Опубликовано: 25 марта 2025 года
27 марта в России отмечают Всемирный день театра. В связи с датой, VK открывает театральную неделю: с 25 марта по 2 апреля пользователи ВКонтакте, ОК и Дзена получат эксклюзивный доступ к контенту более 100 знаковых культурных институций. Мариинский театр, МХТ имени Чехова, МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Татарский театр имени Камала и другие впервые проведут трансляции из-за кулисья, поделятся уникальными записями спектаклей, репетиций и интервью.
Портал «Культура Петербурга» решил поддержать акцию и пообщался с Владимиром Кошевым, чья судьба связана с драматургией, со служением в Александринке и Театре Наций. Роли актера не похожи друг на друга: на сцене он регулярно перевоплощается в Ивана Подколесина в «Женитьбе», в Иосифа Джугашвили в «Рождении Сталина», в Алексея Ивановича в «Игроке», Всеволода Эмильевича в «Мейерхольде. Чужом театре».
Мы поговорили с Владимиром о театре, детстве, признании, принятии и успехе.
Владимир Кошевой.
- Помните ли Вы день, когда впервые попали в театр?
⁃ День этот я, как ни странно, помню отчетливо. Как и в принципе все свое детство.
Мне было три года. Весна. Воскресенье. Сначала мы всей семьей сделали снимки в фотостудии, тогда это было очень модно, эффектно и, я бы даже сказал, пафосно. Сама фотостудия находилась недалеко от Рижского кукольного театра. А потом мы пошли смотреть спектакль «Три поросенка». Впечатленный увиденным, я приобщил к театральному таинству всех своих дворовых друзей, с ними мы разыгрывали сценки, ставили спектакли. Рос я, росла и моя любовь к театру. И, конечно, не только к кукольному.
- А как вышло, что Вы стали актером? Вы ведь росли в военной семье и даже закончили Московский военный университет. Неужели все родом из детства?
⁃ Мне кажется, что я только становлюсь актером. С возрастном отчетливее осознаю, что еще многого не знаю. В молодости из-за страхов я отказался от ряда предложений. Сейчас чувствую, что ничего не боюсь.
Желание стать актером было тайным, в детстве я не кричал и не убеждал родителей, что мне необходимо получить такую профессию. Были и другие мечты. Я увлекался биологией и был уверен, что отучусь на хирурга и буду спасать жизни людей.
Артисты мне казались богами, я даже не думал, что на них можно отучиться. Четкое осознание пришло лишь тогда, когда я переехал в Москву.
Спектакль «Дядя Ваня» в театре Наций.
- Меня посетила мысль, что военная и актерская профессии по своей сути связаны со служением. Вы согласны?
⁃ В моей семье дисциплина всегда была на первом месте. И в военном деле, и моей нынешней профессии она, однозначно, необходима. Поэтому соглашусь.
⁃ Знаю, что Вы также закончили факультет журналистики МГУ. Мы с Вами почти коллеги! Почему решили оставить журналистику и уйти в актерство?
⁃ Произошло это не совсем осознанно. Скорее естественно, быстро и неконтролируемо. Журналистику я оставил, поскольку понял, что занимаю не свое место. Писать легко и талантливо у меня не получалось. А актерство влекло… видел в нем средство для преодоления страхов и комплексов.
⁃ Расскажите про самое неудачное интервью. Наверняка, есть, что вспомнить.
⁃ Мое самое неудачное интервью случилось с Лией Ахеджаковой. Переписывали мы его несколько раз. Я бесконечно приезжал к ней в театр и благодаря этому застал весь выпуск спектакля «Виндзорские насмешницы» Яшина. Так я провел за кулисами театра «Современник» несколько месяцев. Наблюдал за взаимоотношениями актеров друг другом, режиссером и постановочной группой. Магия театра пленяла, а поведение Лии Меджидовны казалось дурным и высокомерным. Сейчас же я ее понимаю. Во всех проблемах тогда был виноват только я - интервью было кошмарным.
- Вы уже 25 лет в актерской профессии. Помните момент, когда произошел взлет, пик, признание в карьере?
⁃ 25! Мне кажется, что взлет, признание - не про меня. Не лукавлю! Пик внимания случился благодаря роли Раскольникова, после был очевидный спад. Признания (в общепринятом понимании) нет, я его не чувствую и не замечаю. Мощную энергию и обратную связь ощущаю от своих театральных работ.
- Воздержусь от клишированного вопроса: театр или кино? Но не могу не полюбопытствовать, появилась ли за время карьеры любимая роль.
- Все три мои роли в фильмах Ирины Евтеевой. Они давались непросто, через преодоление, переосмысление и трудности. Оттого так и ценны.
Отмечу, также свою роль в сериале Дмитрия Светозарова «Бабье лето».
Из последних работ, однозначно, роль Врубеля в проекте Олега Гусева.
Но то, чем я «пытаюсь» заниматься, это не карьера, скорее творческая биография.
- А насколько Вы избирательны в работе? Чем руководствуетесь при выборе ролей?
- Был период, когда я сомневался, отказывался и подходил к этому выбору весьма скрупулезно. Сейчас же стал менее разборчив. Играю, что предлагают и открыт к новым проектам.
- Вы живете на два города. Служите в театре Наций и в Александринском. В чем главное отличие московский сцены от петербургской?
⁃ Жить на два города трудно, бывает, что не понимаю, где именно проснулся: в белокаменной или на берегах Невы. Отличие в зрителях, атмосфере, настроении. Дорожу этими театрами и ценю возможность играть на их сценах. Одинаково комфортно на обеих.
- Мне известно, что Вы - противник репертуарных театров. Почему?
⁃ Не то, чтобы противник. Просто не чувствую себя органично в таком формате. Выходить каждый день в разных ролях для меня было бы тяжеловато.
- Ваша фильмография и театральные работы богаты непростыми, драматичными и даже тяжелыми персонажами. Как удается держать баланс в жизни? Не переносить все чувства и переживания в реальность? Вы упомянули Врубеля - одного из самых загадочных представителей русского искусства конца ХІХ века, творца с невообразимо тяжелой судьбой.
- Баланс удается держать не всегда. Стараюсь беречь своих близких и не переносить эти чувства со сцены в реальность. Четко разделяю профессию и жизнь.
- На сцене Александринки исполняете роль Мейерхольда и Сталина. Палача и жертву. Как уживается диктатура с авангардом? Не тяжело ли лавировать между этими ролями? Контрасты поразительные.
- Возможно, с исторической точки зрения моих персонажей так и можно определить. Но я играю личностей. Всеволод и молодой Сосо являлись персонами артистичными, яркими. Без диктатуры не было бы авангарда. А лавировать, действительно, тяжело. Радуюсь, когда между спектаклями есть перерыв. Но заводы и театры должны работать непрерывно. Вчера - Подколесин, завтра - Сталин, а послезавтра - Мейерхольд. Вне зависимости от состояния, самочувствия и настроения. Нужно уметь переключаться.
Спектакль «Рождение Сталина», Александринский театр.
- Валерий Фокин – талантливейший режиссер. Могу сравнить Ваш дуэт с Валерием Владимировичем с тандемом Ди Каприо и Скорсезе, Джонни Деппа и Тима Бертона, Рассела Кроу и Ридли Скотта? (Ведь каждому артисту нужен свой режиссер!)
- Валерий Владимирович - важный человек в моей жизни. Благодаря ему вижу свой как личностный, так и профессиональный рост. Согласен, что каждому артисту нужен свой режиссер, как и каждому режиссеру нужен свой артист. Отмечу еще Михаила Елисеева, с ним готовим сейчас две большие программы к юбилею Бродского.
- Был ли страх стать актером одной роли? Съемки в «Преступлении и наказании» и персонаж Раскольникова принесли Вам зрительскую любовь и популярность. Но знаю, что это работу Вы вспоминаете с ужасом.
- Такого страха не было, поскольку после этого опыта мне категорически не хотелось работать в кино. «Преступление и наказание» приходит ко мне в кошмарных снах. Отвращение и ужас воспоминаний со временем притупились. За пеленой раздражения и неприятия было и много позитивного, сейчас стараюсь фокусироваться именно на хорошем.
- Однажды Вы сказали, что артисты должны играть и получать свой успех в молодости. А мне кажется, что ранняя известность - непростое испытание для эго. Чем стремительнее взлет, тем больнее падение. И таких примеров масса. Психологические кризисы, иллюзорное ощущение собственной значимости, зависимости, а в итоге переживания утраты былой востребованности. Разве успех не должен быть планомерным, поступательным?
- Я действительно убежден, что необходимо получать успех в молодости.
Пока есть силы, нужно играть все подряд, пробовать новое, разное. Успех – окрыляет. А звездная болезнь – испытание, проверка на прочность. Без признания нет смысла существовать в этой профессии. Успех, по сути своей, то же счастье. А счастье не может быть планомерным и поступательным.
У меня бывали выступления, когда я уходил под звук каблуков собственных ботинок. Кризисы и ямы также важны в карьере, они помогают понять, куда двигаться дальше. Пик и взлет – состояние не перманентное, важно об этом помнить.
Главное, верить и любить то, что ты делаешь. И только с этими ощущениями выходить на сцену. Если нет понимания самого себя, веры в свое детище, то нет и болевой точки, и осознания того, о чем ты хочешь говорить со зрителем, тогда не стоит и выходить на это святое место.
- Считается, что кинематограф - стихия совпадения. Какая тогда стихия театра?
- Кино – дело случая. Важно оказаться в нужное время, в нужном месте, с правильными людьми. Стихией театра также правит счастливый случай.
По сути своей, вся наша жизнь - счастливый случай.
Фото: личный архив Владимира Кошевого.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться