Опубликовано: 30 июня 2023 года
Дети, занимающиеся музыкой, опережают в развитии своих сверстников, у них лучше развиты память и коммуникативные навыки, выше эрудиция и лучше сообразительность. Не так давно, во времена наших родителей, в Советском союзе более 50 процентов детей занимались в музыкальных школах, в сегодняшнем Китае почти каждого ребенка учат музыке. И совсем не обязательно становиться профессиональным музыкантом. О воспитании ребенка в музыкальной семье рассказала оперная певица, солистка Мариинского театра, приглашённая солистка Большого театра Мария Баянкина.
- Сначала о вас – как становятся оперной певицей?
Певцами в нашей семье были все, но оперной певицей я стала первой (смеется). Я родилась в небольшом посёлке в Свердловской области, и музыка всегда наполняла наш дом: папа играл на аккордеоне и гитаре, мог на фортепиано подобрать любую мелодию. У нас в семье часто собирались большие компании, после ужина он брал инструмент и все взрослые пели песни, мне всегда это нравилось. И наша семья не была исключением. Я знала наизусть множество народных и популярных песен и всегда присоединялась к «хору». Родители часто включали проигрыватель, я могла часами играть в куклы и слушать музыку. Это были прекрасные песни советской эстрады, музыкальные спектакли («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты»). В каждом доме было радио, по которому было много музыкальных передач, звучала и классическая музыка. И вот так, без назидания и навязывания формировался музыкальный вкус. Музыка наполняла дом. Помню, зима лютая, мама везет меня на санках, я вся до ушей укутанная, еду и пою, мама кричит: «Маша, прекрати петь, простынешь!», а мне дела нет, пою во весь голос… Когда мы переехали в город, я просила отдать меня в музыкальную школу. ома появилось фортепиано, в школе – занятия, новый репертуар. У нас был строгий и очень требовательный педагог.
Мой учитель Лидия Васильевна Новикова начала поручать мне сольные партии, и как-то завела разговор, что я могла бы сделать прекрасную музыкальную карьеру. Поначалу я не восприняла это серьезно - карьера оперной певицы? Петь для меня было как дышать, но оперу я тогда не слушала. Да, понадобилось время, чтобы ее понять и полюбить, но зерно было посеяно. Сегодня я не представляю своей жизни без оперы.
- Как быть в ситуации, когда ребенок говорит: «Все, больше не хочу ходить в музыкальную школу!»?
Конечно, все зависит и от семьи, и от характера ребенка. Выдающийся музыкант Юрий Башмет, например, вспоминает, что его заставляли заниматься. Конечно, стоит разобраться, может причина в конфликте с ребятами из класса, или с педагогом отношения не складываются, не нравятся какие-то конкретные дисциплины. Я, например, была активным ребенком, а занятия на фортепиано требует усидчивости и регулярности. Нужно переждать этот этап, кнутом либо пряником настоять не бросать, а завершить начатое. Момент, когда музыка завладевает тобой, и ты чувствуешь, что то-то получается, стоит только больше позаниматься – наступит, но, по моим наблюдениям, уже в относительно сознательном возрасте – лет в 12. Я бы посоветовала в такой переломный период найти какую-то отдушину, сферу, которая может быть интересна ребенку на данный момент. Например, во многих школах есть индивидуальный вокал или театральные занятия.
- Стоит побороться?
Стоит, но – найти причину и пути решения: отдохнуть, сменить педагога или даже школу, привлечь авторитетного для ребенка человека, позаниматься вместе, почитать про какого-то известного музыканта, сходить на концерт мастера, или на конкурс, в котором выступают дети, все может ребенка увлечь, вдохновить. А еще музыкальная школа вырабатывает навык трудиться и быть организованным, воспитывает дисциплину и волю: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. С тем же упорством, с которым будущие чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
- И все же это не спорт?
Конечно нет, это еще возможность открыть творческие способности, найти вдохновение. Музыка помогает быть самодостаточным: в разные периоды, когда проблемы, или переживания, или не хочется словесного общения, а наоборот- побыть одному – сосем не надо бежать из дома, лететь на Марс, уходить в компьютерные игры, просто – открой инструмент, начинай играть или любимую музыку, или что-то свое, и музыка унесет в другой мир, наступит гармония, или разрешение напряжения, часто – придет ответ, который ищешь…
– Когда надо начинать водить ребенка в театр и на концерты?
Вовлечение ребенка в искусство имеет «накопительный» эффект. И этим надо целенаправленно заниматься. Конечно, пока маленький, стоит выбирать короткие программы и спектакли, они есть в каждом театре. При музеях есть детские программы — юный художник, юный археолог и прочее. Ребенок как копилочка — что ты положишь, то и сохранит. Чтение книг, которые лежат в основе спектакля или оперы – это подготовительный этап. Например, у нас в Мариинском великолепные постановки опер «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Щелкунчик» — если ребенок знает эти сказки, ему будет интересно. И еще – ни один ребенок не останется равнодушным к красоте. Музыка же попадает сразу в душу, без объяснения, как ее «проглотить» или понять. Поэтому если программа концерта состоит из красивой музыки, можно послушать не весь концерт, а уйти после первой части. Ну, а магию театра начинаешь чувствовать уже с театрального фойе.
– Ваша дочь, несмотря на совсем юный возраст, она первоклассница и уже работает в театре. Всегда было интересно, кто эти детки, кто выходит на сцену во взрослых спектаклях?
Это тот случай, когда любой ребенок может прикоснуться к театру! Да, в театре часто работают дети артистов, но есть и обычные дети. Во всех крупных театрах есть детский хор, детский миманс, где дети не поют, они просто участвуют в сценах. В детский хор проводятся прослушивания. Для ребенка участие в настоящем взрослом спектакле — это событие, прикосновение к чуду, ты попадаешь в закулисье театра, и становишься не просто гостем, а участником театрального действа. И это очень заразительно!
– С какого возраста можно туда попасть?
В среднем с 5-6 лет — это миманс, с 6-7 начинают петь в хоре. У детского театрального хора большой репертуар. Репетиции, спектакли. Есть , конечно, специфика – нужно быть готовым к тому, что ребенок будет поздно ложиться спать. Спектакль заканчивается после 22 часов. Если дети заняты только в первой сцене, они уходят домой пораньше, но бывает, что они задействованы на протяжении всего спектакля. Но для них это радость! Поклоны, аплодисменты, они ощущают себя актерами и с нетерпением ждут финального выхода. В некоторых театрах дети, кстати, и зарплату получают, небольшую, но они знают, что это труд и он оплачивается. И это хороший опыт, он может повлиять в дальнейшем на выбор профессии.
Фото - Александра Абрамова
Агентство коммуникаций ASANTE специально для портала «Культура Петербурга»
Обложка - Солистка Мариинки Мария Баянкина о воспитании детей музыкой
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться