Опубликовано: 22 марта 2023 года
Театр «Мюзик-холл» в ближайшее время ждут большие перемены. О том, что произойдет в судьбе легендарного учреждения порталу «Культура Петербурга» рассказала директор театра Юлия Стрижак.
Когда поход в театр — это путешествие в советское время
— Театр давно ждет ремонта. Правда ли, что обновление начнется в марте этого года?
- Реконструкцию мы ждем очень давно. В последний раз здание ремонтировалось 40 лет назад, за это время оно во всех смыслах устарело — в обновлении нуждается и само строение, и сценический комплекс.
Сейчас город выделил на эти цели значительную сумму, и уже в марте начнется обширная реконструкция нашего театра. Мы вместе с художественным руководителем театра Фабио Мастранджело добивались этого в течение многих лет. И теперь с нетерпением ждем перемен.
— Как изменится здание?
- После реконструкции у нас появится подземный этаж, как у Мариинки-2. И на этом этаже будут размещены гардероб, туалетные комнаты и технические помещения.
Кроме того, будет проведен ремонт купола, который не обновлялся более 100 лет, с момента постройки Народного театра в 1911 году. После реконструкции в куполе разместится репетиционное пространство.
Также в театре появятся новые помещения. Например, гостиная с историческим названием «Синий бархат», где будет стоять рояль, и планируется проводить встречи с артистами и презентации. Другим новым пространством станет конференц-зал «Красный бархат».
Глобальные обновления ждут Малый и Большой залы театра. В последнем будет установлена кинетическая люстра, способная изменять цвета, подниматься и опускаться. Это будет красивое решение.
Нашей новой сцене обещают современные подъемно-спусковые механизмы, позволяющие быстро сменять декорации и перемещать персонажей спектакля с пляжа, допустим, в горы или в город. У нас появится несколько люков-провалов. Также мы будем использовать возможности 3D-мепинга и видео-трансляции. И таким образом сможем в прямом эфире проводить прямые трансляции своих спектаклей на сайте театра или сайтах Комитета по культуре, а также Министерства культуры.
Такие опции очень расширят возможности аудитории всей страны. Ведь жителям маленьких городов, которые не могут побывать в нашем театре, виртуальный зал даст ощущение присутствия. А люди всегда хотят смотреть спектакли одновременно с другими зрителями.
— Не планируете ли воссоздание исторических интерьеров?
- Когда-то большое здание, которое включает в себя не только современный «Мюзик-холл», но и театр «Балтийский дом», и Планетарий, являлось «Народным домом императора Николая II». Это было красивое историческое пространство. Но в советское время в процессе ремонта дореволюционные интерьеры разрушили, а вместо них создали помещения, по своему стилю мало отличающееся от ДК Культуры.
Мы не будем воссоздавать исторические интерьеры, а оформим пространство в стиле ар-деко. Проект нового пространства нам создал бывший главный художник города Александр Петров, имеющий большой опыт создания достойных пространств.
Очевидно, что в последнее время стандарты, которым должен отвечать театр, претерпели существенные изменения. Люди хотят проводить время в красивых отреставрированных зданиях, сидеть в удобных креслах, смотреть спектакль в залах, имеющих достойное техническое оснащение.
При этом на данный момент, поход в наш театр — это путешествие в советское время. Наши полы, двери, инженерные сети, вентиляция — все нуждается в изменении.
И мы хотим изменить ситуацию ради наших зрителей, чтобы на наших постановках им было не только интересно, но и комфортно. Говорят: «Театр начинает с вешалки». Нет, на самом деле, он начинается с фасада здания и входной двери.
Несколько концертов театра пройдут в залах Эрмитажа
— Можно ли сказать, что после реконструкции Ваш театр станет самым современно оснащенным в городе?
- Конечно, Мариинский оснащен так, как ни один театр в мире. Мариинка-2 находится в новом здании, и такой технической составляющей мы, к сожалению, не получим.
Но надеемся, что после реставрации будем не хуже, а во многом лучше, большинства петербургских залов. Использование последних технологий позволит нам находиться в строю много-много лет. Ведь только новейшее сценическое оборудование может обеспечить магию театра.
— Ремонт рассчитан на три года. Где это время будет выступать труппа?
- У нас мощный театральный коллектив и оркестр «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело со своей большой концертной программой.
Но, как вы понимаете, в городе нет пустующего театра, в который мы могли бы на три года переехать. А значит, весь этот период нас ждет непростая кочевая жизнь.
Мы с коллегами провели большую работу. И приняли решение, что наша труппа станет выступать на разных площадках.
Есть договоренность с Концертным залом Мариинского театра, так называемой Мариинкой-3, с Капеллой, с Большим и Малым залами Филармонии. Оперы мы будем показывать в Эрмитажном театре, а мюзиклы — на сценах ДК Ленсовета и Дворца искусств Ленинградской области (бывший ДК Горького).
Учитывая уровень нашего оркестра, Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа, пошел нам навстречу и разрешил провести ряд наших концертов в залах великого музея. Это, конечно, чудо, что в результате все мы получим возможность созерцать красоту залов Зимнего дворца и одновременно слушать музыку в хорошем исполнении.
Шаляпин — один из символов России
— Вы давно хотите переименовать «Мюзик-холл», чтобы сделать его Санкт-Петербургским государственным музыкальным театром им. Ф.И. Шаляпина. В 2023-м певцу исполняется 150 лет. Будет ли это поводом, чтобы изменить название именно в этом году?
- Мы, действительно, очень давно ждем переименования. Все документы готовы, надеемся, что постановление об изменении названия будет подписано Губернатором в ближайшее время.
Изначально была идея провести ребрендинг после реконструкции театра. Но ремонт переносился сначала на 2020 год, затем 2021-ый, 2022-ой, 2023-ий… В итоге процесс так затянулся, что получить новое имя мы планируем сейчас — в год юбилея гения.
— Название «Мюзик-холл» является брендом города. Вам не жалко от него отказываться?
- Согласна, театр «Мюзик-холл» — это, действительно, любимое петербуржцами название. Бренд. Но наш репертуар совсем не соответствует тому театру «Мюзик-Холл», который был при Илье Яковлевиче Рахлине. Тогда режиссер хотел показать Западу, что мы тоже умеем делать шоу с красивыми женщинами, варьете и балетом. В его программе были и канатоходцы, и фокусники. И у того «Мюзик-холла» был свой зритель.
Но сейчас у нас другой, более классический стиль. Мы музыкальный театр, называясь «Мюзик-Холлом», только запутываем зрителей.
Ведь, с одной стороны, публика, которая плохо знает обновленный репертуар, на наши спектакли может не пойти, предполагая, что увидит здесь танцевальные номера с варьете. С другой — у нас возникают сложности в работе со спонсорами, которые утверждают, что скорее поддержат театр классического направления, чем «Мюзик-холл». С третьей — нам бывает трудно объяснить партнерам, почему при таком легкомысленном названии мы предлагаем такой серьезный репертуар.
Кстати, недавно нас посетил Валерий Абисалович Гергиев, который сказал, что с театром «Мюзик-холл» его ничего не связывало, а вот с Театром имени Шаляпина у него могут быть общие программы.
— А почему Вы выбрали именно имя Шаляпина?
- Фёдор Иванович пел в Народном доме. Даже в охранных обязательствах здания театра указано, что здесь проходил 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором 22 мая 1917 года с речью по аграрному вопросу выступал Владимир Ильич Ленин; в этих стенах выступали Леонид Витальевич Собинов и Федор Иванович Шаляпин. То есть здание представляет собой ценность не только как памятник архитектуры, но и как гений места, хранящий память о великом артисте.
Когда мы стали изучать творчество и биографию Шаляпина, выяснилось, что Народный дом был для него особенным местом. Последние годы жизни в России Фёдор Иванович очень любил выступать именно здесь. Наш оперный зал вмещал в себя 2800 зрителей. То есть являлся самым большим в городе, больше,
чем Мариинка.
Я когда стала разбирать, а как же так: зал тот же, а мест сейчас меньше, выяснилось, что в начале XX века у нас был огромный стоячий партер.
Кстати, само строение имеет очень любопытную историю. Когда-то принц Ольденбургский предложил идею создания Народного дома, и в этом его поддержали император и меценаты. Новое учреждение быстро приобрело популярность. Ведь оно создавалось для представителей всех сословий, в том числе для простых (в хорошем смысле этого слова) людей, которые получили возможность купить доступные по цене билеты. Петербуржцы, которые бы никогда в жизни не переступили порог Мариинки, ходили сюда. И за счет того, что здесь выступали теноры Леонид Собинов, Николай Фигнер и, конечно, бас Фёдор Шаляпин, это место стало во многом даже более популярным, чем драматический театр.
А Фёдор Иванович, будучи сам из крестьян, любил петь перед народом. И с удовольствием соглашался здесь выступать. Он чувствовал себя в Народном доме настолько хозяином, что даже поставил несколько спектаклей как режиссер.
Шаляпин любил посидеть в кабинете директора, заказать себе сюда обед из ресторана, а уже потом выйти на сцену.
Еще примечательный факт: 25 октября 1917 года Фёдор Иванович провел на этой сцене, где исполнял партию короля Филиппа в «Доне Карлосе». И когда прозвучали выстрелы «Авроры» (а в Народном доме их было очень хорошо слышно), публика испугалась. Зрители стали уходить, и у организаторов даже была мысль остановить или завершить спектакль. Но именно Шаляпин своим взглядом и волей остановил людей. Он всегда обладал феноменальным драматическим даром, а тут еще был в образе короля… Артисты хора, музыканты, часть зрителей вернулись на свои места, и спектакль был доведен до конца.
В автобиографии Шаляпина есть рассказ о том, как он со второй супругой Марией Валентиновной вышел на улицу. И в этот дождливый день на улице творилась такая суматоха, что было невозможно даже поймать извозчика, до собственного дома супруги шли пешком.
Почему мы так бьемся за то, чтобы в нашем названии присутствовало имя Шаляпина? Поскольку он один из символов России, воплощение русской судьбы, самородок, родившийся в крестьянской семье и прошедший в своей карьере все этапы развития от пения в церковном хоре до выступлений на лучших сценах мира. Он получал самые большие гонорары в мире, но все были настолько в восторге от его голоса, что никто с ним не торговался.
— Перед зданием театра в Александровском саду давно планируется открыть памятник Шаляпину. Известно ли, когда это случится?
- Еще в 1999 году недалеко от театра был поставлен закладной камень, на котором написано: «Здесь будет памятник Фёдору Ивановичу Шаляпину». Тогда же появился и эскиз самой скульптуры. Но работа по каким-то причинам застопорилась. Теперь, планируя появление памятника, нам приходится начинать процесс его согласования сначала. Думаю, через три года, когда будет отреставрирован театр, памятник Шаляпину будет установлен.
Принц Кентский был в восторге от красоты этого зала
— Вы с 2014 года возглавляете «Мюзик-холл». Что считаете своим главным достижением?
- Когда я сюда пришла, у театра не было ни репертуара, ни одного штатного артиста. Зато было 37 миллионов долга. Тогда Комитет по культуре пошел нам навстречу: мы получили 24 ставки, создали камерный оркестр, и Фабио Мастранджело начал с ним выступать.
Надо было отдавать долги. И для решения этого вопроса, мы сами взяли кредит…Теперь в театре работает большой творческий коллектив, у нас интересный репертуар и преданная публика. Все это требовало больших усилий. Да и вынесения решения о реконструкции добиться было тоже непросто…
— Продолжая тему обновления, будете ли вы ставить спектакли эти три года?
- Конечно! Артисты должны заниматься новым репертуаром, у Фабио много идей. Да и чем мы привлечем публику, если не будем ставить новые спектакли?
Кстати, у маэстро есть мечта поставить редко звучащую «Ласточку» Джакомо Пуччини. Но арендной площадке это сделать почти невозможно, поэтому мы обязательно вернемся к этому вопросу после возвращения в основное здание. Тем более, что это объективно интересное произведение.
— Слышала, что вы планируете открытие нового Концертного зала театра в здании бывшей англиканской церкви на Английской набережной. Когда это произойдет?
- По планам, Концертный зал на Английском набережной после ремонта должен открыться в конце 2024 года.
Речь идет о церковном строении невероятной красоты, последнем творении Кваренги в Петербурге. У помещения зеленый с золотыми звездами потолок, витражи, мраморные колонны, четыре потрясающих мозаики, отличная копия картины «Снятие с креста» Рубенса, сделанная в середине XIX века.
Планируется, что сам зал будет открыт выступления не только наших, но для многих коллективов, и это решение станет большим подарком для города. Тем более, что в здании находится исторический английский орган, единственный в России.
Англиканская община, которой до революции принадлежала церковь, в Петербурге, конечно же, существует, но она немногочисленна; мы с ней находимся в контакте.
Несколько лет назад, получив помещение, мы написали письмо английским дипломатам и получили ответ от английской королевы, что с их стороны средства на реставрацию выделены не будут. Также нам сообщили, что претендовать на передачу этого здания в лоно англиканской церкви никто не планирует.
Кстати, в 2017 году, когда нам только передали это помещение, в Петербург приезжал принц Майкл Кентский. Он посетил бывшую англиканскую церковь и был в восторге от ее красоты, и от идеи организовать здесь новый Концертный зал.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться