — за время пандемии подготовила книжку о животных, изображенных на российских памятных монетах.

Отдельной проблемой во время эпидемии стала подготовка выставки. Традиционно она готовится зимой и открывается в мае, к началу летнего сезона. Уже было решено, что экспозиция 2020 года будет посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и называться будет «Знаки Победы». Несмотря на обстоятельства, мы все равно готовили ее к открытию, надеясь на лучшее. В итоге к концу апреля все было сделано, причем монтажные работы проходили в самый тяжелый период — в марте и апреле. И 27 апреля выставка открылась. Конечно, виртуально: была выложена на сайте и на Youtube-канале музея видеоэкскурсия по экспозиции, записанная накануне.

Это стало важной составляющей нашей просветительской работы. Первые посетители пришли на выставку только 27 июля, когда музей, наконец, открылся. Там экспонируется много такого, что раньше никогда и никто не видел. Например, эскизы и пробные оттиски орденов Великой Отечественной войны. На нашем Youtube-канале есть два варианта видеоэкскурсии и ролики об экспонатах выставки.

Видеоэкскурсия по выставке «Знаки Победы»

Видеоэкскурсия по основной экспозиции музея

– Вы говорите, что выставка традиционно готовится зимой и открывается к началу летнего сезона. Получается, что проводите только одну экспозицию в год?

– У нас есть основная выставка — «История денег». Это самая крупная современная экспозиция, посвященная истории российских денег с древнейших времен до наших дней. Мы постоянно ее модернизируем, что-то добавляем или меняем (например, недавно сделали витрину с эскизами новой «коронавирусной» монеты). Это — основа. В дополнение к ней у нас есть выставочные залы в Доме фондовых капиталов, который находится напротив. Там мы и проводим выставки. Учитывая, что коллектив у нас небольшой, работы много, и основные фонды находятся в Москве, мы обычно проводим одну выставку в год. Нам достаточно. Тем более, в перспективе откроются новые площадки — мастер-классы по отливу бумаги.

Но выставки (пусть даже и одна в год) — важная составляющая нашей работы. Они позволяют раскрыть собрание Гознака, показать людям уникальные вещи, которые мы храним. Ведь у нас есть такие памятники, которые не имеют аналогов и заставят ахнуть от восхищения даже специалистов. При этом собрание Гознака до недавнего времени было недоступно для широкой публики. Фактически это была закрытая коллекция. И вот теперь она открылась.

Интерьер основной экспозиции музея. Общий вид. В центре — башня, сложенная из 1000000 современных монет номиналом 1 рубль.

– А что за витрина с «коронавирусными» монетами?

– Витрина с «коронавирусной» монетой появилась у нас в начале декабря. Как известно, осенью Банк России выпустил в обращение новую памятную монету из недрагоценного металла номиналом 25 рублей, посвященную борьбе с коронавирусной инфекцией. Монета была отчеканена на Московском монетном дворе Гознака, но основную работу по созданию ее эскиза выполнили специалисты Дизайнерского центра АО «Гознак», расположенного в Санкт-Петербурге. Эскиз оборотной стороны выполнил Брынза, лепку — Бессонов. Мы решили, что будет интересно посмотреть на неутвержденные варианты эскизов, и сделали в основной экспозиции музея особую витрину, посвященную истории создания этой монеты. Здесь представлены несколько вариантов набросков, сама монета и скульптурная лепка в воске на специальной подложке. Она предшествует созданию инструмента для чеканки монеты — маточника и штемпелей.

«Коронавирусная» монета, выпущенная Банком России в октябре 2020 года. В новой витрине представлена не только сама монета (официальное название «Памятная монета, посвящённая самоотверженному труду медицинских работников»), но также её лепка и эскизы, включая неутвержденные варианты

– Андрей, за время организации выставок онлайн сложилось ли какое-то личное впечатление о них? В целом, это перспективное направление, которое продолжите развивать после пандемии, или с нетерпением ждете, когда можно будет проводить только офлайн-выставки?

– Что касается формата, то онлайн-выставка в нашем случае никак не отличалась в плане подготовки, разве что аврала было немного больше обычного. Так же готовилась концепция, отбирались предметы, монтировались в витрины... Только посетителей какое-то время не было. Подготовка экспозиции — сложный процесс. Это и составление концепции, и отбор материалов, и перевозка их из хранилища, и раскладка, и монтаж, и составление этикеток, и подготовка экскурсии. Конечно, все сопровождается большой исследовательской работой, без которой создание выставки в наших условиях немыслимо.

– А в чем заключалась Ваша роль в организации выставки «Знаки Победы»? Составить концепцию выставки или, может быть, Вы проводили какие-то исследовательские работы?

– Работой по подготовке выставки занимаются все сотрудники нашего сектора, я только координирую весь процесс и определяю магистральную линию. Ну и на мне — традиционный буклет-путеводитель по экспозиции и курирование работ по чеканке памятного жетона на монетном дворе в честь открытия экспозиции. Бывает необычная деятельность, связанная с выставкой. Например, в 2019 году у нас была экспозиция, посвященная банкнотам, которые не были выпущены в обращение. Называлась она «Деньги, которых не было». В итоге это вылилось в 400-страничный альбом-монографию, в котором без малого 1000 иллюстраций. Уж очень тема яркая и совсем не изученная.

«Деньги, которых не было. Из истории проектирования бумажных денег в России»

– Кстати, 9 января как раз отмечается день рождения бумажных денег. Монография посвящена образцам денег, которые дошли до наших дней, но не вошли в оборот? Вы специализируетесь на этой теме?

– Да, именно так. Всякая банкнота проходит длительный этап разработки, который сопровождается эскизами, пробными оттисками и так далее. Кроме нашего собрания, этих вещей, за редким исключением, нигде нет. В общем, да, это моя тема. Хотя, занимаюсь я не только бонистикой, но и нумизматикой. Зависит от ситуации.

– Под собраниями подразумеваете фонды музея в Петербурге или в Москве?

– Выставочный комплекс Гознака — это подразделение, сотрудники которого работают в обоих городах. Основной фонд хранения Гознака находится в Москве. В Санкт-Петербурге — то, что относится к монетному двору (он входит в Гознак), в частности, инструмент для чеканки монет.

Динамический макет производства на Санкт-Петербургском монетном дворе в XVIII веке — экспонат музея.

– Как Вы собираете экспонаты? Какими путями они к вам попадают? Например, Вы целенаправленно отслеживаете и отлавливаете банкноты, или как повезет?

– Экспонаты мы не собираем. Дело в том, что собрание Гознака исторически формировалось как собрание образцов продукции.

Попробую объяснить на примере. Допустим, готовится к производству монета. Художник делает эскизы. Один из них утверждается. Потом по этому эскизу готовится инструмент. Чеканится монета. Ее не утверждают. Готовится новый инструмент. Опять чеканится монета. Ее утверждают. Чеканится тираж, он отправляется заказчику, и монета поступает в обращение.

Из той массы монет, которая пойдет в обращение, часть осядет в музеях — Эрмитаже, Историческом музее (это два крупнейших хранилища предметов нумизматики в нашей стране) и других. А вот эскизы, инструменты, неутвержденные монеты, за редким исключением, хранятся только у нас, в собрании Гознака. Так же и с банкнотами, и с любой другой продукцией — от орденов до паспортов. Поэтому наше собрание не имеет аналогов

В общем, у нас и так есть такие вещи, что-либо приобретать нет необходимости. Правда, иногда это нужно для экспозиционных целей. Например, когда готовили основную экспозицию в 2016 году, закупались разные бытовые предметы: копилки, кошельки, украшения из монет и прочее, чего у нас в фондах, естественно, нет. А само собрание пополняется, что называется, «с колес»: предприятия Гознака сами передают образцы своей продукции в фонды.

Предметы быта, связанные с монетами: кошельки конца XIX — начала XX века.

Кассовый аппарат, копилки, счёты второй половины XIX — начала XX века.

– Вернемся к вопросу о монографии про несуществующие деньги. Как получилось, что Вы занялись этой темой? Что к этому подтолкнуло?

– Что касается интереса к невыпущенным деньгам, он проистекает из того, что сказано ранее: материалов, по которым можно «раскрутить» историю проектирования той или иной продукции (монеты, банкноты и т. д.), нет больше ни в одном другом музее. Поэтому грех этим не заниматься, тем более, это захватывающе интересно! Свою роль играет и то, что до появления нашего музея собрание Гознака было практически недоступно для всестороннего изучения и всеобщего обозрения. Конечно, сотрудники Гознака иногда что-то публиковали, но по сравнению с тем, что сделали мы за пять лет работы музея, это совсем не много.

– А какова доля неодобренных банкнот и монет в экспозиции? Вся экспозиция состоит из них или только часть?

– В основной экспозиции — не очень большая часть. Все-таки цель — показать основные вехи истории денег в России. Поэтому там есть все основные типы монет и банкнот, которые были в обращении на территории нашей страны. Доля «неодобренных банкнот» (шире — эскизов, проектов, пробных оттисков) не велика, но достаточна, чтобы вызвать восхищение у любого специалиста. В 2019 году у нас проходила выставка «Деньги, которых не было». Она вся строилась на том, что в обращение не выпускалось.

«Деньги, которых не было». Виртуальная экскурсия

– Каковы планы музея на ближайшие год-два? Понятно, что «призрачно все в этом мире бушующем», но все же...

– В Музее истории денег АО «Гознак» запланирована выставка к 100-летию начала чеканки советских монет. Она будет посвящена истории монет РСФСР и СССР с 1921 по 1992 год. Сейчас мы над ней работаем. Пока говорить об этом рано, но найдено уже много такого, о чем раньше известно не было.

В этом же году у нас пятилетие музея. К этому первому маленькому юбилею мы готовим обновление основной экспозиции. Собственно, мы модернизируем её постоянно, как в части оборудования, так и в части электронного контента и наполнения витрин.

Еще на следующий год запланирована ежегодная конференция «Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования». Она проходит в нашем музее с 2018 года, к началу мероприятия издается объемный сборник материалов. Надеюсь,  конференция состоится.

Также на будущий год запланировано открытие мастер-классов по ручному отливу бумаги. Ну и по мелочи — публикации, посты, ролики, буклеты, памятные жетоны...


Фотографии предоставлены Андреем Богдановым. Правообладатель визуального материала в статье: Андрей Богаднов.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Классическое искусство
27.11

Иосиф Райскин: «Шнитке не открыл полистилистику»

Интервью
28.11

Юлия Стрижак: «Шаляпин – мое главное увлечение в последнее время»

Интервью
25.11

Фабио Мастранжело: «Важно прививать детям ценности русской культуры»

Интервью
20.11

Дирижер Кристиан Кнапп: «Культуру США создали русские эмигранты»

Инклюзия
Слепые
15.10

Без разделения на зрячих и слепых

100-лет Всероссийскому обществу слепых

Смотреть все