Фото — Мария Лурье.
Интервью

24 сентября 2021 года

Встретиться с мамой

1 октября отмечается Международный день пожилых людей, учрежденный Генеральной Ассамблей ООН для того, чтобы обратить внимание общества на проблему демографического старения, а также к поиску возможностей улучшить качество жизни пенсионеров. В настоящее время в России насчитывается 37,9 млн граждан старше трудоспособного возраста. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в результате исследований сделал вывод, что всего в России около 7 млн одиноко проживающих пенсионеров. Пандемия лишь усугубила проблемы пожилых людей, оставшихся без поддержки близких.

Портал «Культура Петербурга» побеседовал с Галиной Фесенко, продюсером короткометражного фильма «Свиделись», посвященного одинокой старости и семейным ценностям. Фильм был снят 24 по 29 июня 2021 года в Санкт-Петербурге, деревне Войбокало, а также в вагоне поезда, автобусе, автомобиле и на железнодорожной станции Великого Новгорода.


— Расскажите нашим читателям, о чем ваш фильм?

Наш фильм «Свиделись» раскрывает тему одиночества пожилых родителей при живых детях. По сюжету главный герой Толик примерный семьянин, муж, отец четырёх детей, работяга, который наконец купил семье квартиру в ипотеку за чаепитием вспоминает о своей матери, которую он не видел уже почти 25 лет. У Толика возникает нехорошее предчувствие и он решает навестить мать. В своём фильме мы привлекаем внимание к важным семейным ценностям.

— Какова ваша роль в организации съемки фильма «Свиделись»?

Я продюсер фильма. Я человек, который организует кинопроизводство на всех его стадиях, в том числе и съёмочный период. Продюсер организует и регулирует финансовую, кадровую, организационную, технологическую, творческую и юридическую стороны на всех стадиях кинопроизводства.

— Почему вы решили снять фильм именно про одиночество пожилых людей?

Эта тема очень актуальна в современном мире, мы считаем, что очень важно привлекать к ней внимание и решать проблемы пожилых в том числе и с помощью кинематографа. Режиссёр фильма Лолита Наранович сейчас работает в службе помощи «Милосердие» и нередко встречает похожие истории о пожилых людях в реальной жизни. Наш фильм однозначно никого не оставит равнодушным и поможет задуматься о важном.

— Почему в качестве сюжета вы выбрали рассказ Людмилы Куликовой? Насколько известно, это не единственное произведение, посвященное проблемам взаимодействия поколений и являющееся классикой.

Другой известный сюжет классика на подобную тему мне бы хотелось тоже позже экранизировать, я искала похожие рассказы для альманаха и нашла рассказ Людмилы Куликовой. Он очень тронул меня и я решила включить его в альманах. Фильм современный, поэтому финансовых средств требуется меньше, на классическую литературу нам необходимо искать еще большие денежные средства. «Свиделись» снят при финансовой поддержке Росмолодёжи (один миллион рублей), на историческое кино понадобится больше средств.

— Часто не удается дословно адаптировать литературное произведение к фильму. Сильно ли сценарий отличается от своего источника?

Да, литература и киносценарии - это разные вещи. Наш сценарий не сильно отличается от первоисточника, но мы добавили несколько сцен, которые усилили драматургию.

— Как проходил кастинг для фильма? Сложно ли было найти актеров на главные роли?

Мы делали открытый кастинг, публикуя объявления в Интернете. Сначала актёры присылали видео со своими самопробами, затем мы приглашали их на очные пробы. Актрис на роль матери мы искали через театры. Найти актёров было не сложно, но это довольно большая работа по подбору и проведению кастингов.

— Одну и ту же роль можно играть совершенно по-разному. Отличалось ли ваше видение того, как надо играть роль заброшенной матери от точки зрения заслуженной артистки России Ирины Балай? По возрасту вы далеки от бабушек.

Ирина Балай прекрасно справилась со своей ролью. Она очень органична и талантлива. Нам лишь пришлось помочь ей гримом. Например, пришлось добавить седину, так как природной седины у Ирины достаточно мало, несмотря на возраст.

Фото: Мария Лурье.

— Почему в качестве референса вы выбрали дебютный фильм Александра Сокурова «Одинокий голос человека»? В чем это визуально заключается?

Это референс по атмосфере, где так же, как и в нашем фильме присутствует одиночество и мотивы пути, дороги героя.

— А как был организован съемочный процесс? Кто искал реквизит, создавал раскадровку?

Съёмочный процесс был организован согласно законам кинопроизводства. У нас присутствовали все цеха, которые есть в кинопроизводстве: продюсерский, административный, режиссёрский, операторский, звуковой, художественный. Реквизит и мебель искали ребята из художественного цеха под руководством художника-постановщика. Раскадровку создавал раскадровщик под руководством режиссёра-постановщика и оператора-постановщика.

— Вы провели съемки в Санкт-Петербурге, в поселке Ленинградской области Войбокало. А чем был обусловлен выбор именно этих локаций?

Выбор локаций был обусловлен подходящей для наших героев атмосферой. В Петербурге мы нашли просторную квартиру в светлых тонах с минимальным количеством мебели, чтобы было похоже, что герои совсем недавно переехали в новую квартиру. Также нам был очень важен балкон для установки осветительных приборов, чтобы создать световой рисунок утра. В Войбокало мы нашли прекрасный старый дом с печками, который отлично подошёл для деревенской атмосферы жилища матери.

Фото: Мария Лурье.

— Вы планируете выпустить фильм уже в октябре 2021 года? Каковы ваши планы по продвижению?

Мы не планируем выпустить фильм в октябре 2021, в октябре мы планируем лишь завершить работу над фильмом. А продвижение — это гораздо более сложный процесс. Сначала мы будем отправлять фильм на Международные кинофестивали, требующие премьеры, поэтому стратегически правильным будет делать фестивальную и вообще мировую премьеру фильма в 2022 году. Фильм будет продвигаться по кинофестивалям 2-2,5 года. После мы планируем включить фильм в состав полнометражного альманаха о семейных ценностях, тогда фильм ждём более широкое продвижение.

Фото: Мария Лурье.

Фото — Мария Лурье

Фото — Мария Лурье.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Интервью
17.06

Анастасия Курёхина: «У меня нет режима ожидания»

Интервью
01.06

Зоя Чалова: «Бумажная книга не умрет»

03.06

Воробьи, атланты и дух Невского проспекта

Смотреть все