Опубликовано: 28 ноября 2023 года
А у Вас когда-нибудь возникало желание после хорошего спектакля не только одарить артистов овациями, но и сразу после закрытия занавеса, встретиться с актерами и режиссером, поговорить с ними по душам об их работе и о том, что Вы только что увидели? Теперь такая уникальная возможность появилась. Институт культурных программ при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга открыл театральный дискуссионный клуб «Театр-баттл». Участники проекта, побывавшие на спектакле, могут задержаться после окончания постановки в зрительном зале, высказать свое мнение об увиденном, пообщаться с артистами. Первая встреча состоялась 15 ноября в «Балтийском Доме», поводом для обсуждений стал спектакль «Счастье мое», поставленный по пьесе Александра Червинского.
Занавес закрылся. Пока артисты переодевались, чтобы снова выйти к публике не в образе, а в обычной одежде, ведущий встречи Сергей Ильченко (журналист, главный редактор газеты «Культурный Петербург», автор и ведущий программ радио «Петербург», доктор филологических наук) задал частично провокационный вопрос, похожий на один из пунктов опроса службы контроля качества сервиса фирмы «Н», которая заботится о своем клиенте:
- Рекомендуете ли Вы этот спектакль своим знакомым?
Эмоциональная, но не представившаяся зрительница: - Ребята великолепны! Я считаю, что только такой может быть девочка из детского дома, в чем-то угловатая, в чем-то дерганая, но женственная, чудная, со своими страстями и планом любви, с собственным представлением о счастье и трагедии. И Сенечка, такой красивый, мужественный, жесткий и чувственный. Если бы я была режиссером, я бы поставила этот спектакль именно так и ни как иначе.
Еще пара зрителей выступила с положительными отзывами. Спектакль, правда, был прекрасен. А если кто-то из зала и не согласился с этим мнением, то, по крайней мере, имея хорошее воспитание, в присутствии артистов, которые еще не вышли к зрителю, но были совсем рядом, промолчал.
После общих эмоциональных высказываний о постановке, зрители перешли к более детальному анализу действа. Всем залом определили возраст главных героев. Виктории не было и восемнадцати, об этом упоминается в тексте, а вот Сене – двадцать три (события разворачиваются в сорок седьмом году, а в сорок втором, когда он уходил на фронт, со слов самого парня, ему не было и восемнадцати).
Также ведущий предложил определить город, в котором состоялась встреча героев. По сюжету рядом с местом действия должно было быть море. Кроме того, в городе находилась дипломатическая школа. Из вариантов предложили: Мурманск, Севастополь и Санкт-Петербург. Однако прозвучало мнение, что город не важен, возможно, это собирательный образ - автор произведения ни разу не указывает точного названия места, где все случилось.
К беседе присоединились артисты, которых при появлении на сцене снова встретили аплодисментами. К зрителям вышли:
Виктория Зайцева – Виктория,
Олег Коробкин – Семён,
Мария Рубина – Лидия Ивановна (директор школы)
Сергей Ильченко: - А чем этот спектакль может зацепить молодежь?
Не представившийся зритель: - Если бы здесь была моя двадцатилетняя дочь, она провела бы параллель со своей жизнью и сказала бы: «Я бы так не поступила, зачем отдавать свое счастье, к чему такая жертвенность?»
Сергей Ильченко: - Но некоторая надежда все-таки остается, не зря же пьеса называется «Счастье мое».
Зритель Лидия: - Это огромный вопрос: почему это счастье с акцентом на слове «мое». Если это действительно счастье, почему не их общее? Я почувствовала, насколько психологически травмированные люди были после войны, какая оголенная душа была у девочки из детского дома. Она же отвергала Сенечку не просто так, это было связано с ее внутренними проблемами. Что у нее в голове, до сих пор до конца не понятно. Но эти люди вызывают во мне невероятное сочувствие.
Зал оживился, одна из женщин стала с места выкрикивать, что Виктория его отвергала, чтобы не испортить Арсению биографию. Мол, она его любит, но отпускает, отталкивает, чтобы не тянуть вниз.
Сергей Ильченко, обращаясь к Виктории Зайцевой: - Вас не смутило совпадение имен - вашего и главной героини?
Виктория: - Поделюсь своим секретом: меня с этой пьесой, историей и спектаклем связывает очень многое. Мои родители - артисты, режиссеры, они учились здесь, в Ленинграде в ВПШК, ныне Гуманитарном университете профсоюзов. Мама, будучи выпускницей, смотрела спектакль «Бумажный патефон» (по пьесе «Счастье мое»), и так он ей понравился, что она подумала: «Если у меня будет дочь, обязательно назову ее Виктория». Я родилась, она выполнила свое обещание. А когда мы узнали, что в «Балтийском доме» будет ставиться этот спектакль, восприняли это не как простое совпадение, а как знак судьбы. Я благодарна вселенной и Богу, что так случилось. В моей ситуации я совершенно по-другому смотрю на этот материал, в который объективно можно влюбиться. Но когда есть такая предыстория, испытываешь особую ответственность: маму нельзя подвести!
Вопрос из зала: - Понравился ли спектакль маме?
Виктория Зайцева: - Как Вы понимаете, моя мама воспринимает работы не как зритель или мама, она смотрит режиссерским взглядом. Но что касается именно этого спектакля, она «отключается» и вовлекается, смотрит его со слезой: «Вот она - моя Виктория».
- Восторженный мужчина из зала: - У меня сестра была на этом спектакле на девятом месяце беременности. Ее фамилия по мужу - Зайцева. Она вышла, поехала рожать, и, конечно же, родилась Виктория Зайцева (аплодисменты в зале).
Сергей Ильченко обращается к Марии Рубиной (директору школы): - А каково Ваше отношение к Виктории?
Мария Рубина: - Можно сказать - это моя доченька, я знаю ее историю, я знаю, что она в этой жизни пережила, что потеряла. Ее отец, судя по всему, был репрессирован, почти Тухачевский: дача - в Кратово. Трехкомнатная квартира... я ее вытащила, полюбила и за нее готова умереть. Не знаю, как моя героиня, но я чувствую так.
Сергей Ильченко, обращаясь ко всем: - А Вы - на чьей стороне?
Зритель Святослав Злобин: - Я все-таки, наверное, больше на стороне Арсения, ведь он вернулся, может быть, и в другую субботу, но ведь в субботу! Мне кажется, он пришел не из чувства долга, а потому что этого хотел. Для мужчины это, наверное, главное: иметь желание и мужество его реализовать. Я это сегодня увидел. С другой стороны, я понимаю, что у Виктории своя правда, свои стремления, свои задачи. И она имеет на все это право. Она - ребенок из детдома, привыкшая сама планировать и решать проблемы.
Зритель Елизавета Атаманова: - Эта история личная для каждого. Я переживала за героиню, я - на стороне Виктории. Она ждет молодого человека, а он кормит ее обещаниями. Когда же, наконец, ты выполнишь свои клятвы?
Сергей Ильченко: - А Вы бы такого Сенечку простили?
Елизавета Атаманова: - Виктория его проверяла. Сразу, с первой встречи понятно, что он ненадежный. Думаю, мне было бы сложно с таким молодым человеком.
Вопрос от редакции «Культура Петербурга»: - Виктория стремится к счастью. Как целеустремленная героиня она хочет по плану добиться результата - этого самого счастья, но с другой стороны, постоянно отрицает его в лице Сенечки. На Ваш взгляд, есть ли какие-то моменты, когда девушка верит, что у них все сложится?
Виктория Зайцева: - У нее в голове есть план. Он может быть угловатый, прямолинейный. Но девушка на все сто в нем уверена и знает, что хочет. Тут появляется конкретный мужчина, который обнимает, который страстно дышит, и вся задумка начинает обрастать новыми обстоятельствами. Виктория просчитала все, кроме того, что перед ней появится живой, притягательный мужчина, способный возбуждать в ней столько эмоций: и страх, и сильное желание, и какие-то непонятные чувства. Этого в ее планах не было. Героиню штормит. Если бы все было прямолинейно, как она задумала, то спектакль можно было бы сыграть за 15 минут. Но жизнь многомерна.
В завершении дискуссии, участники беседы снова наградили артистов аплодисментами. Открытие клуба с названием «Театр-баттл» состоялось.
Фото обложки: Ирина Иванова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться