Обложка: Ольга Денисова
Интервью

08 декабря 2023 года

Ольга Денисова вдохновляется народными костюмами

К Дню художника мы поговорили с Ольгой Денисовой - дизайнером костюма и искусствоведом. Автор и создатель авторских коллекций костюмов, костюмов для театральных постановок и текстильных дизайн-объектов, она - участник и лауреат различных профессиональных конкурсов, фестивалей, выставок. В настоящее время совмещает практическую работу с работой на кафедре истории и теории искусства в Санкт-Петербургском университете промышленных технологий и дизайна.

Ольга Денисова  

- Ольга, недавний спектакль «Сказки бескрайнего неба» ваша первая работа в качестве художника-постановщика? Почему решили начать с детских сказок?

Да, это первый опыт постановки спектакля. Раньше только показы мод ставила, а для театра шила костюмы. В студенческие годы работала в театре Владимира Малыщицкого реквизитором. Поэтому знакома с театральной «кухней». Почему со сказок начала? Наверное, потому что верю в чудеса. До этой постановки участвовала в работе над спектаклем про Винни Пуха. Художником была Софья Азархи, режиссером Анатолий Праудин.

- Какие художественные задачи стояли перед вами в рамках спектакля? Как вы их решали?

- Так как спектакль ориентирован на детскую аудиторию, то нужно было учитывать особенности восприятия такого строгого зрителя: не будет интересно - не станут смотреть. Удержать внимание в этом случае помогает интересный реквизит, в проектировании и изготовлении которого участвовали все участники спектакля от автора до режиссера. Так как мы работали в короткие сроки, то многие решения пришли в результате мозгового штурма. Так появились идеи превращения тканей в персонажей: платок — это девушка Манже, а большой блестящий фиолетовый с золотом отрез парчи - дракон. В постановке использовали ассоциации и символы. Так предметы «играют» персонажей, символизируют их.

Какие референсы вы использовали? Какие материалы?

- Во время спектакля зрителю нужно было рассказать и показать три сказки, а действия в них происходят в разных краях. Сделали акценты на узнаваемые региональные особенности мест действий: Ямал, Бурятия, Алтай, Великий Новгород. «Сказки бескрайнего неба» - современные авторские сказки, их автор Велта Кирьякова живёт в Петербурге и принимала участие в подготовке спектакля. Именно современный взгляд на вечные ценности стал импульсом, поэтому и постановку было решено делать современной. Например, у актеров основные костюмы - это почти повседневная одежда, можно сказать даже, что модная. Ведь в наши дни почти у каждого в гардеробе есть что-нибудь из футера. И получается, что перед зрителями появились образы сказочников не бабушек-дедушек, а мам-пап или даже сестёр-братьев.

- В спектакле используется декорация и костюмы-трансформеры, чем это обусловлено?

- Особенностью постановки является то, что актёры практически всё время перед зрителем. У них непростая задача - перевоплощаться на «глазах у изумлённой публики». В этом очень помогают костюмы-трансформеры, например, головные уборы...раз...и перед тобой шаманка или невеста. Во время подготовки были изучены традиционные костюмы народов на чьи земли переносит нас сказочное действие. Из этих костюмов были позаимствованы узнаваемые цвета и формы. В декоре аксессуаров были использованы сотни пуговиц. Пришитые на войлочную основу, созданную вручную, они привнесли ту энергию, которая исходит от рукотворных изделий, и именно это, а не копирование, очень сблизило театральный костюм с народным. Такой приём, на мой взгляд, помог создать нужную ауру. А непривычные для петербургского жителя цветовые сочетания визуально переносят зрителя в «далёкие края», детям без слов становится понятно, что это где-то не здесь...так как вокруг себя они такое не видят

«Сказки бескрайнего неба» 

- Сложно ли работать с «народным» костюмом и не «скатиться» в лубок?

- Не сложно, если не копировать народные костюмы, а вдохновляться ими.

На что обратить внимание художникам при работе с этническим художественным материалом?

- Художникам при работе с этническим художественным материалом рекомендую обратить внимание характерные особенности региона, с декоративно-прикладным искусством которого они работают. Не погружаться в мелкие детали (со сцены их не видно) и не использовать очень сложные визуальные смыслы (только специалисты смогут их разгадать). А попытаться вызвать у зрителя воспоминания или образы по избранной теме.

Ольга Денисова вдохновляется народными костюмами

- Расскажите о творческих планах

- В планах продолжить работу над созданием коллекций костюмов. Будут это модные наряды или костюмы для сцены покажет время. Сейчас в проекте пара идей, надеюсь, что удастся воплотить их в жизнь.

И еще один вопрос, уже не по спектаклю: в современном мире как можно сделать отсылку в своей повседневной одежде к своим корням и культуре своего народа?

Сделать отсылку в повседневной одежде к культуре своего народа довольно легко нужно: знать традиции, любить «своё родное», украшать себя этим и с гордостью носить! Хорошо использовать этнические аксессуары, они очень гармонично дополняют современную одежду, если знать меру.

«Культура Петербурга»

Обложка: Ольга Денисова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru

Другие статьи раздела

22.02

Инна Аронова: «Театр “Кот Вильям” - это оазис жизни»

Интервью
Театр
Кино
14.02

Елена Валюшкина: «Княгинь я еще не играла»

Театр
07.01

Те, кто создавал «Дождь»

Интервью
12.02

Оксана Сенчина: «В свое дело нужно быть по-настоящему влюбленным»

Интервью
Театр
06.02

Владимир Маслаков: «Актер – это личность»

Смотреть все