Опубликовано: 24 марта 2023 года

Елена Львовна Мадлевская — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея.


— Коллекция Натальи Леонидовны по своей значимости и масштабу сравнима с коллекциями Щукина и Долматова. Могли бы Вы рассказать про Шабельскую?
— Наталья Леонидовна происходила из дворянского рода и была блестяще образована. Ее супругом был состоятельный харьковский землевладелец Петр Шабельский. Думаю, что такой интерес к традиционной культуре предопределило также проживание в имении супруга, Чупаховке. Там была возможность непосредственно наблюдать жизнь крестьян, видеть их праздничные наряды.
После переезда в Москву Шабельской были открыты мастерские по вышиванию предметов в древнерусском стиле. Но и в Чупаховке Наталья Леонидовна владела мастерскими, давая возможность крестьянкам работать. По воспоминаниям современников, все рукоделие, которое создавалась ее вышивальщицами, шло на подарки императорскому двору и хорошим знакомым.
В экспозиции выставки есть один предмет, вышитый шелком и золотыми нитями самой Натальей Леонидовной. Этот экспонат свидетельствует о том, что Шабельская прекрасно понимала различные приемы рукоделия и владела ими.
Серьезным толчком к началу собирательства стало для коллекционера посещение нижегородской ярмарки, пестрившей предметами традиционной культуры. Среди «красного» товара и предметов народного искусства были вышивки, которые потрясли Шабельскую своей красотой и изобразительными образами и сюжетами. С тех пор начала формироваться коллекция, насчитывающая порядка 4000 единиц. Ее создание длилось в течение двух последних десятилетий XIX века.
Дочери Натальи Леонидовны также разделяли увлечение матери в области собирательства. Сохранились воспоминания младшей дочери, Натальи Петровны, о том, как они с мамой ездили по разным российским губерниям, приобретая местные предметы. Сами Шабельские считали элементы костюма одной из самых ценных частей своей коллекции. Они покупали: одежду, головные уборы, пояса, обувь, украшения. Также объектами коллекционирования были предметы утвари, декорированные в технике вышивки, ткачества, кружевоплетения, например, подзоры свадебных простыней, полотенца, ширинки и др.
Предметы собрания демонстрируют различные традиционные технологии работы с текстилем, деревом, костью, металлом.


— Сколько экспонатов из коллекции, находящихся в фондах Российского этнографического музея, представлены на выставке?
— На выставке представлено около 700 предметов. И это лишь малая часть, имеющихся в фондах музея экспонатов.


— Впервые коллекция была представлена широкой публике в 1890 году в Москве на VIII археологическом съезде. При построении настоящей выставки в основу легла предметная структура, представленная тогда?
— Не то чтобы мы ориентировались исключительно на эту выставку — так совпало. Пожалуй, хотелось лишь воспроизвести запечатленные на фотографиях два огромных шкафа с головными уборами. И все же мы выставили их несколько иначе — сформировали типологически близкие ряды предметов: кокошники разных типов, сороки, девичьи головные уборы. Нашей главной идеей было показать возможный максимум экспонатов, находящихся в фондах.


— По какому принципу проходил отбор предметов для экспонирования?
— Шабельская, в первую очередь, известна как коллекционер предметов народного костюма. Вследствие этого, главной задачей для нас стало показать костюмы и текстиль. Например, на выставке представлено всего 10 подзоров, 15 образцов кружева и 10 образцов вышивки на концах полотенец, а хотелось бы показать намного больше. Но, к сожалению, на все предметы не хватает места.


— При жизни Натальи Леонидовны вся коллекция была каталогизирована. После кончины Шабельской ее дочери хотели издать 12 фотокаталогов, но до начала революции был издан лишь один. Увидели ли свет остальные?
— Публикаций, к сожалению, больше не было. Нам известно только, что дочь Натальи Леонидовны Варвара работала над раскрашиванием имеющихся фотографий. Вообще Наталья Леонидовна — первая, кто стал проводить фотофиксацию предметов собрания. При этом снимались не просто предметы одежды, а образы девушек и женщин той эпохи в народных костюмах. К сожалению, документы и фотографии из личного архива Шабельских были утрачены в 1930-х годах, когда семья жила в эмиграции во Франции.


— Могли бы Вы рассказать об особенностях реставрации предметов костюма?
— Реставрация костюмов — процесс очень трудоемкий. И хотя ткани сохранились очень хорошо, большую проблему составляет реставрация головных уборов с перламутровыми сетками. Ведь дробленый перламутр нанизан на тончайшую хлопчатобумажную нить, которая, к сожалению, от времени перегорает.
В первую очередь наша главная задача — сохранить предмет. Его реконструкция — явление редкое и невероятно трудозатратное.


— Может быть, есть планы показать публике иные предметы, не представленные на сегодняшней выставке?
— Вполне возможно. Нам было бы интересно организовать выставку, на которой экспонаты будут представлять ту или иную группу типологических предметов.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться