Опубликовано: 23 декабря 2022 года
Традиционно в музеях и выставочных залах нельзя прикасаться к произведениям, а порой даже слишком близко подходить к ним. Однако в каждом правиле находятся исключения. В музее истории религии до 2 февраля 2023 года проходит выставка тактильных картин «Небесные покровители», которые адаптированы для восприятия слабовидящими и незрячими людьми. Их создала творческая группа под руководством профессионального скульптора и педагога Наталии Карповой (г. Санкт-Петербург), работающей с православной тематикой более 25 лет.
– Как вам в голову пришла идея создать тактильную выставку? Что вас к этому подтолкнуло?
– Мы давно думали о реализации проекта, который был бы творческой скульптурной инициативой и в то же время был включен в социальную сферу. Поэтому, когда несколько лет назад мы впервые столкнулись с тактильными копиями шедевров живописи, мы заинтересовались вопросом доступности искусства для незрячих людей. Столкнувшись с людьми, имеющими инклюзию, мы осознали, насколько им не хватает тактильного восприятия объектов. Ведь в Петербурге для подобного восприятия предлагается не так уж и много объектов. Среди них – часть двери Исаакиевского собора и 10 копий работ Строгановского дворца. Почти сразу стало ясно, что для незрячих именно скульптура, как вид искусства, позволяет почувствовать образ, который изображает художник, непосредственно тем же способом, которым этот образ и создавался, избежав при этом посредника. Художественные работы, адаптированные для тактильного восприятия в самом процессе создания дали нам возможность и приложить свои профессиональные знания, и сделать вещи, имеющие не только творческое, но и социальное значение.
– В основе вашей выставки лежат образы православных святых. В основу работы легли конкретные иконы или вы создавали работы с нуля?
– В процессе подготовки к проекту мы изучили большое количество исторических и художественных источников. Все работы это авторские художественные композиции, которые разрабатывались автором от этапа эскиза до финальной отделки поверхности. Для каждого героя, на основе истории его жизни и иконографии выбирались такие моменты и аксессуары, что бы его узнавание было максимально полным. Щит и шлем поверженных ливонцев под копытами коня Александра Невского, лодка, на которой святые Герман и Савватий переплыли Белое море, стяг с ликом Христа, который устанавливают перед битвой у Дмитрий Донского, хирургическая лампа над головой Луки Крымского… При создании образов Луки Крымского, Иннокентия Вениаминова уже опирались на фотографии. Ушаков — по реконструкции черт лица по черепу, созданной Герасимовым.
– Отличается ли чем-то тактильная работа от барельефа или это практически одно и тоже, только одно можно трогать, а другое — нет?
– Разумеется, это разные вещи. Рельеф и барельеф рассчитаны только на визуальное восприятие, существует целая система перевода объемных фигур в рельефное изображение — в ней специально изменяются объемы и она не всегда ясна для тактильного восприятия. Тактильную картину скорее можно сравнить с горельефом, ведь некоторые части изображения выступают над поверхностью на 3\4 части своего объема. И что бы стать тактильными картинами все наши работы проходили через консультации наших экспертов, в них учтены рекомендации по ясности силуэта, размеру, тактильной ясности аксессуаров и еще множеству вещей.
– Обычно художник рисует эскизы, отбрасывает лишнее с творческой точки, создает итоговую работу. Как проходил творческий процесс в этом случае? Вам нужно было создать не просто художественное произведение, но работу, адаптированную под незрячих посетителей?
– Мы созвонились с Санкт-Петербургской региональной организацией Всероссийского общества слепых, а там нам порекомендовали обратиться в Изостудию незрячих художников, в которой состоят люди с I-III группами инвалидности. В процессе работы мы провели семь встреч со специалистами в инклюзивной сфере и фокус-группой, состоящей из членов РО ВОС , что бы учесть особенности тактильного восприятия работ и внести коррективы в результат.
– Что вас удивило, заинтересовало или стало открытием во время консультационных встреч с незрячими участниками фокус-группы?
Мы предложили участникам нашего тестирования опробовать четыре еще мягкие модели, сделанные на том этапе из пластилина. И получили множество положительных отзывов. Наши консультанты говорили, что их порадовал размер работы: это произведение одновременно и удобно ложится в руку, и позволяет подробно «разглядеть» детали (нос, бороду, одежду героев изображения). Мы поняли, что тактильное восприятие не отличается от визуального по итогу. Что тактильно восприняв образы, зрители так же достраивают образным мышлением сюжеты, видят больше и глубже чем создавал художник. А понятие того, что мы сделали все правильно пришло, когда одна девушка сказала: «Спасибо, теперь я поняла, как выглядит птица. Что она на самом деле не похожа на самолет». Понимаете, взрослый человек, учился, работает, интересуется животным миром. Но ни одно тактильное пособие не смогло до него донести пластику птичьего крыла. А художественное произведение – смогло.
– Ваши работы – это компромисс желаемого и доступности, или вам все-таки удалось реализовать художественное видение картины в полной мере?
В рамках поставленной задачи мы сделали художественные произведения высокого уровня. Лаконичность и масштаб основных фигур позволила нам опираться на стилистику лучших образцов классического греческого горельефа, решая выразительность сюжета благодаря пластике человеческой фигуры, а не сложной, картинной многоплановости европейского рельефа.
– Может ли ли незрячий посетитель понять тактильную работу самостоятельно или только вместе с подписями с рельефно-точечным шрифтом Брайля для лучшего и полного понимания произведения.
Любое восприятие, что тактильное, что зрительное зависит от подготовки и багажа знаний реципиента. Если зрячий человек не знает, что такое ряса или кольчуга, не имеет иконографических знаний по теме, то ему тоже потребуются объяснения. Для наших героев мы выбрали такие композиционные решения, что они говорят сами за себя, подсказывая зрителю, кто изображен на картине. А если выставку посещает человек с нулевым багажом по истории России и православия — емкая историческая справка, записанная в аудиогиде поможет восполнить ему этот пробел. И неважно зрячий он или не зрячий.
– Продумывали ли вы какую-то дополнительную защиту для работ, чтобы они могли выдерживать постоянные прикосновения? Например, места памятников, где их постоянно трут, начинают со временем блестеть и желтеть.
– Тактильное панно предназначенное для экспонирования в музейной или библиотечной среде нельзя сравнить с памятником, мимо которого проходят тысячи туристов в день. Но наши работы изготовлены из материала, устойчивого к прикосновениям и покрыты лаком в несколько слоев.
– Планируете ли вы дальше развивать это направление? Например, создавать изображения других святых или перейти на создания образов других мировых религий. Буддизма, например.
– Наша команда воодушевлена результатами проекта. Нами накоплен большой багаж знаний и опыта на стыке художественной и инклюзивной сферы. Мы планируем и дальше развивать нашу инициативу, посвященную тактильным изображениям, разрабатывая историческую и православную тематику и продолжать галерею образов проекта «Небесные покровители». Множество достойных героев не вошло в него, таких как Николай Японский или Феодорит Кольский, так же, мы хотели бы уделить внимание женским образам в истории, например, Ефросинье Полоцкой. Мы благодарны всем посетителям наших мероприятий, которые смогли высказать свою точку зрения о нашем проекте. Их теплые слова поддержки позволят нам работать дальше.
Благодарим коллегу Елену Харламову и Василису Карпову, члена творческой группы проекта по созданию тактильных картин «Небесные покровители», за помощь в работе над материалом.
Фото: Ирина Иванова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться